10 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Тяга налево, бессмысленная и беспощадная

Два года назад во Владивостоке органами прокуратуры была пресечена дорожно-культурологическая диверсия. Тогда по инициативе мэрии, активно экспериментировавшей с организацией автомобильного движения, на улице Мордовцева и части Семеновской (от Океанского проспекта до Алеутской) было введено левостороннее движение. 

Администрация вдохновлялась теми самыми благими намерениями – снизить плотность автомобильных пробок в центре. Но все-таки сложно отделаться от впечатления, что идея была внедрена управлением транспорта, а не туризма или, скажем, культуры. Праворульность Владивостока, пусть это еще не уловили наши инертные турагентства (ориентированные больше на выездной, нежели на въездной туризм), – одна из главных фишек Владивостока наряду с морем и сопками. Не раз проверял, как действует на гостей города посещение «Зеленого Угла» – даже на тех, кто машинами не интересуется в принципе. Впечатление получается покруче, чем от «Красного вымпела» или Набережной. Казалось, введение на двух улицах исторического центра левостороннего движения и должно было подчеркнуть инопланетность и «ояпоненность» Владивостока. Мол, нашим машинам привычнее двигаться по левой стороне дороги – и мы даем им такую возможность. Пусть всего на двух недлинных символических участках.

Прокуратура, впрочем, креатив не оценила и провела «проверку законности изменения схемы дорожного движения на территории Владивостокского городского округа», после чего с непроницаемо серьезным видом сообщила о выявленных нарушениях, сославшись на Венскую конвенцию и российский закон «О безопасности дорожного движения». От панк-администрации потребовали немедленно вернуть движение в привычное правостороннее русло.
На Семеновской левостороннее движение было отменено, а вот на Мордовцева оно так и осталось. И в мэрии, и в прокуратуре сделали вид, что забыли об этом участке. Да, посреди проезжей части лежат бетонные блоки, но это ничего с точки зрения ПДД не значит – улица-то остается одна, и на ней – левостороннее движение. Скажем, на улице Маковского, перетекающей в трассу М-60, потоки тоже разделены бетонной стенкой, но никому же не приходит в голову устроить там левостороннее движение.
…Меньше всего я хотел бы, чтобы эта заметка походила на донос. Напротив, мне очень хочется, чтобы еретическое левостороннее движение хоть где-то было сохранено. Подозреваю, что Мордовцева – единственная такая улица в России; этакий праворульный заповедник. Символ вольного, безбашенно-бесшабашного, авантюрного портового города. Готовый туристический объект, причем куда дешевле и остроумнее океанариума или оперного театра. Зримый символ дальневосточного зазеркалья, которое, конечно, тоже Россия, но – Россия особая.

Правда, пробки в центре города такие, что уместнее говорить не столько об автомобильном движении, сколько об автомобильном стоянии или ползании. Поборники европейских традиций (а Европу сейчас можно понимать максимально широко: Сеул, к примеру, тоже вполне себе Европа) недовольны тем, что Владивосток стал городом не для людей, а для машин. Они правы – но и автомобилистам становится все некомфортнее. По центру ни проехать, ни припарковаться. Да и вовсе не только по центру – чего стоит второреченский узел гордиевой затянутости.
Относительно безболезненные меры (или полумеры) вроде введения одностороннего движения и запрета левых поворотов привели к тому, что часть дорог теперь практически выключена из трафика, а другая часть постоянно перегружена. Излишки больше не стравливаются – некуда. Табуны автомобилей обреченно двигаются по одной-двум улицам, толкаясь боками и изнемогая, как горбуша, ползущая на нерест по обмелевшему руслу. Круговое движение напоминает дурную бесконечность. Водоворот. Затягивающуюся на шее города петлю.

Вот и Елена Чернова – специалист питерского Института урбанистики – высказалась за ликвидацию пресловутого одностороннего движения в центре Владивостока. Но ошибки у нас признавать не принято. Если кто и решится вернуть все обратно, то только другая, будущая администрация. А пока так и будем ездить по засасывающей «левой» карусели. Но даже если весь Владивосток перейдет на левостороннее и при этом круговое движение – от пробок это не спасет…
Улица же Мордовцева если и станет туристическим объектом, то разве что для пеших туристов. Автобусы тут увязнут, как сусанинские поляки. И пробки, и торчащая рядом Fresh Plaza – это наши антидостопримечательности. Пример того, как не надо поступать с городом.