29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Сузука Интернешнл. Залихватская восьмёрка

В стране, где восьмерка ассоциируется со счастьем, достатком, долголетием, поскольку символизирует бесконечность, есть трасса (единственная в календаре Королевских гонок), которая напоминает по конфигурации именно эту цифру… Как испытательный трек для своей продукции ее в 1962 году построила компания, которая даже автомобилей еще тогда не выпускала. Однако уже была всемирно известной фирмой по производству замечательных мотоциклов. При проектировании сооружения датчанин Йон Хугенхольц, памятуя о его предназначении, включил сюда массу сочетаний разнообразных поворотов и прямых, при прохождении которых возможности техники подвергались самым жестким проверкам. Траектория оказалась настолько удачной, что трассу тут же стали использовать для регулярного проведения мотогонок самых различных уровней, в том числе и международных, а уже в следующем, 1963, году на автодроме «Сузука Интернэшнл», о котором, собственно, идет речь, состоялся первый Гран-при Японии в классе спорткаров. Эти состязания продолжались до 1969 года, а с 1971-го по 1975 годы здесь проводились соревнования Формулы- 2. И только в 1987 году сюда пришел Большой Цирк, чему немало способствовало влияние в Королевских гонках собственника автодрома – компании «Хонда», которая поставляла (с перерывами) двигатели для болидов Формулы-1 с 1964 года.

2 - Трасса Сузука Интернэшнл.jpg

Пилотам главных автогонок планеты трасса сразу понравилась, и, несмотря на то что организаторы соревнований в 1991 году, сузив шикану в конце главной прямой, испортили лучший участок для обгона, остается одной из самых любимых и поныне. Мало того, японцам еще сильно повезло с календарем соревнований. Сузука, будучи предпоследним или последним этапом сезона, зачастую становилась ареной решающей битвы за звание Чемпиона мира Формулы-1. В 1987 году именно здесь была поставлена точка в соперничестве Пике и Мэнселла, после того как последний получил травму в квалификационном заезде. Гонка 1988 года оказалась еще более острой. Айртону Сенне для чемпионской короны здесь необходима была только победа, а его болид заглох при старте на поул-позишн. Пользуясь тем, что стартовая прямая здесь идет под уклон, бразилец невероятным усилием воли сдвинул свою машину с мертвой точки и, разогнав, завел ее. Уйдя в гонку четырнадцатым, уже к концу первого круга Сенна был восьмым, а к шестнадцатому вышел на второе место. И тут пошел дождь. Бразилец – Человек Дождя – просто не мог не завоевать свой первый чемпионский титул. В следующем сезоне Сенна на Сузуке передал это звание Алану Просту, столкнувшись с ним при обгоне, тогда как в 1990 году, наоборот, вырвал его, протаранив того же Проста, да и через год здесь же стал чемпионом после того, как Мэнселл вылетел с трассы. В очередной раз на Сузуке вопрос о победителе в чемпионате решился уже в 1996 году, когда взрыв покрышки на 37 круге лишил Жака Вильнева шансов на чемпионскую корону, которую на этот раз увез Дэймон Хилл. Так же обстояли дела и в 1998 году, когда, безупречно проведя гонку Гран-при Японии, чемпионом стал Мика Хаккинен, тем более, что на этот раз проблемы с покрышкой были у Михаэля Шумахера. Зато в 2000 году Красный Барон здесь же, в Сузуке, привез «Феррари» титул чемпиона – первый в команде после 21-летнего перерыва. Больше пока мировой интриги на Гран-при Японии не было, если не считать 2003 года, когда гипотетически Шумахера могли потеснить с высшей ступени пьедестала автоспорта, если бы он в этой гонке не набрал ни одного очка.

