28 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Сильверстоун. И вечный бой…

Но ещё две страны Старого Света всегда составляли конкуренцию галантным франкам, каждая из которых постоянно и, надо сказать, порой небезуспешно стремилась доказать, что она является главной державой автоспспорта. Но удивительно — в одной из этих стран Гран-при впервые разыгрывался лишь в 1926 году, хотя автодром, где проводилась гонка, построили в 1907 году. Более того, после двух розыгрышей Большого Приза (второй провели в 1927 году) эти гонки были прекращены более чем на двадцать лет.

4 - Трасса Сильверстоун.jpg

После Второй мировой войны все стремилось к мирному возрождению, одним из символов которого были автогонки. Однако практически все автодромы Старого света пришли в негодность – не только в Италии и Франции, где шли боевые действия, но и в Великобритании (именно эти три страны всегда боролись друг с другом за неофициальное звание главы автоспорта), поскольку во время войны ими никто не занимался. В отличие от континентальной Европы, в Соединенном Королевстве имелись хорошо сохранившиеся стационарные объекты военного назначения. В частности, аэродромы с уже имеющимися асфальтовыми покрытиями и дренажными системами. Для такой консервативной страны, как Англия, отказ от традиционных мест проведения соревнований дается непросто, но деваться было некуда – Бруклендс, место проведения первого Гран-при Великобритании, продали, в Донингтон-парке располагались военные склады, Кристалл Палас был практически разрушен, а Брэндс Хэтч не мог принять гонки серьезного уровня.

В 1943 году в 115 километрах к северу от Лондона близ деревушки с романтическим названием Серебряный Камень построили аэродром. Вскоре после войны Королевский автомобильный клуб вышел на Воздушное министерство и добился арендного договора на этот объект. 2 октября 1948 года тысячи взволнованных зрителей собрались на импровизированном автодроме. Организаторы, используя веревки и тюки соломы, придали гоночному кольцу форму песочных часов, задействовав взлетно-посадочные полосы и объездные дороги по периметру аэродрома. Несмотря на примитивизм сооружения, его очевидное несовершенство и опасность для гонщиков и зрителей, первый послевоенный Гран-при символизировал возврат к мирной жизни. К следующему году, чтобы снизить риск, трассу проложили только по периметру аэродрома, и она приняла вид, из которого в конце концов превратилась в то, что мы наблюдаем сейчас.

1 - Трасса Сильверстоун.jpg

13 мая 1950 года в присутствии короля Георга VI и королевы Елизаветы именно здесь, в Сильверстоуне, состоялась первая в мире гонка Формулы-1. Гран-при Большого Цирка впервые разыгрывался на английской земле, но выиграл его итальянец Джузеппе Фарина на итальянской Alfa Romeo SpA. С тех пор Гран-при Великобритании, так же как Франции и Италии, постоянно присутствует в календаре Большого Цирка. Сильверстоун может похвастаться одним из самых больших количеством гонок, проведенных на нем, – сорок. Да, не все национальные Гран-при разыгрывались здесь. Бывало, автодром делил эту честь по очереди с Энтри и Брэндс Хэтч. Но именно в Сильверстоуне, наверное, сильнее всего ощущается британский дух. Постоянная изменчивость удивительным образом уживается здесь с консерватизмом. Автодром неоднократно перестраивался – возводились земляные валы, строились отбойники и шиканы, реконструировались трибуны. Давно нет здесь ни веревок, ни соломенных тюков, ни пустых бочек из-под горючего. Но ежегодно сюда устремляются британские болельщики, преодолевая по дороге на автодром ставшую уже знаменитой на весь мир многокилометровую пробку, которую не смогла ликвидировать даже объездная дорога, построенная в 2002 году. Гран-при давно стал в британском спортивном календаре тем событием, которое «должен видеть настоящий англичанин», так же, как Финал кубка Футбольной ассоциации, скачки Grand National и Уимблдонский турнир.

По конфигурации автодром, когда на нем проводилась первая гонка Формулы-1, представлял собой несколько прямых, соединенных довольно скоростными поворотами. Таким он оставался до 1973 года, когда в повороте Woodcote произошел завал. К 1975 году, когда в Сильверстоуне в очередной раз состоялся Гран-при Великобритании, в этом месте построили шикану для снижения скоростей, что не помешало через десять лет Кеке Росбергу пройти трассу в квалификации со средней скоростью 257 км/ч. После этого шикану перестроили. Так и повелось. Всего автодром претерпел семь реконструкций. Менялись его конфигурация, длина (последний раз это произошло в 2000 году). Неизменным было одно – он оставался скоростным. И сейчас почти на 2/3 трассы пилоты вжимают педаль газа в пол – болиды проходят круг со средней скоростью более 235 км/ч. Со старта они подходят к быстрому повороту Copse, достигая скорости около 290 км/ч, а перед самим поворотом несколько замедляются. Пройдя его на 250 км/ч, скорость увеличивают по направлению к системе поворотов Maggotts, Becketts и Chapel, которая очень опасна даже для опытного пилота. Хорошо сбалансированная машина может пройти Maggotts на скорости около 250 км/ч. Поворот Becketts берут со скоростью 200 км/ч на 4-й передаче. После небольшого изгиба Chapel – выход на прямую Hangar Straight. Здесь самый быстрый участок трассы, скорость достигает 300 км/ч, а затем резко снижается до 180 для прохождения поворота Stowe, который является наилучшим участком для обгона. Прямая Vale ведет к повороту Club. К нему подъезжают на 270 км/ч, а проходят на 80 км/ч на 2-й передаче. Далее скорость с 200 км/ч постепенно растет до 285 км/ч на подходе к сложному виражу Abbey, где требуется ее снижение до 120 км/ч. Короткая прямая Farm Straight предшествует сложному правому повороту Bridge, который проходят на 240-245 км/ч, а затем замедляют ход перед виражом Priory, который преодолевают со скоростью 155 км/ч на 3-й передаче. Следующий за короткой прямой поворот Brooksland проходят на скорости 90 км/ч, а в длинную медленную петлю Luffield входят на скорости 110 км/ч, затем ускоряясь до 160 км/ч. Здесь при необходимости можно уйти на пит-лейн или быстро – на скорости 255 км/ч – войти в поворот Woodcote, чтобы выйти на стартовую прямую и замкнуть кольцо.

