29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Нож к сердцу (Продолжение. Начало в AG №4-2014)

В экипировке настоящего охотника (настоящего, это важно!) нет и не может быть ничего лишнего. Любой элемент его сложного «обмундирования» должен решать и решает свою, отведенную исключительно ему, задачу. Так, ружье служит для стрельбы, рюкзак – для переноски вещей, сапоги защищают от воды, головной убор – от холода или солнца… И только нож в состоянии совмещать (и весьма успешно) несколько функций, играть несколько ролей, работать в качестве разного инструмента. Но, чтобы он смог продемонстрировать все свои способности, развернуться во всю ширь, блеснуть во всю мощь, его нужно правильно выбрать, тщательно подготовить и надежно сохранить. И тогда можно быть совершенно спокойным. Поскольку «ни снег, ни ветер, ни звезд ночной полет» будут не страшны.

Рука и рукоятка

О том, из каких соображений исходят охотники при выборе ножа, очень подробно было рассказано в предыдущем выпуске. Прочность стали, геометрия клинка, способ заточки – все это, безусловно, важно. И объяснять настоящим таежникам очевидный набор аксиом едва ли требуется. Как и то, что все эти замечательные качества ножа сводятся на нет таким пустяком, как неправильно или неумело подобранная (или изготовленная специально) рукоятка. Ну действительно! Как прикажете работать инструментом, если его «держак» натирает руки в мозоли, царапается или выскальзывает? В лучшем случае такой инструмент меняют. Но это если есть возможность, а как быть в лесу, где до ближайшего охотничьего магазина сотни километров непроходимой тайги? Это что же — вся охота коту под хвост? Именно так. И потому игнорировать важность рукоятки – верх легкомыслия.

Нож к сердцу

Начинать, как водится, лучше всего с материала. Того, из которого рукоять изготавливается. Требований к нему немного, но все они важные. Так, рукоятка не должна холодить руку зимой и скользить в более теплое время. При этом нелишне, чтобы он (материал) и, как следствие, она (рукоятка) были красивыми и… приятными на ощупь. Такими качествами обладают рукоятки, выполненные из рога, кожи, твердых пород дерева. Украшенные инкрустациями, тонким рисунком или узором, они становятся самостоятельным произведением искусства. Радующим глаз и восхищающим функциональностью. Впрочем, есть недостаток, который не позволяет считать их единственно возможными, – они непрочны. Сильный удар, чрезмерный нажим, неловкий поворот – и от надежного грозного ножа остается только клинок. Использовать который без определенного навыка бывает практически невозможно.

Этого, а также других пороков «рогов-копыт» лишены синтетические рукоятки. Они не скользят в руке (даже когда покрыты влагой или жиром), имеют высокую износостойкость и приятны на ощупь. А если вспомнить, что фабрично изготовленные рукоятки практически неотличимы от натуральных материалов (дерева или рога), то едва ли кто усомнится в том, что выбрать, если есть возможность.

Нож к сердцу

Второй признак хорошей рукоятки – способ ее крепления к клинку. Или, что бывает чаще, – клинка к рукоятке. Разница вроде и несущественная, но здесь от перемены мест слагаемых сумма меняется. И очень сильно. Поскольку добавляет ножу примерно поровну недостатков и достоинств – в зависимости от того, какая рукоятка получилась (всадная и клепаная).

Суть приема – в его названии. В первом случае хвостовик клинка делается достаточно узким и буквально вбивается в рукоять. Длина хвостовика не регламентируется, что позволяет кончику выйти с другой стороны рукоятки. Этот способ крепления полотна осязаемо облегчает общий вес изделия, но при этом основательно страдает прочность.

В отличие от всадных, клепаные рукоятки состоят не из двух, а из трех элементов. Два из которых – пластины рукояти, а третий является неотъемлемой частью клинка. Что важно: выполненный точно по форме пластин. Соединенные воедино, они представляют собой очень прочную конструкцию, но… довольно тяжелую. Поскольку вес ножа увеличивается на массу большого и тяжелого хвостовика.

Кому-то такой способ изготовления рукоятки покажется слишком простым и архаичным, и он сделает выбор в пользу т. н. ножа для выживания. Спору нет, такой мини-меч с набором всего нужного в контейнере в полой рукоятке вызывает восторг и трепет. Но! Только у неопытных новичков, падких до разного рода «красивостей». Таким придется напомнить: тайга не прощает снисходительности и самонадеянности. Нож, годный для голливудского Рэмбо, малопригоден для русского охотника. Крепление рукоятки изначально ненадежно (что там за что держится?), сама рукоятка в силу пустоты внутри прочной считаться также не может. Плюс подобные ножи изготавливались исключительно для тропического климата и в условиях русской зимы представляют собой совершенно бесполезный кусок металла.

Нож к сердцу

Нужны ножны

Ножны – аксессуар, о котором песен не спето и стихов не сложено. Что тут поделаешь, ничего героического или эффектного в «домике» для ножа нет изначально. Функционально ограниченные исключительно предохранением клинка от разрушительного воздействия окружающей среды и сохранением филейных частей владельца уже от клинка, ножны представляют собой абсолютно утилитарный предмет. Исключением из правил могут, пожалуй, являться только ножны для штык-ножа. Способные стать дополнительной частью «ножниц по металлу», они выбиваются из общего ряда тезок-близнецов. Но они ведь из армии!

