2 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Nissan Skyline. Полвека спортивной легенде

«Скай» стал своеобразным символом новой эпохи, символом технического прорыва. Этой весной автомобильный мир отмечает 50-летие модели. Произнося название модели, подсознательно мы вспоминаем концерн «Ниссан», представляем спортивное двухдверное купе или четырехдверный седан, только правый руль, привод либо задний, либо полный, некоторым на ум приходит легендарная версия GT-R. А какие уличные гонки обойдутся без любимца молодежи с четырьмя круглыми стоп-сигналами? Но ведь на модели 2001 года в кузове V35 уже нет классических «стопарей», а кроме того, машина впервые в истории марки получила леворульную версию. Значит, понятие о «Скаях» гораздо более обширно, чем мы привыкли считать. И не все привычные для нас атрибуты появились в один момент – это результат продолжительной многолетней работы японских инженеров.

1 - Nissan Skyline 1957.JPG
Prince Skyline ASLI-1 1957

Ровно полвека тому назад, 24 апреля 1957 года, молодая японская компания Prince Motor Company представила автомобиль с намеком на спортивность, в те годы относившийся к классу люкс. Сама компания была образована на пять лет раньше, в 1952-м. До этого момента предприятие называлось Tachikawa Aircraft Company и производило военные самолеты – легендарным детищем стал основной истребитель японских ВВС времен Второй мировой Zero, но после окончания войны и введения тотальных ограничений на технику такого рода пришлось искать альтернативные высокотехнологичные продукты. Как и многие другие знаменитые ныне компании, Tachikawa стала выпускать коммерческие пикапы и развозные фургоны под торговой маркой Skyway – «Небесный путь». Они, в отличие от многих моделей конкурентов, были полноценными автомобилями, а не трициклами с двухтактными двигателями или грузовыми вариантами микролитражек, именно подобные машины сыграли важную роль в возрождении экономики Японии и подготовили почву для продвижения на рынок дорогих легковушек. В 1955 году фирма-производитель получила название Prince – в честь наследного принца Акихито, нынешнего императора Японии.

Prince Skyline («Горизонт») 1957 года имел обозначение ASLI-1. Он был построен на уже состоявшейся платформе Skyway. С силового агрегата объемом 1500 куб.см инженерам удалось снять 60 л.с., а максимальная скорость составляла 140 км/ч. В те годы модель еще не рассматривалась как спортивная, поэтому, как и последующие много лет, универсал производился под той же торговой маркой. Во внешнем виде автомобиля чувствовалось удачное совмещение американской и европейской дизайнерской школ – при довольно небольших габаритах и минимуме хромированных деталей шины имели белые полосы («уайтволы»), роль задних указателей поворотов выполняли стоп-сигналы, а угловатые бамперы снабжались крупными клыками. В 1960 году Skyline пережил первую модернизацию: двигатель форсировали до 70 л.с., а головной свет сделали в американских традициях – применили четыре фары. Изменились и декоративные элементы.

2 - Nissan Skyline BLRA 1962.JPG
Nissan Skyline Sport Coupe BLRA-3 1962

Практически одновременно началась подготовка купе для любителей быстрой езды Skyline Sport BLRA, дизайн которого создала итальянская фирма Michelotti, а инженеры из Prince подготовили двухлитровый двигатель. Купе стартовало в 1962 году и, выпускаясь наряду с люксовым седаном, было растиражировано в нескольких сотнях экземпляров.

В 1963-м на конвейер встала новая версия «Ская» – серия S50, также с 70-сильным мотором. Автомобиль отличался современным внешним видом, а его целевой аудиторией были бизнесмены, люди, чего-то добившиеся в жизни. Но спортивный 2000GT, вышедший в следующем году и оснащавшийся рядным шестицилиндровым двигателем мощностью 105-125 л.с., не дал превратить бренд в синоним классического представительского автомобиля. Он стал символом японского авто для молодых поклонников скорости, тогда как седаны среднего класса от компании Prince носили привычные для нас названия – Cedric и Gloria.

В шестидесятых годах в Стране восходящего солнца существовало довольно много небольших компаний, и правительство стало проводить политику по их укрупнению. В 1966 году фирма Prince вошла в состав Nissan, сохранив выпуск уже освоенных типов автомобилей. С 1968-го Skyline выпускались в кузовах C10 и CV10 – соответственно четырехдверные седаны и универсалы с 4-цилиндровыми двигателями в 1,5 л (95 л.с.) и 1,8 л (105 л.с.), через два месяца было налажено производство нового 2000GT с рядной «шестеркой». Именно на машинах этих серий впервые применили сдвоенные скругленные стоп-сигналы, ставшие визитной карточкой модели.

