26 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Тюнинговая подвеска. Соединяя кузов и колёса

Связующим звеном между колесами и кузовом (у некоторых внедорожников – между колесами и рамой) являются элементы подвески – амортизаторы, рычаги, пружины, стойки или даже рессоры. В вопросе тюнинга рессорной подвески все максимально просто: хочешь ездить плавнее – убери лист или несколько листов из пакета, а если настроен на жесткое гашение колебаний – добавь упругих элементов. А что же касается гораздо более современных и эргономичных узлов, то их доработки существенно сложнее.

Колебания несут нагрузки на колеса и кузов, значит, эти нагрузки могут быть значительно снижены путем доработки демпфирующих элементов. Для обеспечения лучшего ускорения и быстрейшего замедления, детали тюнинговой подвески должны быть легче стандартных. Но если ожидается работа автомобиля в сверхжестких условиях (например, выступления в дрифтинге), вес отходит на второй план – приоритетной становится способность выдерживать огромнейшие перегрузки. Нередко ходы упругих элементов специальной подвески получаются больше ходов штатных изделий, поэтому при разработке первых узлы стараются делать наиболее компактными. Наконец, спортивная подвеска (не важно, где будет использоваться доработанная машина, пускай даже для повседневной городской езды) должна обеспечивать наиболее точную установку развала-схождения и других параметров колес, которые могут как продлить, так и сократить срок службы покрышек.

Тюнинговые компоненты подвески

Не углубляясь в конструкцию подвески, упомянем, что главными параметрами спортивных подвесок являются комфорт и управляемость, зависящие от жесткости. Если с жесткостью все ясно – при езде оценить ее довольно легко даже новичку – то комфорт и управляемость – те параметры, о которых можно судить, лишь имея некоторый опыт в «общении» с машинами, и подобрать идеальный баланс между этими параметрами (даже сравнивая изделия от одного и того же производителя) нелегко. Зато можно сравнить модельные ряды этих самых производителей тюнинговых элементов подвески и узнать о них самое главное.

Тюнинговые компоненты подвески

Около 50% амортизаторов, поставляемых на конвейеры всех японских автоконцернов, производятся компанией Kayaba Industry Co. Ltd., с 1919 года разрабатывавшей и внедрявшей в производство детали подвески для самолетов, а после окончания Второй Мировой, с 1947 года начавшей выпуск автомобильных амортизаторов Kayaba. Большинство выпускаемых упругих элементов от этой компании производятся в Японии на заводе в городе Гифу, а сам концерн входит в тройку крупнейших изготовителей деталей подвески. В нашу страну официально поставляются все основные линии амортизаторов Kayaba, такие как масляные Premium, газовые Excel G и Ultra SR, регулируемые AGX и предназначенные для серьезных внедорожников и «паркетников» MonoMax. Кроме того, эта известная японская компания готова предложить любителям тюнинга защитные комплекты, включающие в себя всевозможные пыльники и отбойники, необходимые любому автомобилю. В ассортименте Kayaba (KYB) есть изделия не только для японских, но и для иностранных машин.

В тройке самых популярных в мире амортизаторов находятся и о два других бренда – немецкие фирмы Boge и Sachs, входящие вместе с еще тремя известными фирмами в холдинг ATECS. Под маркой Sachs в основном выпускаются демпфирующие элементы для спортивных машин, а Boge – это амортизаторы и стойки Макферсона для внедорожников и SUV. Наиболее интересны «внедорожные» серии от Boge, такие как Extreme и Nivomat. Последняя линейка примечательна тем, что эти амортизаторы поддерживают установленный дорожный просвет независимо от загруженности автомобиля. И это не сказывается на сроке службы амортизаторов. Кстати, в модельных рядах Sachs и Boge есть демпфирующие элементы, не изменяющие заводские характеристики подвески, но отличающиеся повышенным ресурсом и надежностью. Эти самые амортизаторы и стойки нередко отправляются на конвейеры немецких автозаводов, в том числе и на предприятия, собирающие Mercedes-Benz.

Тюнинговые компоненты подвески

А крупнейшим в мире производителем амортизаторов и стоек Макферсона является международный холдинг Monroe, на 70 заводах которого работают около 23 000 сотрудников. Свое название фирма получила в честь городка Монро, что неподалеку от Детройта. Основатель компании – Чарльз МакИнтайер – купил небольшое предприятие в 1917 году, и привлекал к разработкам оригинальных конструкций лучших американских специалистов. Впервые в мире Monroe предложила потребителям гидравлические амортизаторы одностороннего действия, но со временем эта конструкция была вытеснена двусторонними амортизаторами. А вертикальный телескопический амортизатор опять же был разработан специалистами из Monroe! Трудно переоценить вклад, который внесли исследовательские подразделения концерна в освоение самых современных конструкций подвесок. В 1980 году было освоено производство стоек Макферсона, а со временем открывались предприятия Monroe в разных частях света, и теперь элементы подвески под этим брендом выпускаются в 22 странах. Главной разработкой Monroe последних лет можно назвать «умный» амортизатор Sensa-Trac, имеющий различную жесткость в зависимости от испытываемой нагрузки, и тем самым придающий повышенный комфорт и безопасность.

Тюнинговые компоненты подвески

В центре голландского городка Оуд-Бейерланд до сих пор как музей стоит двухэтажный домик, в котором будущая фирма Koni занималась изготовлением упряжек и деталей для карет. В 1918 году деятельность фирмы изменилась и с тех пор она неразрывно связана с автомобилями. Название Koni произошло от фамилии братьев де Конинг, владевших предприятием в середине ХХ века. Первый телескопический гидравлический амортизатор от этой фирмы был изготовлен в 1947 году и уже тогда был тюнинговым! Дело в том, что в послевоенной Голландии было очень много американских армейских джипов Willys MB и Ford GPW, а их амортизаторы довольно быстро изнашивались. Те первые амортизаторы для «Виллисов» были регулируемыми, и автовладельцы сами могли корректировать соотношение комфорта и управляемости своих машин. В настоящее время Koni производит три основные линии амортизаторов: Special (красные корпуса) аналогичны штатным, но имеют больший срок службы; Sport (желтые амортизаторы) делают езду более острой и жесткой; а Classic (черные) предназначены для установки на автомобили, выпущенные до 60-х годов. Большинство демпфирующих элементов первых двух серий имеют возможность регулировки. Всего в производственной программе Koni около 2500 различных типов амортизаторов для самых разных автомобилей, правда, в основном, европейских.

Тюнинговые компоненты подвески

Одним из признанных лидеров в области создания тюнинговых пружин и стабилизаторов является немецкая компания H&R Spezialfedern, работающая в этой сфере уже более 20 лет. Секрет успеха фирмы заключается в использовании технологий, применяющихся в автоспорте. Именно подвеска от H&R уже много лет устанавливается на болиды Audi, Opel и Mercedes-Benz, участвующие в кольцевом чемпионате DTM. Кроме того, раллийные Ford Focus WRC и Skoda Octavia WRC также оснащены элементами подвески от этого производителя. Стандартные Porsche 911 GT2 и GT3 (если эти мелкосерийные спорткары и можно назвать стандартными) выходят из ворот завода с пружинами и стабилизаторами поперечной устойчивости от H&R.

Конечно, многие демпфирующие элементы подвески еще остались за кадром. Ведь даже в Россию официально поставляются изделия более чем 30 брендов, а упомянуты лишь самые популярные в нашей стране модели. А вот есть ли резон менять подвеску на тюнинговую – каждый определяет сам, но в любом случае, результат будет стоить и времени и денег.