29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Легкосплавные колёса. Первый штрих

На большинстве массовых автомобилей в стандартную комплектацию входят только стальные диски. По сути, они представляют собой две штампованные части – обод и центральный элемент, которые свариваются между собой. А вот легкосплавные диски, обычно продающиеся как аксессуары, либо входящие в «богатые» комплектации, делятся на два вида – литые и кованые. Первые, разумеется, наиболее популярны и обладают рядом преимуществ в сравнении со стальными: они значительно легче, практически не поддаются коррозии, обладают лучшей развесовкой. Конечно, главным плюсом является масса (она ниже на 20-50%) – чем легче колесо, тем проще его провернуть или же остановить, меньше усилий требуется и на другом колесе – рулевом.

С другой стороны, алюминий (обычно именно из него делают «литье», реже – из магния) имеет огромную хрупкость. Его структура такова, что напряжения приводят к возникновению микротрещин, а при серьезной перегрузке (например, при ударе о бордюр на скорости) диски нередко раскалываются. Кованые диски лишены такого недостатка, при повреждениях они гнутся, подобно стальным, зато они существенно дороже.

Kosei G3
Kosei G3

Легкосплавные колеса – плод высоких технологий. Их массовое использование началось лишь с появлением мощных компьютеров и станков с малой погрешностью обработки. Значит, компания, разрабатывающая и выпускающая такие диски, обязана иметь современную производственную базу. Какие же компании из этого сегмента рынка наиболее известны?

ENKEI SC13
ENKEI SC13

Сегодня ENKEI уже трудно назвать чисто японской фирмой. В настоящее время в ней работает около 4500 сотрудников, а филиалы и представительства открыты буквально по всему миру: в Азии, в Европе, в Северной и Латинской Америке. А деятельность компании началась в 1950 году с открытия производства алюминиевых компонентов для мотоциклетных двигателей. Со временем потребности рынка менялись, а опыта работы с «авиационным» металлом у японских специалистов было не отнять, в результате ENKEI стала одним из самых уважаемых в мире производителей легкосплавных дисков, как литых, так и кованых. Да, и еще комбинированных. Далеко не у каждой фирмы есть возможность выпускать разборные диски, сочетающие в себе все преимущества обоих видов. Для постоянного обновления и повышения качества продукции у ENKEI существует конструкторское бюро, а все выпускаемые изделия проходят проверки на соответствие высоким стандартам JGTC. Во все времена лучшим показателем успеха поставщиков был спорт. На дисках от ENKEI «катаются» заводские команды Toyota, Honda и General Motors, а в «Формуле 1» на таких колесах выступает McLaren Mercedes. ENKEI является также официальным поставщиком японского чемпионата Super GT, аналога известной американской NASCAR. На этапах мирового чемпионата по ралли с этими легкосплавными дисками выступает команда Mitsubishi – это ли не признание авторитета фирмы?

Никак не меньше в создании литых дисков отличилась немецкая BBS. Генрих Баумгартнер и Клаус Бранд создали ее в 1970 году, а первой продукцией предприятия стали пластиковые автомобильные детали. Спустя 4 года был представлен уникальный товар – трехсоставный литой диск, предназначенный для гоночных машин. Колеса от BBS пришлись по вкусу не только гонщикам, выступавшим в немецком национальном чемпионате DTM, но и представителям других спортивных серий и стран. В 1976 открывается французский филиал и начинается полноценный экспорт. Но немцы не стали довольствоваться только спортивными успехами. В 1983 году конструкция трехсоставных дисков была несколько упрощена для их массового выпуска. Из каких же трех частей состоит такая конструкция? Ведь большинство разборных дисков – двухсоставные, то есть, состоящие из обода и центральной части. При изготовлении независимых деталей удается не только сэкономить, но и получить более легкое и надежное колесо. А уникальность новинки от BBS состояла в наличие центра, который отделялся от опор, или «лучей». По заявлению производителя, «соотношение максимальной прочности и минимального веса во всех дисках от BBS закладывается уже на стадии дизайнерского эскиза». В начале этой статьи была оговорка о том, что некоторые автомобили имеют «литье» уже в базовой комплектации.

DOTZ Las Vegas
DOTZ Las Vegas

Диски от BBS поставляются на конвейеры таких марок как Daimler-Chrysler, Porsche, BMW, Jaguar, Ferrari и Audi. И вновь аргументом за качественные колеса от известного производителя выступают спортивные успехи: например, в сезоне 2000 года 6 команд «Формулы 1» выступали на дисках от BBS, в числе пилотов был и неоднократный победитель чемпионата Михаэль Шумахер. Выпускаемые сейчас литые колеса BBS делятся на три серии – Techno Line (отличаются максимальной надежностью и применением самых современных материалов), Sports Line (их задача – сделать автомобиль ярким и индивидуальным) и Classic Line (собственно, классические литые диски со строгим внешним видом).

