19 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Проблема парковок во Владивостоке. Нам город строить и жить помогает…

С понедельника по пятницу это проще сделать либо рано утром, пока народная мудрость «кто первый встал, того и тапки» работает на все сто процентов, либо вечером. Днем нормально припарковать свой автомобиль – уже удача. Но вот поползли слухи, что во Владивостоке появятся специализированные многоуровневые парковки. Да не одна, а сразу десять! И журнал «Автогид» решил попытаться узнать, что будет, когда и как.

Да, есть достоверная информация, что власти города планируют построить механизированные парковки. Места для этих объектов уже выбраны. На сегодня их десять: площадь на улице Фокина, троллейбусное кольцо на улице Октябрьской, перекресток Фонтанной и Мордовцева, Фонтанная, 26, Суханова (напротив Думы), в районе остановки «Дальпресс», на улице Посьетская (за гостиницей «Приморье»), три участка по Партизанскому проспекту – один в районе Покровского парка и два в районе дома №15.

Парковки во Владивостоке
Проект многоуровневой парковки на улице Фокина

Из официального пресс-релиза администрации г. Владивостока: "Строительство многоуровневых механизированных автомобильных парковок в центре Владивостока может начаться в ближайшие месяцы, как только земельные участки будут зарегистрированы в муниципальную собственность. На днях распоряжением губернатора Приморского края девять земельных участков переданы муниципальному учреждению «Комплексное развитие земель в г. Владивостоке», после чего документы должны поступить в Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю. Напомним, передача земли состоялась согласно соглашению, подписанному губернатором Приморья Сергеем Дарькиным и главой города Владивостока Игорем Пушкаревым 14 апреля 2009 года. Всего в соглашении речь идет о 12-ти земельных участках, на которых должны разместиться многоуровневые парковки."

Конечно, в городе не вырастут сразу все десять парковок. Процесс возведения этих невиданных строений долог и кропотлив. Даже какими будут эти самые парковки, сейчас с точностью не знают и «на верхах». Но что-то ведь знают?!