3 - Трасса Сильверстоун.jpg

В Сильверстоуне важны аэродинамическая эффективность и прижимная сила, а также мощность мотора. Здесь можно и нужно обгонять. Асфальт на трассе довольно абразивный, износ шин весьма серьезный, и для прохождения требуется жесткая резина с высокой стабильностью. Погода в Сильверстоуне – также предельно важный фактор – условия могут меняться от 35-градусной жары при ясной погоде до довольно прохладных условий при дожде. Британская погода – лотерея. Даже в середине лета командам сложно подготовить универсальную стратегию работы с болидом, несмотря на то что тестов здесь они проводят предостаточно (в 2000 году была попытка перенести гонку на апрель, но закончилась она плачевно – трасса оказалась мокрой, а подъездные пути раскисли от дождей).

За долгую историю Королевских гонок на автодроме, первым в мире принявшем их, случалось всякое. Происходили аварии, порой кардинальным образом влиявшие на результаты Чемпионата мира, как, к примеру, в случае с Михаэлем Шумахером в 1999 году. Бывали и курьезы, хотя весьма опасные, как в 2003 году с отставным священником Корнелиусом Хораном, выбежавшим в юбке во время Гран-при на трассу с плакатом «Библия всегда права!». Кстати, после этого инцидента всерьез встал вопрос об уходе Формулы-1 с трассы, поскольку организаторы оказались не в состоянии обеспечить надлежащую безопасность зрителей и гонщиков. Но, несмотря на постоянные разговоры об опасности трассы, за всю историю ни один зритель, ни один пилот Большого Цирка не погиб в Сильверстоуне во время гоночных уик-эндов.

Здешние фанаты – настоящие патриоты. Болеть за британского гонщика для них – дело принципа. Тем более что достойных кандидатур доставало всегда. Майкл Хоуторн и Джон Сертиз, Джеймс Кларк и Грэхем Хилл, Джеки Стюарт и Джеймс Хант. А когда в Формулу-1 пришел простодушный Найджел Мэнселл, Великобританию захлестнула волна настоящей «мэнселломании». В 1992 году «наш Найдж» пришел первым в Сильверстоуне, и двести тысяч фанатов заполнили трассу, не дожидаясь, пока остальные участники гонки пересекут финишную черту. А в 1999 году, когда Дэймон Хилл, единственный «чемпион, сын чемпиона» Формулы-1, выступавший за команду Jordan, которая вовсе не была фаворитом, объявил, что, возможно, Гран-при Великобритании станет его последней гонкой, все трибуны были желтыми – окрасились в командный цвет Jordan, и стоило Хиллу в середине гонки всего на один круг возглавить пелетон, как толпа взорвалась от энтузиазма.

Автодром вмещает 90 000 зрителей на стоячих местах и около 60000 на трибунах. Стоячие места расположены с внешней стороны немного выше уровня трека – видимость прекрасная. На трибунах все места нумерованные, но на одних трибунах можно свободно перемещаться и наблюдать за практикой и квалификацией с любой точки, а гонку смотреть положено только с места, указанного в билете, тогда как на других перемещаться запрещено вовсе. Вдоль трассы стоят телеэкраны, где отображается информация о ходе гонки. Лишь половина трибун крытые, и зрителям следует заранее готовиться к капризам погоды. Торговые палатки, киоски с закусками и напитками, а так же туалеты расположены вокруг трека.

Трасса – ветеран Королевских гонок живет своей жизнью. Пилоты и болельщики относятся к ней по-разному. У руководства чемпионата накопилась масса претензий к Сильверстоуну, этому автодрому достается больше других. И не потому, что он слишком архаичен в сравнении с современными азиатскими трассами. Просто спор организаторов – Formula One Management (FOM) – с Клубом британских гонщиков стал делом принципа для обеих сторон. Гран-при Великобритании несколько раз хотели исключить из чемпионата, находя всевозможные причины, но он всегда воскресал в последний момент. Так что – жизнь продолжается!