26 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Решат ли в Приморье «дорожный вопрос»

Отвечать на вопрос: «Приведут ли наши дороги в полный порядок» – также бессмысленно. Вторая (или первая?) беда России актуальна с незапамятных времен, и в XXI веке, что очевидно, она до сих пор не решена. Неужели в Приморье, и во Владивостоке в частности, так и останутся направления, а не дороги?

Надежда есть
О ком в первую очередь мы вспоминаем, проезжая очередную «рану» на дороге? Конечно, о властях, в чьей компетенции находится как содержание, так и ремонт дорожного покрытия. По официальным данным чиновников, дорожные работы как в крае, так и во Владивостоке, ведутся. Леонид Вильчинский, руководитель департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края: «По поручению губернатора разработана краевая комплексная программа «Дороги края» (2007-2010 годы). Ее основные цели: удовлетворение потребностей населения и экономики Приморского края в транспортной инфраструктуре, увеличение мобильности населения и стимулирование экономической активности, повышение безопасности и укрепление обороноспособности Российской Федерации. Всего на реализацию настоящей программы предусматривается выделение инвестиций в сумме 33 414 млн. рублей: из краевого бюджета – 12 650 млн. рублей; из федерального бюджета – 20 764 млн. рублей, из них для бюджета Приморского края – 5390 млн. рублей. Объем инвестиций за 2006 год составил 603 млн. рублей, из них федеральный бюджет составил 350 млн. рублей.

1 - Дорожный вопрос в Приморье.JPG

!Это интересно! По данным диагностики федеральной сети автодорог, неудовлетворительными по следующим показателям являются: прочность – 56%, ровность покрытия – 37%, сцепные свойства –36% . С превышением пропускной способности функционируют 28% всех федеральных автодорог. Лишь 24% территориальной сети автодорог Российской Федерации соответствуют нормативным транспортно-эксплуатационным показателям.
Нельзя сказать, что проблемы не видят – нынешнему объему бюджетного финансирования дорожного строительства могли бы позавидовать предшественники не только в СССР, но и в Российской Империи, если бы не действующий механизм решения больной проблемы. Властные структуры не считают, однако, ситуацию безнадежной и связывают надежды с государственно-частным партнерством. Об этом свидетельствует недавно одобренный правительством РФ проект закона о платных автомобильных дорогах, цели которого не скрываются – глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что он направлен в первую очередь на закрепление гарантий инвесторов, а не на улучшение положений автомобилистов. Тем не менее, несмотря на то что, согласно этому проекту, платной дорога может быть, только если имеется бесплатный альтернативный объезд, который может не более чем «в три раза превышать протяженности проезда по платной автомобильной дороге», эксперты опасаются, что вместо строительства новых трасс начнется взимание денег за проезд по дорогам, которые находятся в приличном состоянии.
Мы, похоже, опять можем наступить на старые грабли. Мировая практика не имеет примеров, когда за счет платных дорог решалась бы транспортная проблема. О чем свидетельствует статистика – платными являются лишь около 2% от всей протяженности автодорог в мире, а в США, лидера по развитости дорожной сети, эта цифра и того меньше – 0,1%.

В 2006 году сдан в эксплуатацию первый пусковой комплекс на объекте «Реконструкция автомобильной дороги Раздольное – Хасан на участке 14 км – 23 км», протяженность участка составила 4,214 км. На данном участке были введены три мостовых сооружения общей протяженностью 161 погонный метр».

Рапортует и городская администрация. По сообщению пресс-службы, во Владивостоке начался ремонт дорог. Марина Мань, зав. отделом технадзора администрации Владивостока: «Реконструкция дорог началась с аварийно-восстановительного ремонта. График работ, учитывающий наиболее проблемные участки, уже составлен. Ремонт охватит более чем 80 адресов, включая ул. Давыдова, Бородинскую, Жигура, Котельникова, Пологую, Западную, Луговую, Карскую, Невельского, Черняховского, Пушкинскую, Махалина, Толстого, Муравьева-Амурского, Надибаидзе, Терешковой, Космодемьянской, Борисенко, Космонавтов, 2-я и 3-я Строительную, Коммунаров, 40 лет ВЛКСМ, Катерную и многие другие. Первыми будут сделаны участки на пр-те Столетия Владивостоку (в сторону ул. Ильичева, Фирсова и Постышева), Маковского, ул. Светланской (выезд на Новоивановскую), Луговой (выезд на Светланскую), Пушкинской, перекрестке ул. Суханова – Луцкого. В ближайшие дни спецмашины также планируют зайти на ул. Спортивную. Там, где после ремонта, проведенного в 2005-2006 гг., не истек двухгодичный гарантийный срок, работы будут осуществляться за счет подрядных организаций.