Сузука, требовательная к гонщикам и технике, никого не оставляет равнодушным. Трасса диктует необходимость традиционного компромисса между управляемостью в медленных поворотах и скоростью на прямых. Существенное влияние на результаты может оказать погода. Для пилота «Сузука Интернэшнл» выглядит приблизительно следующим образом. Со старта прямая спускается вниз до первого поворота (First), куда входить следует на пятой передаче, скорость составляет около 230 км/ч. Ко второй части поворот (его, собственно, называют вторым – Second) сужается, скорость следует снизить до 150 км/ч и переключиться на третью передачу. Выйдя из поворота, попадаешь на очень короткий отрезок прямой, за которым следует серия левых и правых поворотов под названием S-кривая (скорость здесь около 160 км/ч), переходящая в правый поворот Gyaku Bank и левый Dunlop. Здесь необходимо хорошо удерживать баланс, поскольку болид может вылететь за пределы трассы и удариться об стену из покрышек. При прохождении первой половины следующего поворота – Degner – скорость составляет около 185 км/ч. Поскольку он постепенно сужается, на второй его половине болид замедляется до 120 км/ч. На пути к шпильке Hairpin (здесь точка пересечения первой половины трассы со второй, в которой одна проходит над другой) скорость возрастает до 270 км/ч, но перед самым поворотом ее резко сбрасывают приблизительно до 60 км/ч. На плавном правом повороте 200 R скорость возрастает до 290 км/ч, тогда как перед поворотом Spoon, который проходят на третьей передаче, ее сбрасывают до 170 км/ч. После поворота Spoon, из которого выходят на 145 км/ч, начинается самый быстрый участок – Back Stretch и Сrossing (точка пересечения второй половины трассы с первой). Здесь скорость доходит до 320 км/ч. Далее следует плавный левый поворот 130 R (болид немного замедляется – до 280 км/ч), за которым идет шикана Сasino Triangle, где скорость падает до 55 км/ч. По выходе из этой шиканы, в которой имеются замечательные возможности для обгона, пилот может при необходимости уйти на пит-лейн или выехать на прямую старт-финиш. Общая длина круга составляет 5807 м. В гонке пилот проходит 53 круга, преодолевая расстояние в 307,573 км.

1 - Трасса Сузука Интернэшнл.jpg

Для всего мира территория автодрома – арена борьбы лучших гонщиков планеты, а для компании Honda – еще и место реализации социальных программ. К настоящему времени на территории, прилегающей к автодрому, Honda построила развлекательный центр для своих сотрудников. Здесь находится парк аттракционов, огромное колесо обозрения, кегельбан, площадка для игры в гольф, теннисные корты, пруды, заполняющиеся водой термальных источников, а также музей фирмы Honda. Сотрудники компании могут приехать сюда и остановиться в прекрасно оборудованном автокемпинге или отеле. И для взрослых, и для детей имеется масса возможностей для развлечений, включая мото- и автоаттракционы.

На период Гран-при Японии десятки тысяч фанатов Королевских гонок устремляются в Сузуку. Большая часть прибывает в страну в аэропорт Токио. Из Токио они устремляются в Нагою, в 50 километрах от которой расположен автодром (юго-запад острова Хонсю). Самый удобный для иностранца способ преодоления расстояния между городами – железные дороги. Поезда идут со скоростями до 300 км/ч – от Токио до Нагои (500 км) можно добраться менее чем за два часа. Проблема одна – надписи иероглифами латиницей почти никогда не дублируются, поэтому ориентироваться на информационном табло можно большей частью по времени отправления (стоят поезда на остановках буквально несколько минут, но ходят точно по расписанию).

В Нагое можно остановиться в гостинице (хотя, если удастся раздобыть номер на самом спортивно-развлекательном комплексе…), отсюда в день гонок достаточно легко добраться до трассы. Поезд идет 40 минут до станции Широко, далее 15-20 минут путешествия на автобусе (организация транспорта на высоте) или такси – и вот он, знаменитый автодром!

Билеты на вход и на право занять место продаются порознь, причем резервирование места права на вход не дает. Входные билеты различаются по цене только для разных возрастных групп (дети до трех лет входят бесплатно). Стоимость на весь уик-энд – от ¥1500 до ¥9000 ($17,5-105,0). Есть отдельные входные билеты на пятницу и на субботу. Места же резервируются только на весь уик-энд, причем цены билетов (от ¥ 20 000 до ¥ 60 000, что эквивалентно $233,0-700,0) зависят не от возраста покупателя, а от трибуны.

В этом году Сузука принимает Формулу-1 двадцатый раз. Юбилей, окрашенный в грустные тона. Дело в том, что в следующем сезоне местом проведения Гран-при Японии станет расположенный в 70 км от Иокогамы Международный автодром Фудзи, собственником которого является компания Toyota. Трасса получила лицензию FIA первого класса и теперь имеет право принимать у себя Королевские гонки. Уже подписан контракт на проведение этапа Формулы-1. Гонка состоится в октябре 2007 года. Останется ли Сузука, любимая и пилотами, и зрителями, в календаре Большого Цирка? А ведь прецедент уже имеется – в 1994-1995 годах Япония принимала сразу два этапа чемпионата мира – Гран-при Японии и Гран-при Пасифик (на автодроме Айда). Почему не попробовать войти второй раз в одну и ту же реку?