Алексей ЛитвиновМнение специалиста. Алексей Александрович Литвинов, заместитель главы города Владивостока
AG: Когда было принято решение строить специализированные парковки?
– Во время своей предвыборной кампании Игорь Сергеевич Пушкарев, наряду с другими проблемами, говорил о нехватке специализированных парковок. Решение, что нужно строить парковки, приняли еще в мае 2008 года, но, чтобы их начать строить, просто принятия решения мало. Нужно найти места, определиться со статусом земли, чтобы она была свободна, чтобы ее можно было использовать для этих целей. Определиться, за счет каких средств будет вестись строительство, – сами по себе автоматизированные парковки достаточно дорогие. Свободные участки земли, которые можно использовать под концентрацию автомобилей в форме парковок, мы уже нашли. И буквально недавно зарегистрировали их в собственность города.
AG: Соглашение о передаче земли в собственность города было подписано еще 14 апреля 2009 года. Что с тех пор уже сделано?
– Год мы искали инвесторов, готовых вложить деньги, поставщиков оборудования, тех, кто будет его монтировать, и тех, кто эксплуатировать… Но так как такая деятельность на сегодняшний день не финансируется, это сказывается и на темпах проектов. Даже разработка полурабочих эскизных вариантов делается по нашей инициативе силами инвесторов либо проектировщиков бесплатно! Тем не менее по пяти участкам уже есть конкретные предложения с проработанными эскизами и механизмами функционирования парковок. Есть приблизительная оценка стоимости. Правда, когда мы закажем рабочий проект, стоимость изменится – ведь будет точно подсчитано, во что выльется проект переноса сетей, строительство фундамента или необходимость укрепления фундаментов близлежащих строений и домов. Есть примерное представление и о сроке окупаемости исходя из тех цен за парковку, которые мы хотим видеть. В любом случае, все это будет решаться совместно инвесторами и нами. Сейчас мы готовим дизайн-проекты для губернатора, а он уже будет их утверждать и рассматривать возможность строительства парковок или за бюджетные деньги, или за счет инвесторов. Исходя из этого решения мы и будем либо строить сами, либо объявлять конкурс среди инвесторов. И конкретный дизайн-проект отдавать для разработки рабочего проекта, чтобы по нему строить объект.
AG: Так вопрос о финансировании строительства парковок еще открыт?!
– Решение о выделении средств из городского или краевого бюджета пока не принято. Если у инвестора есть желание построить парковки, зачем тратить бюджетные деньги? Властями парковки рассматриваются как средство для улучшения автомобильного движения, а не способ зарабатывать деньги. Если выбирать между инвесторами и бюджетом, лучше для власти, по моему мнению, отдать проект инвесторам. Тратить на это бюджетные средства – значит, еще и получать бремя эксплуатации парковки, забот, чтобы она приносила прибыль. То есть власть фактически должна заниматься бизнесом. А это не совсем правильно. И если мы все-таки будем строить какие-то парковки на бюджетные деньги, то, наверное, рассмотрим вариант передачи построенного объекта в доверительное управление. Проведем конкурс, и тому, кто его выиграет, объект муниципальной собственности (парковка) передастся в доверительное управление. Но это наименее предпочтительный вариант. Лучше, если будет инвестор, готовый вложить собственные деньги в строительство парковки. Сейчас на пять парковок уже есть эскизные и технические предложения, но не на все из них готовы зайти инвесторы. На остальные пять пока нет ни эскизных, ни технических предложений, ни предложений от инвесторов, поскольку эти участки довольно сложные. Но если будут построены первые пять объектов, дойдет дело и до оставшихся.
AG: Какие парковки предпочтительнее строить во Владивостоке?
– Конечно, подземные. Но если на площади Фокина подземных сетей не так много, то на треугольнике – перекрестке улиц Фонтанной и Мордовцева – их столько, что один перенос всех этих коммуникаций будет стоить примерно столько, сколько само строительство парковки, если не больше. Причем сети придется переносить даже при строительстве наземной парковки. Но если строить подземную, их придется переносить дальше. Исходя из этого, и вообще из разумности, у нас почти все парковки будут наземные, башенного типа.
AG: И какова будет приблизительная стоимость парковочного места?
– Диалог с инвесторами о стоимости парковочного места, конечно, будет вестись. Но надо понимать, что если мы передаем земельный участок, а сторонняя компания строит и вводит парковку в эксплуатацию за свои деньги, то заставить ее сделать цены десять или тысячу рублей в час может, наверное, только жизнь. Чудес не бывает! Любое вложение денег, если это делает инвестор, должно быть экономически обоснованным. Либо должно быть социально значимым, и тогда необходимо тратить бюджетные средства. Но диалог в любом случае будет. Ведь мы рассчитываем помогать инвесторам. Будет идти конструктивное общение между нами (администрацией), инвесторами и ГИБДД. ГИБДД будет следить, чтобы люди не парковались в неположенных местах, а неположенных мест станет больше! Инвестор тоже должен понимать, что ему тем самым помогают зарабатывать деньги. Это цинизм, но он обусловлен жизнью! Если цена реальна, скажем, 30 рублей в час, извините, либо заезжайте на парковку, либо не ездите в центр на машине! Но если цена будет завышена, мы не будем даже разговаривать на эту тему. А ГИБДД гонять людей не будет! Потому что революции никто не хочет!

Парковки во Владивостоке
Проект многоуровневой парковки на улице Мордовцева

Заметки
В 2009 году в Москве, на территории телецентра «Останкино», открылся первый в России 9-этажный автоматизированный паркинг. В народе эту тридцатиметровую стеклянную башню сразу прозвали «паркингом для звезд». Авто заезжает на первый этаж, и четыре электродвигателя поднимают платформу с ним, как на карусели, на самый верх за 50 секунд. Машиномест в «паркинге по-звездному» всего 34. Себестоимость каждого, как и положено статусу, высока – 12 000 евро.

Места для парковки автотранспорта – огромная проблема для Москвы. И на центральных магистралях, и в спальных районах. В последних власти решили заменить хаотично установленные «ракушки» на многоэтажные паркинги. «Народные гаражи», как их назвали, это капитальные наземные неотапливаемые многоярусные строения с открытыми стенками из сетки-рабицы. Московские власти начали продажу «народных гаражей», но, вопреки ожиданиям, очередь за ними не выстроилась. Стоимость одного машино-места здесь составляет 350 000 рублей. Кроме того, с владельца будет взиматься ежемесячная плата за использование гаража. Размер платы, поясняют в столичной мэрии, для каждого комплекса «будет рассчитываться индивидуально, исходя из ряда особенностей», например, таких, как охрана.

