Toyota Noah vs. ГАЗ «Соболь»: диван против лавки
Полноприводные минивэны или классические пассажирские микроавтобусы, пожалуй, являются идеальным сочетанием вместимости, возможностей трансформации салона и универсальности применения в городе и вне асфальта. Одним из самых распространенных на Дальнем Востоке представителей класса стал Toyota Noah, продолжатель традиций семейства Town / Lite / Master Ace. Отечественный аналог «японца» из «ГАЗовского» семейства «Соболь» – полноприводная модификация автобуса с так называемой средней крышей, получившая обозначение «ГАЗ-221717». Познакомимся с их техническими характеристиками.
Toyota Noah 2001 модельного года
Toyota Noah – микроавтобус полукапотной компоновки с тремя рядами сидений, рассчитанный на восьмерых пассажиров. Несущий элемент – так называемая интегрированная рама, то есть днище автомобиля усилено в определенных местах, несущих функциональную нагрузку. Noah может быть как передне-, так и полноприводным (у такой модификации авто заднюю ось можно «включить», нажав клавишу). Вариантов с механической коробкой передач не предусмотрено – доступен либо 4-ступенчатый «автомат», либо вариатор Super CVT-i без возможности ручного выбора предустановленных передач (вариатор устанавливается до сих пор). На этот автобус устанавливается единственный двигатель – оснащенная системой автоматического изменения фаз газораспределения рядная «четверка» 1AZ-FSE объемом 1998 куб.см и мощностью 152 л.с. (112 кВт), которая в сочетании с вариатором способна выдавать на 3 л.с. (на 2 кВт) больше. К плюсам этого силового агрегата относится механизм газораспределения типа DOHC, а вот система непосредственного впрыска топлива D-4, «накормленная» российским топливом, из плюса может превратиться в настоящий минус.
Заднеприводный ГАЗ-2717 в люксовом исполнении
Отечественный автопром подготовил свой ответ зарубежными микроавтобусами повышенной комфортности в виде семейства «Соболь» от Горьковского автозавода. В основе шасси лежит укороченная платформа «ГАЗели» с ее компоновочной схемой и большинством агрегатов, но ошиновка задней оси сделана односкатной, а передняя подвеска – независимой. Однако последнее относится только к заднеприводным «Соболям», а полноприводные микроавтобусы получили мост с архаичными карданными шарнирами Гука, зато привод раздаточной коробки – многозвенчатая цепь Морзе, что исключает «вой» трансмиссии при высоких скоростях движения. До 2006 года «Соболи» оснащались карбюраторными 2,3- и 2,5-литровыми бензиновыми моторами, устаревшими в плане экологичности, на смену которым пришли инжекторный двигатель отечественной разработки и лицензионный турбодизель. Но в 2008-м и эти силовые агрегаты были заменены новыми. Современные двигатели – 2,5-литровый бензиновый Заволжского моторного завода, лицензионный 2,1-литровый турбодизель и 2,4-литровый бензиновый Chrysler с механизмом газораспределения типа DOHC – отвечают экологическим стандартам Euro 3. К плюсам «Соболя» на бездорожье относятся раздаточная коробка с понижающей передачей и принудительно блокируемый дифференциал (полный привод является постоянным). Но коробка передач может быть только 5-ступенчатой механической. Другой негативный момент – наличие «в базе» только шести мест (10-местная модификация «Соболя» предлагается не как опция, а как другая модель).
Интерьер 6-местного "Соболя"
Теперь о комплектациях. Российский микроавтобус, к слову, переживший рестайлинг в начале 2003 года, комплектуется разве что гидроусилителем рулевого управления (сама рулевая колонка регулируется в вертикальной плоскости), наружными зеркалами с электроприводом и подогревом, откидным столиком позади водительского «отсека» и креслами с подголовниками и подлокотниками. К элементам, повышающим безопасность, относится ABS, но и ее в полноприводной версии не предусмотрено. Выбрать дополнительные элементы практически нереально.
Особенность салона "японца" - щиток приборов в центре торпедо
Теперь о Toyota Noah. Даже если не говорить о функциональности, японский микроавтобус выигрывает у российского аналога качеством исполнения и продуманностью интерьера. Ради экономии в «Ноах» не стали устанавливать уже освоенную приборную панель или что-то в этом духе! В «базе» Toyota оснащается ксеноном, противотуманными фарами, стеклоочистителем заднего стекла, электростеклоподъемниками, центральным замком, иммобилайзером, кондиционером и аудиоподготовкой с CD-магнитолой. А повысить безопасность помогают подушки безопасности для водителя и переднего пассажира (боковые «шторки» предлагаются как опции наряду с системами Vehicle Stability Control и Traction Control), преднатяжители ремней безопасности, брусья жесткости в дверях и обязательная для всех уважающих себя автопроизводителей ABS. В движении же пригодятся стабилизаторы поперечной устойчивости на обеих осях.