3 - Nissan Skyline С110 2000GT-X 1978.JPG
Nissan Skyline С110 2000GT-X 1978

Октябрь 1969-го стал датой рождения другой легенды – Nissan Skyline GT-R. Первая серия имела задний привод и рядный 6-цилиндровый мотор с 24 клапанами объемом 2000 куб.см, мощность которого равнялась 160 л.с. Поначалу гоночный автомобиль имел только кузов типа седан, а в 1970-м появилось двухдверное купе. В 1972 году на смену морально устаревшему C10 пришел C110, располагавший тремя типами двигателей – 1,6 , 1,8 и 2 л. Именно с этой серии и начался экспорт легенды за рубеж, но «заряженная» версия подошла крайне неудачно – в мире разгорелся нефтяной кризис, автомобили с мощными моторами стали не по карману покупателям, «Ниссан» приостановил свое участие в гонках класса Gran Turismo, а модификация GT-R исчезла на 16 лет. Несмотря на это, уже в те годы даже четырехдверный седан воспринимался потенциальными покупателями и позиционировался производителем исключительно как спортивный автомобиль.

Машина в кузове C210 была представлена публике в августе 1977-го, ее топовая модификация носила обозначение GT-ES и имела 145-сильный силовой агрегат, оснащавшийся (впервые в японской автомобильной промышленности) турбиной. Модель 1981 года стала сенсацией: кузов R30 мало чем напоминал о спортивном предназначении Skyline, существовало несколько вариантов базовой версии – седан, купе, универсал и пятидверный хэтчбек; базовым стал мотор объемом 1800 куб.см, впервые появилась дизельная модификация. Также производились Skyline RS, оснащенный турбиной (190 л.с.), и Skyline RS-X, дополнительно комплектовавшийся интеркулером (205 л.с.). Кузов R31 появился в 1986-м, и автомобиль впервые мог иметь поворачиваемые задние колеса. Skyline этой серии производились также в Австралии и Южной Африке. В середине 1980-х в рубрике «зарубежная техника» крупнейшего автоиздания Советского Союза – журнала «За рулем» – был описан тогдашний модельный ряд нескольких японских концернов, в том числе и представитель описываемого семейства. После анализа технических характеристик спорткара автор негативно оценил сам факт выпуска машин такого типа, мол, автомобиль – это средство передвижения, чтобы получить которое, нужно не только накопить, но и выстоять многолетнюю очередь. И зачем же нужна машина, регулярно дорабатываемая для получения новых скоростей и показателей мощности? Но изменившиеся условия приобретения личного транспорта и завоз в страну (в первую очередь, в наш регион) японских автомобилей изменили отношение многих россиян к автомобилю как таковому. Стали создаваться различные клубы, например, любителей джип-триала или уличных гонок. И Skyline очень быстро завоевал почет и уважение именно у любителей скоростной езды во всей России.

!Это интересно! Торжества в честь полувекового юбилея легендарной Skyline прошли с большим размахом. В Токио 24 апреля открылась выставка, демонстрирующая все 12 поколений автомобиля «в металле», на фото и в кинофильмах. В честь 50-летия модели концерн выпустил юбилейную серию Nissan Skyline Coupe, образец которой продемонстрировал на праздничном шоу. Надо сказать, в леворульной версии он дебютировал перед публикой в Нью-Йорке под именем Infiniti G37. Различия версий минимальны – разные шильдики и несколько мелких деталей интерьера и экстерьера. Продажи Skyline Coupe в Японии начнутся осенью 2007 года.

4 - Nissan Skyline 1999 R34 GT-R.jpg
Nissan Skyline R34 GT-R 1999

Настоящей легендой в мире спорта стал Nissan Skyline R32 1989 года, параллельно с которым в серию запустили «заряженный» вариант GT-R. Последний впервые в истории модели получил полный привод, причем тот включался только при проскальзывании задних колес. Следующим спорткаром стал R33 1993 года, эта модель интересна тем, что оснащалась она только рядными 6-цилиндровыми двигателями. И в 1998-м был представлен Skyline в кузове R34, у которого существовали версии V-spec, мощность которых превышала японский лимит в 280 л.с.

Итак, мы подошли к последним поколениям легендарной модели – машинам, в которых отсутствуют отличительные черты «Ская», в том числе нет классических моторов – только V6. Nissan Skyline V35 2001 года – результат новой политики унификации и удешевления производства объединенного с Renault концерна, он построен на платформе Nissan 350Z и не имеет более заряженной версии, чем штатные 280 л.с. Представленный в конце прошлого года V36 во многом похож на предшественника, существует модификация с левым рулем, которая официально продается в России под маркой Infiniti G36. В 2008 году ожидается выход долгожданного Skyline GT-R на его базе.

5 - Nissan Skyline Coupe 2007.jpg
Nissan Skyline Coupe 2007

Поклонники марки довольно критично относятся к последним «Горизонтам», считая их менее агрессивными по сравнению с машинами девяностых и слабо пригодными для тюнинга, как внешнего, так и технического. Возможно, с ними можно согласиться, но кто знает, во что через несколько лет выльется нынешнее поколение легенды, да и после отказа от привычных решений «Скайлайн» не перестает оставаться «Скайлайном».