Подводных паркингов в мире всего два – один в Париже, под Сеной, другой в Швейцарии, под Женевским озером. Третий обещают построить в Москве. Проект сооружения «машино-мест на дне Москвы-реки» уже разработан и отправлен на рассмотрение в Федеральное агентство по водному транспорту. По идее планировщиков, подводных стояночных мест должно получиться 10 000 – 24 паркинга. Ничего невозможного в этом замысле нет, вопрос лишь в цене. По предварительным расчетам, стоимость одного места подводной парковки будет около 5 миллионов рублей. Сколько будет стоить час парковки, даже предположить страшно. Сейчас Москва ищет инвесторов для этой затеи.

Андрей КосолаповМнение специалиста. Андрей Георгиевич Косолапов, директор "Тихоокеанской управляющей компании"
AG: Выгодно ли строительство парковок с точки зрения инвестиций?
– По нашим расчетам, парковки – это дело не только интересное для города, но еще и выгодное. Экономическая стоимость проекта превышает инвестиционную примерно вдвое. Если парковки сделать так, как предлагаем мы, привлечь инвестиции будет довольно легко. Чтобы парковка сама по себе была окупаема в обозримой перспективе, она должна либо дорого стоить для конечного потребителя, автомобилиста, что снизит ее ликвидность (люди будут просто парковаться рядом), либо должна еще как-то дополнительно использоваться. Благо для инвесторов, выделенные под проекты места очень интересны, и эти участки можно использовать не просто как парковочную площадь, но и для иных целей. Что не уменьшит значение парковки, а только увеличит экономические показатели самого проекта.
AG: Можно рассказать о предлагаемых вами вариантах парковок подробнее?
– Самый показательный пример – предлагаемый проект парковки на улице Фокина. Сейчас на месте ее строительства стоит 60 машин. Если взять все машины, стоящие в округе, это около ста. Мы предлагаем построить парковку с примерным количеством машин-мест порядка 380 штук, сделать на ней эксплуатируемую кровлю и разместить наверху место общественного питания по схеме «фуд-корта» (много предприятий с общей площадью для посадочных мест). Естественно, она должна быть вписана в архитектурный ландшафт исторического центра. Кроме того, улица Фокина – это большой трафик людей, и перекрывать его нельзя ни в коем случае. Для этого решено сделать на первом этаже галерею, то есть первый этаж фактически не будет использоваться под парковку. Это основной проход и торговое пространство, где можно разместить супермаркеты и магазины мелких повседневных товаров импульсного спроса. Понятно, что ликвидность площадей будет огромной. Где еще найдешь такой трафик?! Если соблюсти все эти условия, то частные инвесторы точно найдутся. Ведь у этой идеи есть и экономическое обоснование, по которому видно, что инвестор, вошедший в проект сейчас, в дальнейшем сможет продать свою долю вдвое дороже. Это проект самой высокоэффективной парковки, несмотря на ее небольшую этажность (многоэтажную парковку в этом месте строить нельзя).
Проектируя другую парковку, на перекресте улиц Мордовцева и Фонтанной, мы столкнулись с другой проблемой, архитектурной. С одной стороны, в этом месте старинная архитектура города, с другой – новое стеклянное здание. Нужно придумать что-то среднее между историей и модерном. Предлагаемый дизайн-проект имеет все связующие черты, и парковка может вмещать порядка 200 машин. Но так как высота строения довольно приличная, с эксплуатацией крыши здесь возникают проблемы. С другой стороны, рядом практически находится ключевой инвестор, то самое стеклянное офисное здание, которому нужна парковка.
Еще одна парковка – троллейбусное кольцо на улице Октябрьской. Здесь нужно строить так, чтобы троллейбусы продолжали ходить. Тут подошла бы так называемая кольцевая парковка. Автомобили в ней размещаются, как лепестки у ромашки. Машина заезжает на лифт, который крутится и поднимается до нужного этажа, ища свободное место. Здесь, наверху, также можно было бы сделать какой-нибудь ресторанчик с прекрасным видом, а внизу дополнительные площади для коммерциализации. Троллейбусы просто бы разворачивались и проезжали вокруг парковки. Один нюанс – высота предлагаемого нами проекта 74 метра. И когда мы понимаем, что наверху есть что-то для людей (к примеру, ресторан), проект усложняется. Причем не только строительными нормами и ограничениями, но и здравым смыслом. Варианты парковки на этом месте могут быть разными, но понятно, что наиболее подходящей будет круглая парковка. Все предлагаемые проекты парковок очень индивидуальны как с точки зрения архитектуры, так и дополнительной эксплуатации. Единственное место, где может сломаться ситуация, – когда мы начнем проходить «архитектуру» и за счет ограничений по строительству срежут все возможные варианты дополнительной эксплуатации. Если в этих проектах не делать дополнительных площадей, доходность резко снижается. Тогда инвесторов будет найти сложнее. С площадями для дополнительной эксплуатации окупаемость колеблется от трех до пяти лет, если их не будет, она вырастет до 7-10 лет.
AG: Чьи технологии предлагается использовать при строительстве парковок?
– Для автоматической парковки важны количество машино-мест и время выдачи автомобиля. Плотным парковкам карусельного типа, чтобы выдать определенный автомобиль, приходится вращать сразу все авто до момента, пока нужный экземпляр не окажется в нужном месте. Требуется на это примерно 2-3 минуты. И если место оживленное, на месте выдачи или приема автомобилей может появиться затор. Чтобы ускорить этот процесс, лучше использовать парковки башенного типа. Внутри такой парковки делают проход, по которому двигается лифт. Он принимает и переносит только одну машину. Время приема-выдачи авто в среднем 20-30 секунд. Одна из корейских компаний уже готова выступить поставщиком таких парковочных систем. Китайские парковочные системы дешевле, японские – гораздо дороже. Корейцы, как все азиаты, давно работают в этой сфере, и, насколько мне известно, в мире самые эффективные с точки зрения соотношения «цена – качество» парковки – корейские. Вот мы в Корею и обратились. Думаю, и конкурс будем проводить между корейскими компаниями. Их задача – предложить самое оптимальное решение на нашем месте. Само проектирование проводится преимущественно на корейской стороне, мы только к местности привязываемся. А какой будет механизм, как будут заезжать машины и как все это будет крутиться, будут предлагать уже они. Мы, соответственно, будем рассматривать их предложения и, главное, смотреть на плотность парковки и время выдачи авто. Возможно, чем-то придется жертвовать. К примеру, количеством машино-мест. Зато выдавать автомобили будем быстро.
AG: Сколько времени необходимо на строительство одной парковки?
– При наличии зеленого света от администрации, если уложимся в год, это будет рекорд. Год-полтора. Конечно, можно увязнуть и строить пять лет. Не надо пытаться ломать через колено. Есть архитектурная задача, техническая задача. Здесь всегда есть разменная монета – все могут неплохо заработать. Очень большой отрыв экономической стоимости от инвестиционной. Поэтому можно включить интересы всех участников и сделать все корректно. Просто это большая переговорная работа.

