29 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Hyundai. История экономического чуда

Но это именно так: основа одного из самых влиятельных и богатых мировых автоконцернов была создана в 1947 г. простым корейским парнем Чон Чжу Ёном. Чон Чжу Ён родился в 1915 г. в деревеньке Асан в Северной Корее. Несмотря на то что в его семье было еще 7 детей, родители дали Чону «солидное» по тем временам образование, позволив окончить школу. В 18 лет Чон Чжу Ён поехал в Сеул искать работу. Шесть лет он трудился грузчиком, разнорабочим, курьером и автомехаником, и в 1939 г. смог открыть крохотную авторемонтную мастерскую. В 1946 г. она и стала первым предприятием с названием Hyundai («Новое время»). Однако официальный отсчет истории холдинга был начат в 1947 г., когда была основана строительная фирма Hyundai Civil Industries (впоследствии – Hyundai Construction).

Вначале это была скорее бригада: весь штат состоял из хозяина и 11 рабочих. Однако вскоре на помощь Чон Чжу Ёну пришел младший брат, неплохо говоривший по-английски. Это оказалось решающим: во время Корейской войны компания не имела равных в получении подрядов от американских военных. Платили американцы хорошо. Это обстоятельство – в сочетании с везением и трудолюбием будущего олигарха – и помогло фирме пережить Корейскую войну 1950-1953 гг. и встать на ноги. К концу 1950-х детище Чон Чжу Ёна уже было крупной по корейским меркам компанией. Правда, мерки эти были весьма жалкими: в те времена Корея относилась к числу беднейших стран Азии.

Весной 1961 г. произошел военный переворот, организованный генералом Пак Чжон Хи, с чьим именем связано «корейское экономическое чудо». Сначала генерал сделал упор на строительство разоренной распрями Кореи, и корпорация Hyundai отличилась в глазах руководства страны, успешно выполнив несколько госзаказов. А в 1972 г. правительство решило, что стране пора взяться за автопромышленность, и предоставило право заниматься производством автомобилей четырем фирмам, в число которых вошла Hyundai. Задачи правительства были глобальные: к 1980 г. каждая компания должна была выпустить 50 тысяч автомобилей в год! При том что 91 процент комплектующих на них обязательно должны быть корейскими. А ведь до 1970-х в Корее практически не было собственного автопрома.

Ford Cortina 
Первыми корейскими автомобилями стали... американские модели, такие как Ford Cortina

Чудеса эволюции автопрома от Чон Чжу Ёна
Hyundai начала в конце 1950-х – 1960-х гг. с малосерийного выпуска первых лицензионных машин. Чон Чжу Ён организовал сборку седанов Ford Cortina, Ford Granada и грузовиков Ford D-750. Конечно, они не были автомобилями Hyundai: капоты машин украшала надпись Ford. А уже в начале 1970-х Hyundai задумала свой выход на мировой авторынок.

Чон Чжу Ён продумывал наступление на рынок Европы долго и тщательно. Для мирового успеха не хватало одной детали: уж очень по-разному понимали азиаты и европейцы, что такое красивый и комфортный автомобиль. А потому в Hyundai сделали ставку не только на экономичность, но и на изящный внешний вид авто. Hyundai обратились за помощью к ведущим дизайн-студиям Европы. Первую корейскую машину «Хендай Пони», предназначенную для высадки в Европу, в 1974 г. заказали «Италдизайну». Геометрическая легкость пропорций «Хендай Пони» в сочетании с непривычно низкой ценой помогли корейскому автоконцерну попасть на европейский рынок и утвердиться на нем.

Hyundai Pony    
На фото - грузопассажирская версия Hyundai Pony

Успех Hyundai ждал не только в Европе, но и на родине: суб-компакт Hyundai Pony 1.3.(продававшийся в Европе под маркой Hyundai Exel) пришелся по душе соотечественникам Чон Чжу Ёна. Недорогой, красивый, ориентированный на средний класс автомобиль мог позволить себе каждый третий кореец. К середине 1980-х Hyundai Pony стал популярен во всем мире (первая партия из шести машин была куплена… эквадорскими таксистами!), и концерн Hyundai успешно утвердился в Европе и на экспортных рынках Канады и США и выпустил специально для этого сегмента рынка ряд новых компактных моделей. Одной из них стала всемирно известная ныне Hyundai Sonata.

