27 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Фудзи Интернэшнл. Тридцать лет спустя

В шестидесятых годах прошлого века Япония была еще далеко не высокоразвитой промышленной державой. Страна едва-едва начинала выходить из нокдауна, в котором оказалась после Второй мировой войны. Но желание показать себя всему миру было сильнее здравого смысла. У подножия горы Фудзи, священной для каждого жителя архипелага, в декабре 1965 года открылся автодром. Вообще его сначала хотели соорудить по американскому типу – на 2,5 мили (4 км), скоростной, с исключительно левыми поворотами и движением против часовой стрелки, с двумя профилированными бэнкингами. Начали строительство, построили прямую и один 30-градусный бэнкинг и… деньги кончились. Пришлось отказаться от такой идеи. Да и при эксплуатации бэнкинга произошло несколько серьезных аварий… В результате сделали трассу и с левыми, и с правыми поворотами, по которой гонщики двигались по часовой стрелке. Получился автодром с длиной круга 4359 метров, но с очень длинной прямой «старт-финиш» (около 1,3 км!), за которой следовала серия быстрых виражей.

С 1966 года здесь регулярно проводились автомобильные и мотоциклетные соревнования различного уровня, в том числе разыгрывался Гран При Японии (правда, тогда еще не включенный в календарь Королевских Гонок). Так продолжалось 10 лет, и вот, наконец, в 1976 году Формула 1 пришла к подножию Фудзи.

Fuji International (1).jpg

Гран При Японии в тот год проходил 24 октября и был последним в календаре. Он показал, как популярен Большой Цирк среди жителей Страны восходящего солнца – билетов было сто тысяч, а желающих их приобрести оказалось… два миллиона! Чтобы не было обид, организаторы прибегли к лотерее. Счастливчики, которым повезло выиграть, оказались свидетелями потрясающей гонки – решающей, которая определяла имя чемпиона мира. Ники Лауда, чтобы примерить корону лучшего автогонщика планеты, должен был финишировать не ниже третьего места, или, по крайней мере, не очень отстать от Джеймса Ханта, которого он опережал всего на три очка. На трассе Фудзи шел дождь. Лауда, у которого из-за ожогов после аварии на Нюрбургринге не закрывались веки, заехал в боксы и прекратил гонку. Тем не менее, даже в этих условиях Ханту для победы в чемпионате необходимо было финишировать не ниже четвертого места, а у него тоже оказалось немало проблем, и он вынужден был заехать в боксы за пять кругов до финиша для смены быстро разрушавшейся резины. Когда Хант выехал на трассу, он был лишь пятым. С потрясающей скоростью он настиг и обогнал Джонса (четвертая позиция гарантировала ему чемпионский титул – в этом случае при равенстве очков с Лаудой у Ханта было шесть побед, тогда как у его соперника – пять). В пылу борьбы Хант просчитался, и был уверен, что находится дальше четвертого места, потому продолжал атаковать ехавшего впереди Регаццони, которого вскоре тоже обогнал. Хант узнал, что именно он – чемпион мира, лишь когда заехал в боксы после финиша…

Fuji International (2).jpg
Столкновение Петерсона и Вильнёва

В следующем году судьба чемпионской короны была решена задолго до Гран При Японии, который также оказался заключительной гонкой сезона. Казалось бы, накала страстей быть не должно, но… На шестом круге в первом повороте трассы Жиль Вильнев столкнулся с Рони Петерсоном. Болид канадца взлетел вверх и упал на группу фотографов и маршалов, убив двоих и ранив семерых. Гонку не остановили, но из-за трагедии Гран При Японии (а автодром Фудзи уж тем более) больше не мог претендовать на место в календаре Королевских Гонок, руководство которых было весьма щепетильно к вопросам безопасности.