Парковки во Владивостоке
Проект многоуровневой парковке на троллейбусном кольце ул. Октябрьской

Как заключение
То, что о строительстве парковок уже заговорили, хороший знак. Значит, парковки действительно будут. Пока, правда, проект имеется лишь в головах чиновников и набросках проектировщиков. Когда он материализуется, достоверно никому не известно. Практически год земля под парковки передавалась администрацией края во владение муниципалитета. Прошел важный, но все-таки бумажный этап. Дело сдвинулось, уже есть земля. И есть понимание, что строительство парковок (хотя бы некоторых) привлекательно для инвесторов. Значит, они найдутся. Тут встает другой вопрос: отдавать проект в частные руки или строить за бюджетные деньги? Инвестиции, конечно, хорошо. Но ведь могут решить строить парковки в рамках подготовки к саммиту АТЭС или по программе благоустройства города. Могут же власти делать своим гражданам подарки: строить мосты, дороги. Может, и парковки? Тогда и проблема окупаемости, что волнует бизнесменов в первую очередь, уйдет на второй план, а то и сгинет вообще!

Конечно, есть еще вопрос «народный». Появление запрещающих знаков, штрафующих сотрудников ГИБДД и эвакуаторов будет попахивать какой-то коррупционной схемой. Но если говорить о том, чтобы очистить улицы и тротуары от стоящих вдоль и поперек транспортных средств, надо чем-то жертвовать. Конечно, в разумных пределах. И если считать себя цивилизованными, нужно и вести себя как граждане цивилизованных стран. Где за парковку автомобиля в центре мегаполиса платят гораздо больше, чем поодаль. Либо пользуются общественным транспортом и ходят пешком. Другое дело, что вариантов у тех людей больше. Ведь о выборе паркинга по карману (ввиду отсутствия выбора) мы пока не говорим.