Sonata об успехе
Во всей своей красоте и блеске новое детище Hyundai – Hyundai Sonata – первый раз показала себя миру осенью 1988 г. Пройдя модернизацию в 1993-м и в 1998-м и взяв на вооружение запчасти, выпускаемые по лицензии Mitsubishi, Sonata смогла стать одной из самых популярных моделей Hyundai. Помимо нее, к началу 1990-х Hyundai мог похвастаться десятком успешно продаваемых моделей. Кроме того, в 1990 г. на свет появилось купе Hyundai Scoupe. В 1991 г. по лицензии Mitsubishi был начат выпуск внедорожников Hyundai Galloper (Pajero первого поколения), которые после ряда модернизаций дожили до наших дней, и универсалов повышенной вместимости Hyundai Santamo (Mitsubishi Space Wagon).

Азиатский кризис Hyundai встретил, имея в своем арсенале очень широкий модельный ряд, развитую дилерскую сеть и взвешенную маркетинговую политику. Фирма даже начала в 1999 г. выпуск роскошного пятиметрового седана Hyundai Equus. Но избежать реструктуризации не удалось: в сентябре 2000 г. автомобилестроительное подразделение Hyundai Motor было выведено из состава холдинга Hyundai. Теперь Hyundai знают и уважают во всем мире. И никого не удивляет, что нынче шоу-рум компании находится в сердце Парижа, напротив штаб-квартиры Peugeot. Hyundai не только покорил всю Европу и Северную Америку, но и раскинул производственную сеть по всему миру. Корейский гигант открыл сборочные производства в Индии, Китае, Египте, Венесуэле, Малайзии, Пакистане, Индонезии, Тайване, Судане и России.

Hyundai Sonata V 
Sonata пятого поколения несколько лет производилась в России

Но Hyundai хочет быть лидером и на своей родине. Этому способствует запрет правительства на ввоз иностранных авто в Южную Корею – туда ввозят только откровенную экзотику представительского класса, цена которой обычно выше 60 тысяч долларов, что дороже самого шикарного автомобиля Кореи Hyundai Centennial (54 тысячи долларов).

Крупнейший автозавод в мире сегодня – это завод Hyundai в г. Ульсан. Он состоит из пяти предприятий: первое специализируется на выпуске Accent и Getz, второе производит модели Santa Fe, Centennial и Dynasty, третье – Elantra, Coupe и Matrix, а четвертый завод делает минивэны Trajet и легкие коммерческие автомобили и микроавтобусы. С конвейера пятого сходят внедорожники Terracan и Tucson. Кроме того, у Hyundai успешно функционирует завод грузовых машин и автобусов в Чон Джу. Самое же современное и высокотехнологичное предприятие Hyundai находится в городе Асане на западном побережье Кореи. Этот производственный комплекс-гигант включает в себя штамповочное производство, сварку, окраску и завод двигателей. Тут выпускают XG и «шестую» Sonata , которая недавно дебютировала на Парижском автосалоне.

Все пять предшественниц «шестой» «Сонаты» были так четко сориентированы на внутренний рынок, что, на европейский взгляд, выглядели далеко не блестяще. Зато нынешняя машина родилась на редкость красивой внешне и очень сложной в техническом отношении. Инженеры Hyundai не захотели делать заднюю подвеску многорычажной механической и усложнили себе задачу, добавив в обширное переплетение тяг еще два актуатора, меняющих схождение задних колес в зависимости от того, насколько безумно водитель вписывается в поворот. А это дает новой модели «Сонаты» шанс приобрести немало поклонников среди любителей спортивных автомобилей. Базовый двигатель объемом 2,4 л, удобная система управления и современный салон – в «шестую» Sonata невозможно не влюбиться!

Hyundai 
А ведь еще десять лет назад никто не думал, что корейцы станут одними из
лидеров в автомобилестроении!

Чон Чжу Ён, конечно, не дожил до наших дней, умерев в возрасте 86 лет. Но успел и при жизни ощутить масштаб достигнутого успеха. А кирпичики в здание успеха Hyundai закладываются регулярно. Не так давно Hyundai построила свой дизайн-центр в Калифорнии. Доводку техники компания поручила немцам, а оптимизировать технологию производства – англичанам. Hyundai не останавливается на достигнутом и ставит себе новые цели: к 2010 г. компания планирует продать 3 млн. машин на внутреннем рынке, 2 млн. за рубежом и выйти на пятое место в мире.