17 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Сепанг. Равнение на…

Старые автодромы, расположенные преимущественно в Европе, уже не всегда соответствуют вызову времени. Их, конечно, постоянно модернизируют, подгоняя под изменившиеся требования, но есть предел всему. А когда законодатели Евросоюза стали проводить новую рекламную политику, руководство Большого Цирка принялось искать варианты ухода с трасс Старого Света.

Многие ли могут похвастаться, что делают свое дело так, как пожелают? Что им вместе с заказом дают карт-бланш. И решая, каким должен быть результат, они не скованы ни пожеланиями заказчика, ни финансовыми вопросами, ни сложностями с материалами или механизмами, ни с какими другими проблемам. Полная свобода мысли, лимитированная, разве что, природными условиями. Делай, что хочешь. Герману Тильке повезло. Он попал в число таких счастливчиков. Правда, начало было не столь радужным. Довольно долго немецкому архитектору приходилось реконструировать старые и проектировать новые трассы Королевских Гонок, учитывая многие ограничения, которые кто только не накладывал. Но вот наступил день, когда ему было разрешено все…

Автодром Сепанг

В 1996 году Махатира Мхамада впервые в жизни посетил Гран При Португалии. И был очарован Большим Цирком. Он мгновенно понял, какие преимущества дает стране проведение на своей территории одного из этапов гонок Формулы 1. А поскольку он был премьер-министром Малайзии, этот вопрос был в его компетенции. У Махатира Мхамада завязались теплые отношения с руководством Королевских Гонок, и Гран При Малайзии был включен в календарь соревнований 1999 года. При этом Берни Экклстоун поставил условие – построить специальный современный автодром. Ну, тут не только не поступило возражений, напротив, был очевиден энтузиазм, и господин Абдула Хамида Мохда Али, руководитель компании, владеющей всеми авиаперевозками Малайзии, узнал от премьер-министра, что он будет руководить строительством трассы. Неподалеку от аэродрома Сепанг выбрали участок земли с очень удачным рельефом. Герман Тильке привлек в качестве эксперта Михаэля Шумахера, и сделал проект своей мечты. Характерные для старых трасс проблемы – с безопасностью, коммуникациями, обзорностью и прочие, были решены на стадии проектирования.

Автодром Сепанг (3).jpg

Летом 1997 года строители, выбранные по результатам специального конкурса, приступили к работе. Тем не менее, не все заложенные в проект технические решения удалось воплотить – помешал финансовый кризис. Пришлось отказаться от дорогостоящих иностранных материалов в пользу местных, что сократило затратность проекта до 120 миллионов долларов. Чиновники ФИА внимательно следили за ходом работ, и не всегда их качество удовлетворяло организаторов, так что в ходе строительства часть местных фирм отстранялась, а пришедшие им на смену брались за дело с удвоенным рвением. Все запланированные работы были выполнены за 14 месяцев. 12 декабря 1998 года с большой помпой прошло торжественное открытие автодрома, задающего новые стандарты для подобных сооружений. До Сепанга, первого «тилькедрома», который быстро стали называть «автодромом XXI века», ничего подобного в Королевских Гонках не было. Конфигурация трассы бросает вызов гонщикам и инженерам – здесь нашлось место и скоростным поворотам, и шпилькам, и скоростным связкам, и медленной шикане, и коротким, и длинным прямым (одна из которых, прямая старт/финиш, длиной около километра, позволяет развивать скорость более 300 км/ч). Дорожное полотно шириной от 16 до 22 метров покрыто особой смесью битума – очень гладкого и не слишком абразивного, разработанного с учетом круглогодичной эксплуатации во влажном малазийском климате.

Широченные ловушки безопасности заполнены речной галькой. Чтобы отслеживать происходящее в любой точке трека, вдоль него расставлены 27 скрытых камер, изображение с которых передается по оптоволоконной кабельной сети в Центр управления гонкой, соединенный с электронными постами маршалов, которые вместо архаичных флагов информируют пилотов об обстановке на гонке световыми сигналами. Имеется тридцать оборудованных по последнему слову техники просторных двухэтажных боксов для обслуживания болидов со встроенными офисами команд, двенадцать офисов для ФИА и администрации гонки, пресс-центр на 500 журналистов и помещение для фотокорреспондентов, и даже медицинский центр с небольшой операционной(!!!). Три четверти зрительских мест – крытые. Две главные трибуны протяженностью 1400 метров, на которых могут разместиться 30 000 зрителей, вытянуты вдоль длинных прямых. Их козырьки по очертаниям походят на банановый лист, а козырек трибуны возле центральной Башни имеет форму национального символа Малайзии – цветка гибискуса. Все трибуны поставлены так, чтобы зрители видели не менее половины трассы (с трибуны у центральной Башни можно наблюдать за 70% трассы).