2 - Дорожный вопрос в Приморье.JPG

Кроме того, будет произведена и капитальная реконструкция магистральных и внутриквартальных проездов. На ее выполнение из бюджета Владивостока будет выделено 300 млн. рублей. Эти средства направят на восстановление асфальтового покрытия ул. Нейбута, Юмашева, Кузнецова, пр-та Красного Знамени, ул. М. Расковой, Часовитина, Гризодубовой, Комсомольской, Постышева, Волгоградской и других. Конечно, проблем на дорогах Приморской столицы очень много, капитальный ремонт на многих участках не производился очень давно, поэтому времени на восстановление и приведение в порядок дорожного полотна уйдет немало. Вышеперечисленные улицы относятся к самым проблемным участкам, поэтому их ремонтом занялись в первую очередь».

А денег нет…
Для того чтобы начать ямочный ремонт, дорожники ждали установления нужной температуры воздуха. «Из-за технологических особенностей процесса реконструкция может производиться только после установления стабильных положительных температур. Так, среднесуточные показатели должны в течение нескольких дней составлять не менее +5 градусов по Цельсию. Нынешний сезон выдался холодным, поэтому приступить к ремонту дорожникам долго не позволяла погода. Кроме того, асфальтобетонный завод, обеспечивающий специализированные предприятия материалом, возобновил свою деятельность лишь на этой неделе», – объясняет Мань.

!
Это интересно! Автомобильным транспортом общего пользования в Приморском крае ежегодно перевозится около 7,5 млн. т грузов и более 280 млн. пассажиров. Удельный вес автомобильных перевозок в крае весьма велик – он составляет до 45 процентов от общего объема. Общая протяженность автомобильных дорог краевого значения составляет 6652 км, в том числе 6540 км с твердым покрытием (3066 км с усовершенствованным и 3474 км с переходным) и 112 км грунтовых. В крае мостов и путепроводов 1581, общая их длина 59 855 м. Под краевыми дорогами проходят 6080 водопропускных труб. Помимо этого, в крае проходят 552 км дорог федерального подчинения (естественно, с твердым покрытием). Это – магистраль Хабаровск-Владивосток (М 60 «Уссури»), протяженностью 512 км, и 40 км автодороги Хабаровск-Находка («Восток»). Большое хозяйственное значение имеют дороги Уссурийск-Арсеньев-Кавалерово-Дальнегорск, Дальнегорск-Терней, Находка-Лазо-Ольга, Дальнереченск-Новопокровка-Восток, Владивосток-Находка.

Между тем, ямочный ремонт осуществляется регулярно, но полностью проблемы он решить не может. Александр Танеев, директор ООО «Отдел санитарного контроля» (подрядчик по ямочному и текущему ремонту центральных улиц Владивостока): «После зимы, которая принесла обильные снегопады, автодорожные службы обеспечены работой. Так, на нашем участке – от Партизанского проспекта до площади Луговой – 20% дорог нуждается в ямочном ремонте. Он подразумевает устранение выбоин размером до 5 м. На данный момент, когда дороги находятся в плачевном состоянии, ямочный ремонт сможет улучшить ситуацию, но, разумеется, временно. В то время как минимум 50% дорожного покрытия Владивостока не подвергалось капитальному ремонту, надеяться только на реконструкцию было бы нецелесообразно. Скорее всего, от ямочного ремонта мы так и не уйдем».

Каковы причины плачевного состояния нашего дорожного покрытия? По словам Танеева, есть и объективные обстоятельства: городской рельеф и местный климат. Однако их влияние можно было бы минимизировать, если бы для этого выделили нужные средства. «Основная проблема, конечно, недостаток финансирования. Недолговечность текущего ремонта зависит не от качества строительных материалов, им мы вполне удовлетворены. Но таяние снега, дожди – влага проникает под асфальтовое покрытие и разрушает его. Выход – в городе нужно установить качественные водоотводы и нормально действующие ливневые канализации. И, конечно, озаботиться капитальным ремонтом», – говорит он.

3 - Дорожный вопрос в Приморье.JPG

С этим мнением согласен и Виктор Корочин, генеральный директор дорожно-строительного предприятия «Примавтодор»: «В чем основные проблемы сегодняшнего дорожного хозяйства – в недостатке финансирования. Логика проста: чем больше средств мы заработаем, тем больше сможем вложить в технологии и материалы. Да, можно сетовать на рельеф и на климат, от них, конечно, никуда не денешься. Но такие реалии просто предполагают строительство большего числа искусственных сооружений. Например, краю и городу необходимы качественные водоотводы. Но все опять же упирается в деньги».