Крупнейшим европейским холдингом по производству литых дисков является Alkar Holding GMbH, в состав которого входят несколько компаний (каждая производит колеса под своей торговой маркой и имеет собственный ассортимент). Так, немецкая фирма Dezent, направила свои усилия на создание недорогих (не путать с некачественными!) легкосплавных дисков для малолитражек и легковых автомобилей среднего класса. Другая немецкая фирма – Enzo – также занимается разработкой и выпуском бюджетных колесных дисков, ее продукция хорошо известна на нашем рынке благодаря наличию моделей для «Жигулей». А вот входящая с 1995 года в этот же холдинг компания AEZ может похвастаться не только сложными «легковыми» дисками, но и 20-дюймовыми образцами для внедорожников. Этот немецкий производитель может предложить автолюбителям и двухсоставное «литье». Профилем фирмы Dotz, также входящей в холдинг Alkar, являются легкосплавные литые диски оригинального дизайна для автомобилей разных классов, в том числе и для «больших» джипов.

OZ Racing Superleggera Race Gold
OZ Racing Superleggera Race Gold

Dotz уже представила несколько новинок 2008 года, в их числе такие интересные модели как Hanzo и Las Vegas. Первая была названа в честь японского стратега, полководца и ниндзя Хаттори Ханзо, жившего в средние века и ставшего легендарной личностью. Вот и «литье» Dotz Hanzo при движении выглядит как вращающиеся самурайские мечи из-за интересной черно-стальной цветовой гаммы – такие диски наверняка понравятся многим любителям «заряженных» японских автомобилей. Вторая новинка от Dotz стоит внимания владельцев автомобилей престижных, тех, кто хочет видеть свою дорогую (разумеется, во всех смыслах) машину стильной до мельчайших деталей.

Японская Kosei Aluminium на слуху у многих дальневосточников-автомобилистов. Она была основана в 1950 году как производитель комплектующих для авиастроения. Сейчас литые диски от Kosei можно встретить не только в каталогах магазинов для любителей тюнинга, но и в штатных и «дорогих» комплектациях автомобилей Toyota. Являясь партнером многих раллийных команд, фирма Kosei готовит новые модели колес именно на основе спортивных результатов тех или иных разработок – ведь именно при длительных испытаниях или во время соревнований можно установить, насколько диск прочен или способен ли он быстро отводить тепло от тормозных механизмов. Одно из главных преимуществ «литья» от Kosei – рекордно низкий вес. К примеру, масса диска K1 Racing TS Version на 14`` составляет всего 4,3 кг, но при этом такое колесо выдерживает тест ударом по касательной силой в 900 кг.

Мировым лидером в области поставок дисков для всевозможных соревнований считается итальянская OZ Racing – ее изделиями пользуются команды WRC и DTM, выступающие в «Формуле 1». Компания, основанная в 1971 году, получила название в честь основателей – Сильвано Осиладоре и Пьетро Зена. Эти поклонники автогонок первые свои творения делали буквально вручную. Сейчас выпускаются три серии дисков – Classic, предназначенные для машин среднего класса, Prestige для престижных автомобилей, и кованые Racing – для соревнований. Диски от OZ Racing поставляются на конвейеры таких известных заводов как Ferrari, Lamborghini, Mazerati и Aston Martin. И только дисками этого итальянского производителя комплектуются Bugatti Veyron и Mercedes McLaren.

КиК Канкан Алмаз
КиК "Канкан Алмаз"

OZ Racing – не единственный в Европе производитель кованых легкосплавных колес. Одними из лидеров европейского рынка в этой области являются отечественные производители – КРАМЗ и ВСМПО. Другим известным на российском рынке производителем, на этот раз, литых дисков, является компания «КиК», совместное с Германией предприятие. Именно «литье» от этой фирмы поступает на конвейеры многих отечественных автозаводов, в том числе и тех, которые занимаются сборкой иномарок.

Этой статьей мы открываем рубрику, где будем рассматривать изделия фирм, специализирующихся на выпуске узкого сегмента изделий для автомобилей, но которые они доводят до известного, порой просто невероятного уровня совершенства. Понятно, в большинстве случаев они используются для тюнинга, но иногда и ставятся на наиболее престижные модели автомобильного рынка. Начали мы с того, с чего чаще всего начинают «прокачку тачки» те, кто на это решился. А вот дальше…