25 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Спа-Франкфоршамп. Поездка на воды

В 1920 году журналист Жюль де Трие и председатель спортивной комиссии Королевского Автоклуба Бельгии Анри Лангло ван Опхем решили создать гоночную трассу. Не мудрствуя лукаво, они замкнули кольцо, соединив дороги общего пользования, которые, проходя по живописнейшим местам курортной зоны, связывают населенные пункты Мальмеди, Ставело и Франкоршамп. Получилось какое-то подобие треугольника общей протяженностью более 14 километров. Трасса оказалась скоростной, трудной и очень спортивной. Перепад высот между верхней и нижней отметками составлял 180 метров. Самый длинный прямой отрезок (около 3 км) располагался на спуске между Мальмеди и Ставело. Наиболее трудным участком являлся (и является поныне) северный – за затяжным, более 2 км подъемом шел 120-градусный поворот La Source (Источник), за которым следовал крутой (почти на 40 м) спуск к месту, где тогда располагалась линия старт-финиш. Основная часть остальных поворотов имели большие радиусы и профилированные виражи, позволявшие развивать высокие скорости. Трасса почти не изменялась до 1979 года (самое заметное нововведение – в 1939 году появился знаменитый изгиб Eau Rouge – Красная Вода).

Спа-Франкфоршамп (1).jpg

Довольно быстро Спа стала популярной у пилотов и зрителей, хотя сейчас на автодроме как анекдот вспоминают первую попытку провести здесь официальную гонку в 1921 году, когда заявку подал… один участник. Трассу открыли своими соревнованиями в 1922 году мотоциклисты. С тех пор гонки различного уровня – и автомобилей, и мотоциклов – стали частым явлением в этих местах. В 1931 году триколор уже не существовавшей к тому времени Российской Империи взвился в честь победителя заезда «24 часа Спа» князя Дмитрия Георгадзе (еще раньше, в 1928 году в такой же гонке победил другой выходец из России, Борис Ивановский, но он выступал под французским флагом).

Не удивительно, что трассу сразу включили в календарь едва родившейся Формулы 1 (после перерыва, вызванного Второй мировой войной, автодром вновь открылся в 1947 году). Нельзя сказать, что все гонщики были в восторге. К примеру, Джим Кларк, побеждавший здесь четыре года подряд – с 1962 по 1965, не раз говорил, что ненавидит Спа. И причины понятны. Необычайно красивая, зрелищная, интересная трасса с множеством мест, где возможен обгон и демонстрация мастерства пилота, была невероятно опасной. А если учесть ее длину и отсутствие оперативной связи, не удивительно, что гонщикам, попавшим в аварию, приходилось по нескольку десятков минут ждать помощи. Редкий Гран При здесь обходился без инцидентов. Трагедии не заставили себя ждать – в 1960 году пять машин попали в серьезные аварии. В квалификации тяжелые травмы получили Стирлинг Мосс и Майк Тейлор, пролежавший 45 минут в лесу со сломанным позвоночником, а в ходе гонки погибли Крис Бристоу и Алан Стейси, которому на полной скорости в шлем попала птица и он, потеряв управление, вылетел с трассы.

Но смерть гонщиков не остановила организаторов шоу. Крестовый поход за безопасность объявил лишь Джеки Стюарт, попав здесь в 1966 году в аварию. Он 25 минут просидел со сломанными ребрами заблокированным в кокпите, заполненном бензином из поврежденного бака (малейшая искра – и…), откуда его освободили остановившиеся пилоты, а не спасатели или маршалы, которых на этом участке трассы попросту не было. И после 1970 года Большой цирк ушел из Спа. Хотя здесь продолжали проводиться соревнования иного ранга, отсутствие Королевских гонок оказалось чувствительным ударом для хозяев трассы. Тогда в 1978 году, выбрав наилучший проект из всех предложенных, они взялись за большую перестройку. Через год новая трасса, полностью соответствующая требованиям безопасности Формулы 1 и оборудованная по последнему слову техники была готова.

Спа-Франкфоршамп (2).jpg

Она стала вдвое короче – около семи километров (это сделало ее зрелищнее, да и контролировать пелетон стало легче), но самые интересные повороты и красивые участки удалось сохранить. Тем не менее, Большой цирк не спешил сюда возвращаться. Лишь в 1983, после того, как годом раньше знаменитый пилот Жиль Вильнев погиб в Цольдере, где к тому времени обосновался Гран При Бельгии, Формула 1 вернулась в Спа. И хотя Цольдеру в следующем году вновь удалось заполучить себе Королевские гонки, уже в следующем, 1985 году они пришли в Франкоршамп навсегда. Ну, если не считать «политического» 2003, когда боссы Большого цирка показали правительству и законодателям Бельгии кто главный (конечно, тот, у кого денег больше). ФИА исключила Спа из календаря, поскольку бельгийцы досрочно запретили рекламу табака (Евросоюз постановил ввести на своей территории табу на нее с 2005 года, но Брюссель решил оказаться «впереди всех», за что и поплатился). Власти страны пошли на попятный, и в 2004-2005 годах Спа вновь принимал Формулу 1. Выпал и прошлый год (прежний владелец трассы обанкротился, и чтобы произвести необходимые изменения трассы, потребовалось вмешательство правительства Валлонии, но закончить работы к сезону 2006 года не успели), а в этом обновленная трасса вновь примет Большой цирк.