!
Это интересно! Методы дорожного строительства могут быть разными. Как и дорожно-строительные материалы. Но, пожалуй, самый экзотичный выбрал в 1820 году граф Вроницкий для постройки дороги в украинском селе Крымно. И, наверное, самый прочный – полтора века служил он людям по прямому назначению, и не колеса, копыта и подошвы заставили его сдаться. Уступил тракт напору цивилизации. Большая часть этой дороги была засыпана землей во время мелиоративных работ в семидесятых годах прошлого века, какая-то часть занесена илом, а небольшой участок используется до сих пор. Когда уникальное полотно собрались засыпать, местные крестьяне стали откалывать его участки для сохранения, и часть этих осколков можно увидеть в местных музеях. А особенность этой дороги в том, что вымощена она… конскими зубами! Граф скупал их по всей губернии (каждый зуб обходился ему в 5 копеек). Зубы устанавливали вертикально, цементируя известковым раствором, смешанным с кирпичной крошкой. По окончании строительных работ ширина «зубного тракта» составляла 3 сажени (6,4 м), а длина – 9 верст (9,6 км).

Сама технология сегодняшней укладки дорог в Приморье построена на принципе экономии, отсюда – недолговечность покрытия. Так, во всех цивилизованных странах, по словам Корочина, дороги асфальтируются по всей ширине. В России, согласно действующим ГОСТам, по обе стороны дороги оставляют гравийные обочины. В итоге как раз на стыке асфальта и обочины дорога начинает портиться, под асфальт попадает вода, которая под воздействием температуры и разрушает его. «Делается это в целях экономии, а в итоге долговечность такого покрытия снижается», – продолжает он. – Много разговор сейчас ведется о качестве битума. Мол, нам нужен такой материал, чтобы не плавился летом и не крошился зимой. Для того чтобы этого добиться, необходимо добавлять полимеры, а это дополнительные расходы. А качество чистого битума у нас вполне достойное».

Еще одна проблема, касающаяся именно дорог краевой столицы, – отсутствие учета и контроля. Так, в «Примавтодоре» каждая дорога имеет свой паспорт, где отмечается, когда, какие ремонтные работы проводились, что за материалы использовались и т.д., вплоть до гарантийного срока. Если работать стихийно, без учета, как можно контролировать состояние дорожного покрытия? Хотя планы у городской администрации создать учет муниципальных дорог все же имеются.

Будем платить?
Месяц назад правительство России одобрило законопроект о платных автодорогах, подготовленный Министерством транспорта. И, хотя этот документ еще не принял силу закона, так как пока не утвержден Госдумой, вокруг него уже развернулись бурные дебаты.

5 - Дорожный вопрос в Приморье.JPG

Во Владивостоке на сегодняшний день существует проект платной автомагистрали, разработанный еще в 2002-2003 годах. Это небезызвестная трасса «Горностай-Седанка-Надеждинское», выводящая поток машин из города напрямую в пригород и далее на дачный район Надеждинское. По плану, данная магистраль будет строиться заново, однако в ее основу должны лечь и уже существующие участки городских дорог, например, мост через улицу Снеговую и часть объездной улицы Выселковой. Некоторые грунтовые проселки в районе Зеленого угла и Второй Речки также должны, согласно проекту, превратиться в современное асфальтовое шоссе.

!
Это интересно! В конце 2006 года сайт Autospies.com, как обычно, составил рейтинг самых худших в мире дорог. Сибирская трасса «Лена», соединяющая Москву и Якутск (точнее, ее участок с 905-го по 1056 км), в этот раз отобрала пальму первенства у боливийской дороги, соединяющей города Ла-Пас и Коройко. Наша дорога оказывается практически размытой после каждого сильного дождя, но в отличие от латиноамериканского «конкурента», зимой это относительно проходимая трасса. Настолько, что приходится ставить знаки ограничения скоростного режима.

Дорога задумана скоростной: для этого предполагается избавиться от светофоров и перекрестков, что позволит поднять скорость движения до 100 км в час, значительно сократив время пересечения города. Трасса будет проходить по местам со сложным рельефом, в проекте предусмотрен мост через Амурский залив от станции Седанка до мыса Де Фриз.

О сегодняшних проектах разговоры идут, но конкретики пока мало. Главное, неясно, кто будет финансировать строительство платных магистралей. Если планируется привлекать инвесторов, то им необходимы гарантии окупаемости. Виктор Корочин: «Для этого нужна большая проходимость, которой наш автопоток обеспечить не сможет. В любом случае платные дороги ситуацию не спасут. В той же Америке, например, из всех дорог платные составляют только 2%».

Что же поможет решить дорожный вопрос? Эксперты надеются на саммит АТЭС. В целях подготовки к нему правительство обещает выделить средства и проконтролировать приведение наших магистралей в идеальное состояние. Но, по словам экспертов, если мы хотим успеть к обозначенному сроку, реализовывать планы нужно уже сейчас.