29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Индианаполис. Обновленная старина

И колесо кибитки пионера конца XIX века (всего-то прошло чуть больше 100 лет!) займет такое же почетное место в музее, как у нас, к примеру, серебряная братина времен Бориса Годунова. А уж если коснется тех вопросов, где у янки действительно одно из самых старых, положим, архитектурных сооружений…

Оказывается, такое бывает, и довольно часто, когда вопросы касаются достижений человечества последних столетий. Впервые пароход захлопал колесами по американским водам. Первый телефон зазвонил в США. Впервые человек распластал крылья над землей тоже здесь… Что же говорить об автомобиле – экипаже, сделавшем Америку той страной, какую мы знаем? Это касается и автоспорта. Хотя и самобеглая коляска с двигателем внутреннего сгорания, и автоспорт родились в Европе, Новый Свет здесь во всем старался опередить своих предшественников. Едва англичане успели закончить в 1907 году строительство автодрома в Бруклэндсе, как 12 декабря 1908 года Карл Фишер со товарищи приобрел 128 гектаров земли, и к весне в восьми километрах к северо-западу от Индианаполиса, столицы штата Индиана раскинулся автодром. Поражали не только его размеры, но и простота конструкции – две длинные и две короткие прямые, расположенные под прямыми углами друг к другу, соединенные профилированными поворотами – бэнкингами. Удивительно, но такой конструкция «Индианаполис Мотор Спидвей» (официальное название трассы) осталась до настоящего времени. Менялась лишь поверхность. Поначалу ее покрыли крошеным камнем и залили гудроном, однако уже к августу того же 1909 года, после серии несчастных случаев, она была вымощена 3 200 000 кирпичей. В 1936 году наиболее опасные участки заасфальтировали, а в 1961 году эта участь постигла всю трассу. Как память о прошлом, на прямой «старт-финиш» остался только знаменитый «кирпичный ярд». И, конечно же, неофициальное название трассы, от которого веет историей – «Старая кирпичница»…

2 - Автодром Индианаполис.jpgАмериканцы – предприимчивый народ, и автодром строили для извлечения прибыли. Чтобы получать ее постоянно, в 1911 году была организована гонка «500 миль Индианаполиса», регулярно проводящаяся с тех времен по сегодняшний день и являющаяся самой знаменитой, популярной и престижной в Соединенных Штатах. Тем не менее финансовые показатели не всегда были блестящими, и трасса дважды меняла хозяев. В 1927 году ее приобрела группа, возглавляемая Эдди Риккебакером, которая устроила здесь еще и поле для гольфа, а в 1945-м «Инди» стала собственностью Тони Хульмана, чьи наследники владеют ею и ныне. Хульман быстро осовременил автодром – деревянные трибуны заменили стальными, кроме того, появилась знаменитая информационная вышка.

В общем и целом, автоспорт Нового и Старого Света не очень обращали внимание друг на друга. Каждый варился как бы в собственном соку. Когда же решили организовать гонки Формулы-1, предприняли попытку преодолеть отчуждение – «500 миль Индианаполиса» объявили зачетным этапом этих соревнований. Такое положение действовало в течение 11 лет – с 1950-го по 1960 год включительно. Но… Пилоты из США упорно отказывались участвовать в какой бы то ни было гонке, кроме «Инди-500», а европейские ни разу не приехали в Индианаполис. Тем не менее в 1959 году Гран-при США с участием европейских участников все же состоялся. В Себринге. Так и повелось. За весь двадцатый век этапов Королевских гонок на земле Соединенных Штатов было проведено больше, чем в любой другой стране мира. Американские пилоты становились и обладателями различных Гран-при, и чемпионами мира Формулы-1. Но Гран-при США разыгрывался на любой другой трассе, кроме места проведения «самых-самых» автомобильных соревнований Соединенных Штатов. Причина проста – болиды Формулы-1 не приспособлены для гонок по профилированному треку, каким, по сути, является «Старая кирпичница».

И все же они встретились. Тони Джодж, внук Тони Хульмана, управляющий ныне трассой, понимал, что доходная часть его бизнеса много теряет без Королевских гонок, потому в 1998 году заключил с Берни Экклстоуном соглашение о проведении Гран-при США 2000 года в Индианаполисе. Но для этого было необходимо полностью перестроить трассу, чем и занимались в 1999-2000 годах.