Спа-Франкфоршамп (3).jpg

Самая длинная трасса календаря, часть которой по-прежнему проложена по дорогам общего пользования, и ныне остается самой скоростной. Гонки здесь всегда интересны и непредсказуемы, а старт традиционно сопровождают аварии. Арденнская погода часто ставит команды в тупик при выборе резины и тактики гонки – над какой-то частью трассы может светить солнце, тогда как в других ее местах льет дождь (при этом прогнозам синоптиков верить нельзя). Для пилота трасса является испытанием еще из-за рельефа местности.

Инженеры команд в Спа при поиске компромисса между скоростью на быстрых прямых и управляемостью в медленных поворотах, акцентируют внимание на скорости. Как правило, тренировки в пятницу начинают с минимально необходимой конфигурацией аэродинамики, постепенно прижимая болид, добиваясь стабильности в шиканах.

Хотя трасса обновлена буквально только что, можно попробовать предположить, как она будет выглядеть для гонщика (тем более, что изменения коснулись лишь шиканы Bus Stop – Автобусная остановка, где действительно в обычные дни находится самая настоящая остановка общественных автобусов). Болид, пересекая линию старт-финиш на 260 км/ч, разгоняется до 285 км/ч на прямой, после чего идет торможение перед шпилькой La Source, которую проходят на скорости 60 км/ч. Затем разгон до 310 км/ч вниз по склону мимо старого пит-лейна, и машина оказывается в Eau Rouge – одном из сложнейших поворотов всех Гран-при. Из-за крутого подъёма (следующего за резким спуском – в нижней точке пилот испытывает сильнейшие перегрузки), при прохождении правого поворота гонщик видит перед собой лишь сплошную стену асфальта, и последний левый поворот совершается практически вслепую. Во время квалификации все пилоты пытаются пройти этот комплекс поворотов плавно, что нелегко.

Спа-Франкфоршамп (4).jpg

Нужно сохранять скорость на уровне 280 км/ч, чтобы далее на длинной прямой, идущей в гору, болид разогнался до 325 км/ч. Шикана Les Combes проходится на третей передаче со скоростью 125 - 135 км/ч. После поворота Malmedy разгон до 260 км/ч на короткой прямой, и торможение до 100 км/ч перед правым поворотом Rivage, который проходится на 2-й передаче – здесь можно потерять трассу. Следующий левый поворот проходится на 3-й передаче со скоростью 150 км/ч, далее начинается еще одна небольшая прямая – разгон до 300 км/ч на 5-й передаче, и сложный двойной левый поворот Pouhon, в который входят на 215 км/ч, затем ускоряясь до 270 км/ч перед очередной прямой (на ней скорость доводят до 300 км/ч), которая заканчивается шиканой Fagnes. Первая часть шиканы проходится на 3-й передаче, 135 км/ч, а вторая – на 4-й передаче, 160 км/ч. Правый поворот Stavelot проходится на 3-й передаче на скорости 130 км/ч. Сразу за ним идет еще один правый поворот, где разгоняются до 225 км/ч на 4-й передаче. Далее сверхбыстрый (до 300 км/ч) левый поворот Blanchimont, где может подстерегать опасность, если трасса влажная или в баках много топлива. Далее небольшой правый поворот, и тяжелое торможение перед заново перестроенной шиканой Bus Stop, где пилоты будут поворачивать направо почти под прямым углом (при необходимости теперь они здесь будут уходить на пит-лейн), и сразу же крутой поворот налево, за которым начинается прямая старт-финиш.

Добраться до автодрома, расположенного в старой курортной зоне, можно без особых трудностей (один из самых простых путей – на электричке от Льежа до Спа, далее спецавтобусом – проезд платный). Трасса удобная, хорошо оборудованная и для пилотов, и для болельщиков. Стоимости билетов на Гран При обычные европейские – от 150 до 500 евро. Но привлекателен автодром-ветеран не только приемом Королевских гонок или 24-часовых марафонов. Сюда приезжают и те, кто хочет получить эмоции, которые испытывают пилоты престижнейших гонок. В Спа несколько школ гоночного вождения, езды на мотоциклах и квадроциклах, картодром. За малую мзду разрешается впрыснуть адреналин, прокатившись по трассе на собственном авто. Спа выделяет специальные дни официальных тестов для пилотов и тех, кто хочет ими стать (не бесплатно!), на спортпрототипах, монопостах, автомобилях класса GT. Страховка, маршалы, меры безопасности, машины сопровождения, скорая помощь, видеосъемка включены в стоимость. В общем, жизнь здесь бьет ключом. Так что не удивительно, что трасса в этом году в очередной раз возвращается в Королевские гонки.