28 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Гран-при Австралии. Обратная сторона планеты

Устраивают пикеты, митинги, зовут к месту события журналистов, телеоператоров, забрасывают строителей тухлыми яйцами – и власти вынуждены отменить решение. Так сказать, под напором общественности. Только записные демократы, бывает, плюют на общественность ничуть не хуже, чем это делают самые одиозные диктаторы (правда, без гонений на оппозицию).

В начале девяностых годов прошлого века новоиспеченный глава некоего штата решил поднять престиж его столицы, пригласив гонки Формулы-1, и заключил договор с ее руководством. После этого он приступил к реконструкции городского парка, на территории которого предполагалось разместить, точнее, привести в соответствие с требованиями Королевских гонок трассу, существовавшую здесь с 1953 года и проходившую по дорогам, огибающим озеро. Но едва спилили первые деревья, поднялась общественность. Горожане воспротивились перспективе – их не устраивало, что уничтожаются зеленые насаждения. Они не желали, чтобы парк загрязняли выхлопные газы суперболидов, а невероятный шум моторов нарушал спокойствие жителей. Протестующие учредили организацию «Сохраним Альберт-Парк!» и создали сайт, призывающий не допустить строительства автодрома. Они провели не один десяток демонстраций протеста, две из которых состоялись в Лондоне – ведь главой Австралии, о которой идет речь, является королева Великобритании. Наиболее радикальные активисты угрожали перед гонкой выпустить на трассу кроликов или залить асфальт машинным маслом. Однако власти оказались непреклонны. Оппозиции оказали упорное сопротивление – только на полицейские мероприятия пришлось потратить полтора миллиона долларов (при том что вся стоимость трассы составляла 19 миллионов), и 10 марта 1996 года впервые в истории новый сезон Королевских гонок открывал Гран-при Австралии, проходивший в Мельбурне. Организаторы гонки подошли к своей задаче крайне ответственно, не упустив ни одной мелочи. Надо сказать, далеко не все жители Мельбурна оказались противниками Королевских гонок. Посмотреть на первые заезды пришли несколько десятков тысяч человек – в разгар рабочего дня, в четверг – иной европейский этап не собирал такого количества зрителей и в воскресенье! Трасса очень понравилась пилотам. Быстрая и достаточно хитрая, она предоставляла богатые возможности для обгона. Правда, в некоторых местах асфальт оказался немного неровным, особенно в зонах торможений перед поворотами. Кроме того, покрытие получилось гладким, а поскольку в дополнение к этому место оказалось несколько пыльным, еще и довольно скользким, особенно на старте уик-энда. По мере того как накатывается слой резины, сцепные свойства покрытия улучшаются и скорости резко возрастают, так что лучшие результаты пилоты, как правило, показывают по ходу гонки. Кстати, поскольку трасса временная, то есть между Гран-при практически никакие гонки на ней не проводятся, такое свойство является ее постоянной характеристикой.

Автодром в Альберт-Парке, расположенный в юго-восточной части Мельбурна, получился одним из самых скоростных – пилоты проходят трассу со средней скоростью около 200 км/ч. Чередование прямых с быстрыми плавными (за редким исключением) поворотов приводит к тому, что почти две трети пути пилоты проходят с педалью газа, вжатой в пол. Подобные трассы гонщики называют «остановка и разгон». Она очень требовательна к моторам, но большое значение имеет и вес машин, так как каждые 10 кг топлива приводят к потере порядка 0,4 секунды на круге. Из-за кочек в зонах торможения при настройке болида опасно увеличивать жесткость подвески, поскольку гонщик может заблокировать резину или вылететь с трассы, а теплая австралийская осень заставляет с особым вниманием относиться к эффективному охлаждению тормозов.

1 - Гран-при Австралии 2006.jpg

По стартовой прямой болиды устремляются к первому повороту. Приближаются к нему на скорости 290 км/ч, а потом резко снижают ее до 120 км/ч. На следующем повороте скорость увеличивают до 150 км/ч, а на выходе – до 180 км/ч. К третьему повороту гонщики приближаются со скоростью около 280 км/ч, после чего ее резко сбрасывают до 80 км/ч. Следующий вираж проходят со скоростью 125 км/ч, а пятый поворот – 170 км/ч, причем здесь возможны вылеты. Шестой поворот заставляет гонщиков снижать скорость до 105 км/ч, а на плавных седьмом и восьмом скорости достигают 150 км/ч и 250 км/ч соответственно, тогда как перед следующим поворотом скорость приходится снижать до 195 км/ч, на выходе же она составляет вообще 150 км/ч. К одиннадцатому, одному из самых опасных поворотов трассы, подъезжают на скорости 180 км/ч, а его вторую часть проходят более медленно – 160 км/ч. Очень труден плавный изгиб трассы между двенадцатым и тринадцатым поворотами – скорость c 250 км/ч резко увеличивается до 285 км/ч. На тринадцатом повороте трасса изгибается под прямым углом. Скорость внутри него 130 км/ч. Четырнадцатый вираж проходят со скоростью 170 км/ч. На пятнадцатом повороте скорость падает с 215 км/ч до 90 км/ч. После него при необходимости пилот может уйти на пит-лейн, или войти на скорости 160 км/ч в последний поворот перед финишной прямой.