Для быстрого участка взяли девятьсот метров профилированного трека – короткая прямая, поворот с бэнкингом и длинная прямая, на которой разместили стартовую отметку. Машины разгоняются по нему до первого поворота (американцы не стали придумывать собственные имена поворотам, пронумеровали их – и все). Перед вторым поворотом скорость составляет около 115 км/ч, далее короткий разгон в широком правом повороте до 225 км/ч. Входя в четвертый поворот пилоты обычно остаются на третьей передаче, при этом снижая скорость до 160 км/ч. Затем длинный правый пятый поворот, позволяющий увеличить скорость. Шестой поворот левый – вторая передача и 115 км/ч, далее седьмой правый – и выход на прямую, в конце которой скорость составляет около 290 км/ч. Вновь тяжелое торможение перед восьмым поворотом, третья передача и около 120 км/ч. Девятый правый и десятый левый повороты – 90 км/ч и вторая передача. Снова прямая, правый одиннадцатый поворот (третья передача и 130 км/ч). Далее двенадцатый правый поворот – пятая передача (250 км/ч), и пилоты выходят на быструю часть трассы. Тринадцатый поворот – это и есть бэнкинг «Старой кирпичницы», здесь скорость достигает 305 км/ч (в этом месте при необходимости можно уйти на пит-лейн). Вообще быстрый отрезок болиды проходят примерно за 21-24 секунды с педалью газа, вжатой в пол. Это рекорд по продолжительности скоростного участка (подобный отрезок в Хоккенхайме или Интерлагосе занимает не более 16-16,5 секунды). В гонке скорости достигают 320 км/ч и даже более, из-за чего перед первым поворотом следует тяжелое торможение до второй передачи и снижение скорости до 90 км/ч. Длина кольца – 4192 метра, за гонку пилоты проходят 73 круга, вся дистанция составляет 306,016 километра. Перестроенная трасса используется для Королевских гонок, а «500 миль Индианаполиса» проводятся по старой схеме.

1 - Автодром Индианаполис.jpg
Характер трассы создает большие трудности и гонщикам, и механикам, и, как можно заметить по сезону 2005 года, шинникам. Участок долгой работы двигателя с полной нагрузкой повышает требования к нему (20 с лишним секунд работы на полных оборотах – серьезная нагрузка для мотора болида Формулы-1). Что же касается покрытия асфальта, то его характеристики на быстрой и на внутренней секциях очень различны, из-за чего возникают большие сложности при выборе покрышек.

За шесть сезонов «Старая кирпичница» и Формула-1 привыкли друг к другу. Правда, пять Гран-при США XXI века пришлись на период безраздельного господства «Феррари», а шестой получился скандальным. В 2005 году сложности с подбором комплектов шин для «Мишлен» оказались трудноразрешимыми. Отказ руководства Королевских гонок найти взаимоприемлемое решение (если уж не делать отступлений в регламенте, запрещавшем менять резину, то построить дополнительную временную шикану в тринадцатом повороте, как это предлагало большинство команд, было бы можно) привел к тому, что на старт вышли… шесть болидов из двадцати. Меньше, чем когда-либо и где бы то ни было за всю более чем полувековую историю Формулы-1. Абсурдность ситуации видели все. Пришедший первым в очередной раз Михаэль Шумахер не мог не понимать, что эта победа не является украшением его карьеры, почему в интервью заметил, что предпочел бы победить в иной, более привычной обстановке…

Трибуны автодрома вмещают до 230 000 зрителей, но они не пустуют, поскольку цены на билеты вполне демократичные (по сравнению с европейскими Гран-при, естественно) – билет на три дня (свободные заезды, квалификация и гонка) можно приобрести за 60 долларов, хотя есть места существенно дороже. А вот добраться до трассы без машины будет довольно сложно (следует помнить, что очень многие дороги – платные). Хотя даже при ее наличии трудностей не избежать – чем ближе к центру событий, тем дороже стоянки. Да и быстро уехать после окончания соревнований проблематично.

Парадокс, но «Старая кирпичница», будучи по возрасту старше всех, еще не стала по-настоящему трассой-ветераном Королевских гонок, подобно Сильверстоуну или Нюрбургрингу. Она здесь, если можно так сказать, входит в возраст зрелости. Но зрелищности это не убавляет. Особенно если учесть, какие американцы мастера по поводу подачи гарнира (всяких шествий нарядных девушек и выступлений певцов) к основному блюду: в нашем случае – гонкам болидов Формулы-1.