29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Что будет дальше? События Владивостока и Приморья

Если в начале года затея проведения во Владивостоке саммита глав стран АТЭС казалась утопией и горожане совсем было потеряли надежду на то, что долгожданный мост через бухту Золотой Рог будет построен и пробки уйдут в прошлое, то начавшееся в конце июля строительство изменило точку зрения многих.

Мост новый, проблемы старые
А между тем пробки стали непременным атрибутом даже там, где раньше их не было. Одна из причин – та самая «стройка века». По всем канонам, до того как перекрывается одна дорога (в случае с Владивостоком – крайне важная часть улицы Суханова), объездные пути дорабатываются для того, чтобы быть готовыми к увеличившемуся потоку транспорта. Не тут-то было! Проезд из центра города по Партизанскому проспекту, движение по проспекту Красоты и езда во многих других направлениях стали сущим адом для водителей и пассажиров. Только после начала строительства тоннеля у верхней площадки фуникулера (тоннель станет въездом на мост) выяснилось, что проезд с улицы Гоголя на Уборевича существует лишь на бумаге, а по факту там… стройка жилого дома!

2008 год для жителей приморской столицы был отмечен и масштабной реконструкцией дорог. Подрядные организации обязали отвечать за качество выполненных работ. Назвался груздем – выполняй обязательства! В противном случае новая администрация Владивостока обещает с «груздями-самозванцами» впредь договоры не заключать.

Что касается мест для парковки, которых хватало бы на весь городской транспорт, то их по-прежнему нет. Разве на отдельных участках улиц проезжую часть расширили за счет сужения тротуаров, то есть за счет пешеходов. Только вот что делают на обновленных проезжих частях так и не перенесенные столбы освещения и почему по ночам они не работают, остается загадкой. И потом мы виним друг друга за парковку в неположенном месте…

Транспортная система Владивостока уже много лет не приспособлена к нынешнему потоку автомобилей
Транспортная система Владивостока уже много лет не приспособлена к нынешнему потоку автомобилей

Реформа местного автоспорта
Общественность Приморья взволнована тем, что творится на наших трассах и треках. Проблемы в этом отношении особенно ярко высветились (и в переносном, и в прямом смысле), когда 8 июня в ходе одного из этапов Открытого чемпионата Приморского края по драгу в стартовой зоне загорелся Skyline Михаила Максимца, пилот чудом остался жив, а действующий огнетушитель нашли, только когда спорткар уже догорал. Ни пожарной машины, ни кареты «скорой помощи» в Штыково не оказалось. Стало кричаще ясно, что необходимо решать массу вопросов: во-первых, места, где проводятся гонки, просто непригодны для этого; во-вторых, необходимо задуматься о достойной организации соревнований; и, в-третьих, приморский автоспорт нуждается в большом количестве зрителей.

Как у нас обстоят дела в этом отношении? Возьмем картодром «Змеинка», на котором проводятся этапы чемпионатов Владивостока по дрифтингу и шоссейно-кольцевым гонкам: спортсмены давно говорят о необходимости перестроить эту уникальную в своем роде трассу. Или взлетно-посадочные полосы аэродромов на Шаморе и в Штыково. На них проводятся соревнования по драг-рейсингу, но они малопригодны для этого. Видимо, простой достройкой трасс и автодромов проблем не решить, нужны новые площадки.

Пока Skyline Михаила Максимца полыхал в Штыково, зрители искали огнетушители
Пока Skyline Михаила Максимца полыхал в Штыково, зрители искали огнетушители

Что касается грамотной организации и освещения мероприятий, то здесь требуется слаженная работа городской и краевой администраций, средств массовой информации, спортсменов и команд в целом, а также клубов, взявших на себя проведение гонок. Но и привлечь зрителей на соревнования – это еще не все. Ведь болельщик, даже если вход на гонки бесплатный, не может обойтись без кресла или трибуны, при этом должна быть организована торговля едой и напитками, обязательны урны и туалеты. А уж когда за посещение соревнований организаторы берут деньги…

Автоспорт – это не просто шоу, хотя его элементы должны присутствовать и здесь. Автоспорт, тем более в таком регионе, как Приморский край, просто обязан приобщать всех интересующихся к технической культуре.

К чему все запреты?
В конце года приморцы были в очередной раз возмущены действиями российских властей, опять озаботившихся введением ограничений на ввоз бывших в употреблении иномарок и решивших попытаться запретить праворульные авто. Первым делом пострадали «конструкторы», то есть схема, при которой «японки» ввозятся в частично разобранном виде, собираются уже здесь и оформляются под документы привезенных ранее авто. 14 ноября вступило в силу постановление правительства РФ, устанавливающее новую ставку ввозной таможенной пошлины на кузова в размере 15% таможенной стоимости (но не менее 5000 евро за единицу). После начала действия этого документа бизнесу с «конструкторами» пришел конец. Это ограничение (а согласно здравому смыслу, запрет) стало только началом очередной кампании по борьбе с «серым» импортом автомобилей.