«Статским» такая честь не оказывается. Они остаются тем, кем им быть и положено, – просто ножнами. Задача у них простая, особых секретов в изготовлении нет, равно как и строгих правил при эксплуатации. И все же на некоторые особенности их использования внимание обратить не мешает. Начать стоит с их веса: они не должны быть тяжелыми. По этой причине основные материалы для их изготовления те же, что и для рукояток: дерево, кожа, синтетические ткани, пластмасса. Они, в силу своей пластичности, позволяют выполнить ножны с учетом второго требования: ножны должны крепко держать нож в «своих объятиях» во избежание выпадения. Потеря ножа в тайге – само по себе серьезное ЧП, но еще хуже, когда на выпавший клинок кто-то «накололся». Зачастую это бывает сам незадачливый «охотник», не придавший значения такому «пустяку». При этом нельзя забывать и о том, что при всем этом нож должен легко и быстро выскальзывать из ножен в случае необходимости. Бывалые рыбаки и охотники без труда вспомнят не один десяток случаев, когда именно хорошая реакция и острый нож, моментально оказавшийся в руке, позволили сохранить им жизнь и здоровье. Или как минимум не позволили остаться без добычи.

Соединить эти взаимоисключающие требования в состоянии всего лишь два типа ножен. Первый (самый распространенный) представляет собой конструкцию, при которой задняя стенка доходит до конца рукоятки, а передняя закрывает только клинок. Рукоятка для большей надежности крепится к стенке кольцом на кнопке или липучке. Этот способ крепления (как правило, на поясе) предпочтителен, если соблюдена балансировка ножа. Проще говоря, когда рукоятка легче клинка. Если такой уверенности нет, выбирают другой тип – ножны, в которых нож глубоко утапливается почти по всю рукоять. Для охотничьих целей самыми удобными и практичными как раз являются ножны этого типа. Но, повторим, все зависит от целей и задач. Ну и ножа, понятное дело…

И последнее: прочность ножен. Это качество не требует дополнительного представления, поскольку именно это свойство обеспечивает сохранность ножа (нередко очень дорогого) и безопасность владельца (всегда очень дорогого). По этой причине вот уже много-много лет единственно качественными и достойными ножа считаются кожаные ножны. Прочные, легкие, удобные, они еще и владельца характеризуют как человека знающего, любящего свое оружие и заботливо к нему относящегося.

На боку, на спине, на…

Да-да, и об этом тоже не нужно забывать. Если верно правило о том «как назовешь, так и поплывет», то и другое не лишено основания – «куда поместишь, так и поохотишься». От того, где висит и как расположен нож, зависит очень многое. И в первую очередь – комфорт охотника. Излишне говорить, что бьющий по ноге или бедру нож минимум вызывает раздражение. Максимум – может привести к травме, синяку или ссадине. Что в лесу, вдали от всех медицинских благ цивилизации, очень и очень нежелательно. И поэтому первое, что требуется сделать, умещая нож на поясе, – закрепить его, чтобы не болтался.

Второе – определиться со стороной. Традиционно (может, просто по привычке) нож висит справа. Но бывалые охотники знают, что это не очень удобно, поскольку на той же стороне носится и ружье. Оно может поцарапаться при трении о рукоятку, в особенности если последняя расположена высоко. И потому рекомендация переместить нож на левое бедро имеет право хотя бы на осмысление. Впрочем, можно приучить себя и к другому способу ношения ружья – на левом плече. К слову, такой способ считается наиболее безопасным. Но отнюдь не самым эффективным с точки зрения оперативности. А можно сдвинуть нож за спину – кое-кто полагает, что ему там самое место.

Высоко или низко крепить своего «железного друга»? Вопрос, между прочим, очень серьезный. И хотя особенность расположения ножа на поясе зачастую определяется не охотником, а фирмой – изготовителем ножен, кое-что знать об этой стороне вопроса будет полезным. Высокое расположение ножа, на первый взгляд, не очень удобно. Ну действительно, тянуть вверх и без того неудобно расположенную рукоятку радости мало. Зато он практически не мешает, и риск сесть на него снижается максимально. В то же время низко висящий нож при всех удобствах его «выдергивания» может добавить дискомфорта при движении или на привале.

Излишне говорить, что нож должен находиться обязательно в ножнах. Которые, в свою очередь, должны быть закреплены на поясе. Никаких кавказских приколов с затыканием ножа за пояс. Даже на Востоке такой способ – не более чем дань традиции. На охоте же это показатель незрелости и бестолковости. И не стоит удивляться, что в следующий раз такого «кавказца» с собой не позовут. Дьявол, как известно, прячется в деталях. А подобный штрих весьма показателен. Но кое-что из «кавказской кухни» взять на «охотничий стол» можно. Это почти эталонно-почтительное отношение к оружию вообще и ножу в частности. Нож заслуживает такого подхода и платит сторицей. Своему хозяину и компаньону.