Toyota Noah 2001 модельного года
А что с результатами краш-тестов? В 2003 году японское Национальное агентство автомобильной безопасности (NASVA) провело краш-тест переднеприводного Toyota Noah в комплектации X G Selection без боковых «шторок» безопасности, испытав микроавтобус на стойкость к фронтальным ударам с полным и частичным перекрытием препятствий, а также сымитировав удар в правую сторону «Ноаха». Во всех случаях боковые двери автомобиля открылись (разумеется, кроме правых дверей в последнем случае), и тяжесть травм манекенов, «изображавших» водителя и переднего пассажира, была признана легкой. В итоге защищенность водителя оценили в 92,4%, а пассажира – в 90,8%.
ГАЗ-2717 "Соболь" 1998 модельного года
Что касается безопасности «ГАЗовских» микроавтобусов, ни в России, ни в Европе машины такого класса обязательной сертификации не подлежат, вот и Горьковский автозавод краш-тест «Соболя» проводить не стал. Зато было проведено испытание сходной с ним по конструкции пассажирской «ГАЗели», «ГАЗ- 322132». При фронтальном ударе с частичным перекрытием препятствия на скорости 54,8 км/ч (лебедка не смогла разогнать тяжелый автомобиль до положенных 56 км/ч) кузов частично оторвался от рамы и сместился на 200 мм вперед, рулевую колонку «выбросило» в салон почти на полметра, а водительскую дверь пришлось открывать с помощью лома. Вот так.
Напоследок – о стоимости российского «Соболя» и Toyota Noah. «Группа ГАЗ» почему-то замалчивает цену полноприводного шестиместного микроавтобуса. Зато официальный сайт производителя сообщает, что новый заднеприводный «ГАЗ-2217» с двигателем Chrysler, независимо от количества посадочных мест – шесть или десять, – стоит 457 500 рублей. Во Владивостоке Toyota Noah 2002 года выпуска в среднем стоит 400 000 рублей, машина годом «свежее» обойдется не более чем на 20 000 дороже. Наконец, «беспробежный» Noah 2005 года, уже с вариатором вместо АКПП, выставлен на продажу за 490 000 рублей. Так что российский микроавтобус по стоимости вполне может сравниться с «японцем». Полноприводный «россиянин», конечно, придаст больше уверенности на бездорожье, где механическая КПП, несущая рама и понижающая передача в «раздатке» являются большими плюсами. Но в городе «Соболь» огорчит высоким расходом топлива. С другой стороны, Toyota Noah позволяет воспользоваться полным приводом только при необходимости, а автоматическая трансмиссия в городе гораздо удобнее «механики». Что для потенциальных покупателей микроавтобусов важнее, каждый решает сам.
Салон люксового "Соболя"
Технические характеристики «ГАЗ-221717» «Соболь» с двигателем Chrysler
Двигатель
|
Рядный 4-цилиндровый, 16-клапанный, DOHC, 2429 куб.см
|
Максимальная мощность
|
133,3 л.с. (98 кВт) при 5000 об./мин.
|
Максимальный крутящий момент
|
204 Нм при 4000 об./мин.
|
Привод
|
Постоянный полный
|
Трансмиссия
|
5-ступенчатая МКПП, раздаточная коробка с понижающей передачей
|
Передняя подвеска
|
Двухрычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости
|
Задняя подвеска
|
Рессорная
|
Габариты кузова (д.-ш.-в.)
|
4810х2380х2300 мм
|
Количество дверей/мест
|
4/6
|
Минимальный радиус разворота
|
6 м
|
Дорожный просвет
|
205 мм
|
Снаряженная масса
|
2370 кг
|
Технические характеристики Toyota Noah 2.0 X G Selection
Двигатель
|
Рядный 4-цилиндровый, 16-клапанный, DOHC, VVT-i, 1998 куб.см
|
Максимальная мощность
|
155 л.с. (114 кВт) при 6000 об./мин.
|
Максимальный крутящий момент
|
192 Нм при 4000 об./мин.
|
Привод
|
Подключаемый полный
|
Трансмиссия
|
Вариатор Super CVT-i
|
Передняя подвеска
|
Стойка Макферсона, со стабилизатором поперечной устойчивости
|
Задняя подвеска
|
Торсионная, со стабилизатором поперечной устойчивости
|
Габариты кузова (д.-ш.-в.)
|
4580х1695х1875 мм
|
Количество дверей/мест
|
5/8
|
Минимальный радиус разворота
|
5,5 м
|
Дорожный просвет
|
150 мм
|
Снаряженная масса
|
1590 кг
|