Кольцо Гран-при Альберт-Парка (официальное название), одна из самых длинных трасс Большого Цирка – 5303 метра, – десять лет открывала сезон. Здесь соперники впервые после долгих каникул прощупывали друг друга, команды в реальных условиях начинали обкатку зимних заготовок технического и тактического плана. Этап чрезвычайно популярен – несмотря на удаленность от основных центров цивилизации, на трибунах, носящих имена чемпионов мира Формулы-1 и двух автогонщиков-австралийцев, раз в год собирается до четырехсот тысяч болельщиков из всех уголков мира. Гонка этапа, как правило, бывает интересной, а в двадцать первом веке едва ли не каждый этап имеет эпизоды, стимулирующие выработку адреналина у болельщиков. В 2001 году после столкновения в гонке Жака Вильнева и Ральфа Шумахера пострадало 11 человек, большинство из которых были ранены осколками болидов, а одному из маршалов гонки оторвавшееся колесо попало в грудь, и он погиб. В 2002 году зрители замерли, когда Ральф Шумахер после столкновения с Рубенсом Баррикелло по-авиационному взлетел над трассой. Правда, все обошлось, и позже Ральф даже пошутил, что, будь у него больше топлива, он точно долетел бы до своего дома в Австрии. В 2003 году впервые с 1999 года «Феррари» не попала на подиум, тогда как в следующем сделала дубль, при этом оба пилота шли на первом и втором местах соответственно со старта гонки до финиша. Стартовый этап 2005 года сразу задекларировал конец эры господства «Феррари». Гран-при Австралии этого года, впервые за одиннадцать лет присутствия Королевских гонок в Мельбурне, не открывал сезон, а был третьей гонкой в календаре. Болиды сходили с трассы целыми сериями, не удержался на трассе даже Михаэль Шумахер. Под конец соревнований буквально запылал болид Дженсена Баттона, которому в результате, чтобы добраться до финиша, не хватило всего несколько метров.

Если житель России захочет увидеть своими глазами Королевские гонки в стране кенгуру, он должен подготовиться к длинной дороге. Прямых рейсов между Россией и Австралией нет, так что в любом случае придется лететь иностранной авиакомпанией с пересадкой в одном из зарубежных аэропортов. Если из Москвы один из самых удобных способов лететь в Мельбурн с пересадкой в Лондоне или Вене и дозаправкой в Сингапуре или Куала-Лумпуре, то жителю Владивостока или Новосибирска лучше всего пересадку сделать в Сеуле и уже оттуда лететь в Австралию. Но на самом Зеленом континенте особых проблем с транспортом, скорее всего, не возникнет. Австралийцы очень радушные и приветливые люди, а то, что трасса расположена в мельбурнском Альберт-Парке, очень удобно для болельщиков – до автодрома можно легко добраться и на такси, и на метро (станции «Спенсер», «Южная Ярра» и «Флиндерс»), и на автобусах. Тех же, у кого уже в руках билеты на гонку, к трассе бесплатно подвозят специальные автобусы и поезда. Организовано много дополнительных мероприятий, чтобы развлечь зрителей в течение времени, пока проходят тренировочные заезды, квалификация и сама гонка. Уровень обслуживания превосходный. Много закусочных, кафе с разнообразными национальными блюдами, достаточное количество туалетов. В палатках продаются сувениры, но скидок нет. Перед трибунами и для зрителей, у кого билеты на «стоячие места», установлены огромные телеэкраны. Вообще, за не столь долгое время Мельбурн многократно получал приз за организацию лучшего Гран-при сезона, да и сейчас австралийская гонка считается едва ли не эталонной в этом смысле.

Предполагается, что местом открытия сезона Большого Цирка в 2007 году вновь станет Мельбурн. Впервые в шоу не будет принимать участие самый титулованных гонщик всех времен и народов. Перемены были, есть и будут – к примеру, если в 1997 году противники проведения Гран-при в Альберт-парке залили перед гонкой трассу мазутом, то сейчас их уже почти не слышно. Вот и ныне организаторы Гран-при Австралии обещали, что в следующем сезоне на трассе уже не будет кочки, выбившей из пелетона в этом году сразу двух опытнейших гонщиков. Появляется что-то новое, а многое уходит в прошлое. Но остается интрига, остается непримиримая борьба знаменитых команд и лучших автогонщиков планеты за право называться самыми сильными. Этот магнит притягивает сотни тысяч болельщиков со всего мира и заставляет их, преодолевая десятки тысяч километров, устремляться на противоположную сторону земного шара.