Полеты во сне и… наяву
Томимый не свойственным мало-мальски думающему журналисту желанием поблагодарить государство и не в силах противиться этому всепоглощающему чувству… так и сделаю – поблагодарю! Причем сделаю это без привычной язвительности или столь же традиционного сарказма. Нет, ну правда спасибо. За заботу и внимание, за чуткость и хозяйский подход. За искренний порыв сделать что-нибудь полезное, нужное, да еще и ко времени. А не с опозданием на два-три десятка лет. За способность поставить себя на место рядового гражданина, а не одного из «слуг» этих самых граждан. Что, в отличие от своих коллег из мрачных времен проклятого царизма, ныне живут не в пример лучше хозяев. И по этой причине искренне недоумевают: чего это «шефы» недовольны?!
И к таким революционным, без преувеличения, мыслям подвиг меня опубликованный в преддверии весенне-летних отпусков документ. Названный привычно скучно «Постановление Правительства Российской Федерации № 287 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении». В переводе с чиновничьего новояза на понятный язык родных осин это означает, что родина подписалась оплатить часть стоимости билета на самолет. Создав тем самым возможность кое-кому слетать кое-куда.
А ведь и вправду хорошее дело. Ценовая политика государственно-частных перевозчиков (что по воздуху, что по земле) вызывает удивление у любого, кто пожелал бы воспользоваться их услугами. Цены растут непрерывно и неустанно. Превращая «опорный край державы» в некое подобие обитаемого острова. С которого не уплыть, не улететь, не уехать. И не вернуться назад! Поскольку дорого… А тут такая помощь, такое подспорье – половину стоимости билета отдаст государство.
И вот в этом месте завод заканчивается, батарейка садится и радость притухает, как лампочка. И опять начинает капать яд с раздвоенного языка прожженного щелкопера. Опять теснит грудь воздух, набранный специально, чтобы выразить недоумение. И опять возникают вопросы один другого крамольнее. Среди которых «а почему?» звучит в нескольких вариантах.
А почему граждан, живущих на дальневосточных рубежах, родина поделила на льготных и не очень? Почему, чтобы воспользоваться «государевым плечом» (ну и кошельком, ясен пень), нужно быть или молодым (до 23 лет) или «возрастным» (свыше 55 лет)? И почему именно такое количество «календарей» нужно набрать, чтобы почувствовать на себе заботу отчизны?
И с досадой, такой привычной и традиционной, приходит понимание: очередная инициатива опять не для всех. Присутствует в этом деле какое-то лукавство и неискренность. Ну действительно, сколько бедных студентов полетит в ту же Москву или Питер? Да там стоимость гостиницы в день немногим меньше стоимости перелета. То же и с пенсионерами. Им бы, с их-то доходами, на автобус бы хватило. Какие уж тут вояжи?!
А вот тем, кто помоложе, поактивнее, поделовитее, – вот им бы такой бонус (пусть и раз в год) оказался бы нелишним. Навестить престарелых родителей, съездить к повзрослевшим детям (оставшимся для кого-то детьми), попутешествовать с «драгоценной» или «ненаглядным» – ах, как бы это было хорошо. И не только оттого, что можно поменять обстановку, вырваться из привычной рутины и увидеть мир, но и от осознания: в какой же чудесной, щедрой и заботливой стране я живу! И не нужно было бы никаких надуманных лозунгов, дорогих PR-кампаний и бесконечной трескотни по телевизору. Да и обошлось бы, пожалуй, подешевле.