Даже зарубежные автопроизводители включились в эту борьбу. По их мнению, ввоз техники в обход официальных дилеров следует вообще запретить – дескать, все, что привезено в Россию в обход компаний – представителей заводов, является контрафактом. Первой к правительству России обратилась BMW. Странно, ведь контрафактом всегда считалось поддельное изделие, а тут получается, что, если ты «в неположенном месте» приобрел BMW 523i, собранный на мюнхенском заводе, этот автомобиль вроде как делали уже в каком-нибудь подвальчике в Шанхае. За немцами последовали представители Honda, еще ряд японских концернов готовится к принятию аналогичных решений их непринятию. Тут логику автопроизводителей Страны восходящего солнца понять трудно. Как ни крути, а самим японцам устаревшие авто надо куда-то девать, и одним из приоритетных направлений является Дальний Восток России. Можно предположить, что запрет «серого», а по сути параллельного, импорта приведет к падению спроса на новые машины на их родине.

Справедливости ради надо сказать, что первую подачу в этой игре сделала наша родная центральная акцизная таможня. Ее представители обратились в конце 2007 года в арбитражный суд Москвы по поводу ввоза для продажи подержанного автомобиля Porsche Cayenne 2004 года выпуска, приобретенного в Европе на вторичном рынке. Позже к иску присоединился представитель Porsche AG в России – ООО «Порше Руссланд». А 12 мая этого года суд вынес постановление изъять у компании-импортера ввезенный ею внедорожник. Основанием для такого решения стало нарушение авторского права компании Porsche на эксклюзивное использование своего товарного знака в России. Однако 31 октября появился прецедент: коллегия судей Высшего арбитражного суда рекомендовала президиуму ВАС пересмотреть дело о конфискованном таможней автомобиле. Судьи считают, что конфисковывать можно лишь контрафактные (в общепринятом значении слова «контрафакт») товары, а проблемы параллельного импорта фирменных товаров – это не вопросы таможни. Здравый смысл возобладал?

В 2008 году начался новый виток в битве "чиновники против праворульных иномарок"
В 2008 году начался новый виток в битве "чиновники против праворульных иномарок"

Как сказать. 25 октября депутаты Олег Морозов и Николай Гончар внесли на рассмотрение в Государственную Думу поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Эти поправки прямо или косвенно запрещают эксплуатацию на территории России автомобилей с правосторонним расположением руля. Впрочем, через некоторое время Морозов, который является первым заместителем председателя Госдумы, на пресс-конференции обмолвился, что правый руль запрещать никто не планирует, но это заявление кажется лишь попыткой продлить затишье перед бурей. В связи с такой законодательной инициативой по Приморью прокатилась волна акций протеста и митингов, в которых приняли участие не только бизнесмены, но и простые автолюбители.

А в начале ноября правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике вынесла решение, по которому рекомендуется пересмотреть таможенные ставки на ввоз б/у иномарок и категории, определяющие размер пошлин. Сейчас действуют разные таможенные ставки на ввоз автомобилей в возрасте старше семи лет, от семи до трех лет и менее трех лет. Предлагается же на машины в возрасте от года до пяти лет увеличить ставку с действующих 25-ти до 30%. Также рекомендуется увеличить таможенную ставку на машины старше пяти лет – нынешняя ставка в 1,5-3,2 евро за каждый кубический сантиметр объема двигателя может превратиться в 2,5-5,7 евро. За каждый кубический сантиметр рабочего объема двигателя грузовика придется заплатить 2-4,4 евро, для автобусов пошлина составит 3 евро. Правда, правительственная комиссия предлагает обнулить пошлины на ввоз автобусов в возрасте не более пяти лет и удовлетворяющих экологическим нормам «Евро-4».

Из трех зол…
Приморье замерло в надежде на скорое разрешение проблем с ввозом «японок». Уже привезенные в регион машины спешно оформляют на таможне и отправляют на авторынки края и на торговые площадки в других субъектах Федерации, где «беспробежную» технику с большой скоростью скупают новоиспеченные автолюбители и давние сторонники правого руля. А что будет, если ввоз «японок» прекратится и возможность выбрать останется только среди леворульных авто? Сегодня левому рулю отдают предпочтение всего около 10% приморцев. Российский автопром зарекомендовал себя не с лучшей стороны по причине моральной отсталости выпускаемых моделей – еще бы, как нужно было запустить отрасль, чтобы начать производить системы электронного впрыска топлива только в начале XXI века? Китайских авто на Дальнем Востоке буквально единицы, и, похоже, что в дальнейшем это количество возрастет ненамного – причина в чрезвычайно низком качестве продукции и неудовлетворительном уровне пассивной безопасности. Получается, выход – авто из Южной Кореи. Ведь корейский автопром постоянно совершенствуется, компании-производители сотрудничают с коллегами из Европы и Японии, обмениваясь новыми технологиями. Да и цены на многие модели не так высоки, как на машины из Страны восходящего солнца.

Единственный важный минус – отсутствие в модельных рядах многих компаний представителей популярных классов, например, минивэнов и комфортных микро- и малолитражек. Зато с запчастями проблем нет, механики с такой техникой уже знакомы.

А жизнь продолжается! Строятся дороги, ввозятся машины, развивается Приморье
А жизнь продолжается! Строятся дороги, ввозятся машины, развивается Приморье

С надеждой на лучшее
Так уж сложилось, что работа многих приморцев, и владивостокцев в частности, связана с морем. Кто-то ходит в рейсы, а кто-то занимается импортом автомобилей из близкой Японии. Трудно представить, что будет, если один из этих видов деятельности прекратится. Но не будем о грустном, в уходящем году произошло немало хороших событий, изменивших нас к лучшему.