Автодром Сепанг (1).jpg

К автодрому ведет скоростное шоссе. Возле самого сооружения располагается автостоянка на 18 000 мест, а доступ для болельщиков осуществляется через 26 ворот. Для реализации проекта было ликвидировано 260 га плантаций масличных пальм. Чтобы не особо вредить окружающей среде, это компенсировали тем, что на автодроме было высажено 5 000 масличных пальм и 4 000 кокосовых деревьев (правда, природа так просто не сдается – во время практики в 1999 году камеры слежения зафиксировали леопарда, дефилирующего с внешней стороны ограждения автодрома). Сооружение рассчитано также на то, чтобы на нем можно было проводить и другие соревнования самого высокого ранга, в частности, мотогонки. Кроме того, возле главных ворот располагается картодром международного уровня, здесь же имеется десятикилометровая трасса для проведения ралли на бездорожье. То есть Сепанг призван стать центром автоспорта Малайзии.

Время летит быстро. Малайзийский автодром уже в десятый раз готовится принять Королевские Гонки. Как же видят трассу основные участники шоу – пилоты Формулы 1? Прежде всего, стоит отметить, что по названиям поворотов и прямых можно ознакомиться с достопримечательностями страны (маркетинг туризма – побывав на трассе, зрители заинтересуются и курортами Малайзии). Так, вдоль первой длинной трибуны проходит стартовая прямая, названная именем столицы Малайзии – Kuala Lumpur Straight. На ней скорость превышает 300 км/ч, но перед первым поворотом – Pangkor Laut Chicane – следует очень жесткое торможение. Pangkor Laut Chicane – очень хитрый вираж, первая часть которого – медленный правый поворот с уменьшающимся по ходу движения радиусом, то есть при его прохождении пилотам приходится еще и тормозить (скорость падает до 90 км/ч).

На выходе небольшое ускорение, и тут же торможение – вторая часть шиканы, очень медленный (около 85 км/ч) левый поворот. Все это время трасса плавно спускается вниз. Далее следует ускорение в длинной правой дуге, которая выводит пилотов на прямую, по меркам Сепанга – средней длины. Она заканчивается жестким торможением и правым медленным (под почти прямым углом) поворотом Langkawi. За ним – короткая прямая, выводящая к настоящей изюминке Сепанга, где проверяется мастерство гонщиков и качество шасси – скоростной связке левого и правого поворотов Genting, которую проходят «в полный газ». За ней короткая прямая, и связка двух правых среднескоростных поворотов, которая в честь международного аэропорта Куала-Лумпура названа KLIA. После «аэропорта» идет прямая средней длины, за которой следует жесткое торможение перед левой шпилькой Berjaya Tioman (проходят на скорости около 83 км/ч), и скоростная правая дуга, заканчивающаяся торможением перед правым поворотом Kenyir Lake. Ускорение на прямой – и вторая скоростная связка левого и правого поворотов. После них следует торможение перед правым поворотом Sunway Lagoon (скорость при прохождении – около 112 км/ч). За поворотом очень длинная прямая Penang Straight, проходящая вдоль второй длинной трибуны – почти параллельно стартовой прямой (здесь скорость приближается к 300 км/ч). В ее конце следует еще одно жесткое торможение – перед медленной левой шпилькой, оканчивающей круг (проходят на скорости около 99 км/ч). Развернувшись практически на 180º, болиды возвращаются на Kuala Lumpur Straight, но при необходимости после прохождения первой части шпильки можно отправиться на пит-лейн.

Автодром Сепанг (4).jpg

Сепанг подразумевает средний уровень прижимной силы – 72% дистанции пилоты проходят с педалью газа, вжатой «в пол», так что очень многое зависит от надежности двигателя. Это тем более важно, если учесть климат Малайзии – жара и высокая влажность являются испытанием и техники, и пилотов, к физической подготовке которых автодром также предъявляет высокие требования. Несмотря на постоянные заверения синоптиков, по-настоящему дождевых гонок (а уж какими могут быть тропические ливни, объяснять, наверное, не нужно) здесь за девять лет практически не было. Обошлось на Гран При Малайзии и без скандалов, за исключением первой гонки в 1999 году, когда за нестандартные дефлекторы Феррари сначала дисквалифицировали, а потом наказание отменили, а очки вернули. В общем, обычная трасса, на которой интересно и пилотам, и зрителям. Обычная, за исключением одного – этот автодром оказался той самой «первой ласточкой», которая хотя и не делает весны, но свидетельствует о ее неотвратимой близости.

Грандиозное сооружение задало стандарты нового века для подобных конструкций. За Малайзией наперебой Большой Цирк стали приглашать к себе страны-новички, но при этом все уже знали, на кого равняться – Сепанг был путеводной звездой, свидетельствовавшей о технических и технологических возможностях XXI века. Той самой, которая указала всем, что поблажек больше не будет.