Тем не менее, Фудзи оставалась весьма популярной спортивной трассой для авто и мото соревнований национального уровня, хотя о возврате сюда Королевских Гонок, даже после нового включения в их календарь Гран При Японии, речи не было. Но лишь до тех пор, пока осенью 2000 года автодром – сначала для своих, внутренних целей – не купила Тойота. В 2003 году автодром закрыли, и архитектор трасс Формулы 1 Герман Тильке приступил к практически полной его реконструкции. Обновленный автодром, на переустройство которого владельцы затратили 170 миллионов долларов, был вновь открыт 10 апреля 2005 года. И вот, в этом году, через тридцать лет после того, как Большой Цирк ушел от подножия Фудзи, он вновь возвращается сюда.

Fuji International (3).jpg

Изменения на автодроме произведены колоссальные. Боксы для персонала команд, обслуживающего гонщиков и машины, выше всяческих похвал. На самой трассе увеличены зоны безопасности, уложен совершенно новый гладкий асфальт. Существенно возросла длина круга. Ширина полотна колеблется от 15 до 25 метров. Максимальный градиент подъема – 10%, максимальный градиент скоростного спуска – 8%. Сама конфигурация трассы стала несколько иной – проектировщик внес серьезные изменения в структуру поворотов и прямых, вплоть до того, что удлинил и без того протяженную прямую «старт-финиш» – теперь она составляет 1 475 метров и является самой протяженной прямой среди всех автодромов Большого Цирка. По расчетам специалистов, болиды Формулы 1 смогут разгоняться на ней до 330 км/ч на седьмой передаче, после чего последует жесткое торможение до 130 км/ч на участке около 90 м перед медленным первым поворотом, что неминуемо приведет к огромным, поистине космическим перегрузкам – до 4,8 g! Эта особенность автодрома предъявляет повышенные требования и к физической подготовке пилотов, и к тормозной системе болидов. Трасса имеет 12 поворотов, имеющих официальные названия, в которые включены обозначения их радиусов в метрах – First Corner 27R (№1), 75R (№2), Coca Cola Corner 80R (№3), 100R (№4), Hairpin Corner 30R(№5), 120R (№6), 300R (№7), Dunlop Corner 15R (№8), 30R (№9), 45R (№10), Netz Corner 25R (№11) и Panasonic Corner 12R (№12). Предполагается, что время быстрых кругов пилотов Королевских Гонок на автодроме будет в пределах 1 минуты 20 секунд.

Не преданы забвению и комфортные условия зрителей, для которых построены трибуны на 140 тысяч человек – правда, среди них только одна крытая… Тем не менее, практически все они оборудованы большими мониторами, на которых можно будет следить за перипетиями гонки вне зоны видимости гоночного полотна со своей трибуны. Предусмотрены различные подъездные пути к автодрому.

Fuji International (4).jpg

Считается, что безопасность на обновленной трассе у подножия вулкана Фудзи выше, чем на так полюбившейся пилотам и зрителям Сузуке, принимавшей Гран При Японии с 1987 по 2006 годы. Владельцы Фудзи пророчат даже большую зрелищность, чем на автодроме, принадлежащем Хонде – утверждается, что на трассе очень много мест для обгона (ну, при такой ширине гоночного полотна это не удивляет), так что накал борьбы обещает быть высоким. Добираться до трассы болельщикам будет как будто легче – от Токио автобусом менее чем за полтора часа, хотя плотность движения здесь существенно выше, чем близ Нагои. Но все же, все же, все же… Как известно, когда выяснилось, что на немецкой земле останется только одна гонка Формулы 1 в сезоне, было принято решение проводить Гран При Германии на двух автодромах по очереди – год на Нюрбургринге, год на Хоккенхаймринге. Таким образом, обе трассы остались в календаре и могут дарить гонщикам и зрителям каждая свое очарование и энергетику. В случае же с Японией… В календаре Королевских Гонок, похоже, появляется новая яркая, самобытная и интересная страница. Жаль только, что она закрывает другую, может быть, не менее захватывающую и интригующую. На наших глазах реализуется принцип «или – или», а ведь было бы возможно решение в немецком стиле – «и – и»…