29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

«10 000 ВЕРСТ»: дорожный калейдоскоп

Прошло совсем немного времени с тех пор, как из Владивостока в Москву по бездорожью и грунтовке стартовал проект «10 000 ВЕРСТ» (подробнее – в AG № 6, 2012 г.). За весь период пробега, как в калейдоскопе, сменялись сотнями дороги, люди, деревни, города. Мне уже стало казаться, что так было всегда. Чем больше я провожу времени в деревнях, на старых дорогах, в лесах и полях, тем все меньше хочется выезжать на асфальт. Тем более что Toyota Tundra от американского ателье DEVOLRO лучше всего показывает себя именно на свободе, на направлениях, а не в ограниченной несколькими метрами скучнейшей полоске камня и смолы.

В первую очередь наша Родина прекрасна возможностью съезда с трасс общего пользования и выбора бесконечного числа направлений. Для меня, любителя активного туризма, это огромный плюс и неописуемая радость. Ведь, по сути, можно ехать куда угодно. При этом я полностью принимаю на себя ответственность и подхожу к этому очень серьезно. Нам свойственно покорять, но также нам свойственна и забота. Мы должны заботиться о природе и стараться свести любой возможный урон к минимуму. Лучше всего для этого подходит полноприводный автомобиль с «дифлоками» и шинами низкого давления. Невозможно передать, какой трепет испытываешь от того, как далеко ты можешь забраться и оказаться наедине с природой. Только ты и дикая природа. Это просто волшебно!

No service
Мы едем по Приморью в сторону Тернея. «No service», – написано в верхнем левом углу моего «яблочного» смартфона. Ни Facebook, ни Twitter не беспокоят меня. Свежий, вкуснейший воздух, весеннее щебетание птиц, лениво переползающие через чуть тронутые зеленью сопки густые облака – все говорит о прекрасном. Не знаю, смог бы я оценить этот момент так по-настоящему, если бы машина не застряла в грязи безнадежно. Это был даже не тест-драйв, а простое желание подъехать к живописному пруду из чувства ностальгии, как машина тотчас буквально провалилась под землю. Все системы внедорожного «вооружения» вмиг оказались бессильны перед красотой маленького пруда, усыпанного звездной россыпью солнечных бликов.

«10 000 ВЕРСТ»: дорожный калейдоскоп

Настоящий шпион
Однажды, несколько лет назад, меня уже депортировали из Китая за неправомерный переход границы с территории Монголии. «Неправомерный» – не значит, что я умышленно сделал что-то плохое, просто разобраться во всех деталях пограничного контроля совершенно невозможно. Так и в этот раз я стал героем небольшой детективной шпионской истории.

Поскольку машина у меня непростая, тo и пути, которые я выбираю, тоже непростые. Так я решил и направил «Деволро» прямо на границу между Китаем и Россией. Оказывается, там много деревень, и даже есть дороги, по которым могут ездить не только военные танки, но и искатели приключений. До странного просто: мы прошли пост пограничного контроля в зону ответственности ФСБ России без всяких пропусков, номеров на машине и даже при наличии иностранца (в лице оператора проекта Михаила, американского подданного). Вопрос пограничника был только один: как мы собираемся добраться по сложной системе грунтовых дорог до тех деревень, которые я показал ему на карте? «Просто попробуем, – сказал я, – и да, у меня есть еще GPS-навигатор». Пограничник сделал звонок, с кем-то обсудил это и пропустил нас, записав только мои данные. До сих пор помню его лицо с ухмылкой, говорящее, что я слишком самоуверен. Тогда мне просто показалось, что пройти пост было удачей, но позже стало понятно, что все было так и задумано.

Целый день мы наслаждались практически забытой всеми грунтовкой, слушали китайское радио, медленно переваливаясь с ямы на яму, и буквально пили запах черемухи. Всю дорогу нас сопровождала КСП (контрольно-следовая полоса), построенная, вероятно, еще во времена советской власти. На самом деле это потрясающее чувство – быть и в России, и в Китае одновременно. Сотовый оператор приветствовал меня и мой «яблочный» смартфон в Поднебесной, включался даже китайский 3G, но в то же время мы находились в России. Никто не гнался за нами, мы ни от кого не убегали, просто ехали и наслаждались природой и красивой китайской музыкой. Было видно, что с китайской стороны за нами наблюдают, так как там на всем протяжении этой части нашего маршрута были установлены смотровые вышки (уверен, и самые передовые системы слежения!). На нашей стороне не было никого, и ничто не помешало нам добраться до нужных деревень. Небольшое количество людей, живущих в них, – это в основном дети бывших пограничников и дети детей пограничников. Дома расположены прямо в нескольких метрах от КСП с колючей проволокой с висящими на ней целлофановыми цветными пакетами.

«10 000 ВЕРСТ»: дорожный калейдоскоп

Пообщались с местными жителями – добрыми на вид, но очень подозрительными людьми. Они никак не могли понять, зачем нам было нужно ехать к ним в деревню, в которую никто и никогда не приезжал просто так, спросить, как у них дела? На любой вопрос отвечали так: «А с какой целью интересуетесь?» Так мы тихо ехали дальше, пока не остановились около одного интересного комбайнера для съемки портрета. Я уже начал его фотографировать, как тот спросил: «Слышь, а это не вас тут две иномарки искали? Спрашивали черный джип с лампочками и без номеров». «Кто ищет – тот найдет», – ответил я комбайнеру и приготовился к засаде.

Нас «вели» до самого города Благовещенска и уже к вечеру, на подъезде в город, задержали сотрудники ГИБДД под предлогом проверки документов. В здании поста автоинспекции во время ожидания ко мне совсем близко подошел человек лет 30 в такой одежде, какую обычно носят владельцы маленьких магазинчиков, и через какое-то время прошептал: «Поговорить надо». Тут же весь спектакль с проверкой документов перестал существовать, так как полицейские сразу предложили нам для беседы свою, не менее полицейскую, столовую. Фирменный жест-фокус всех силовиков России с быстрым открытием корочки удостоверения перед глазами убедил меня в намерениях этого человека «поговорить», хотя, кроме названия «ФСБ России», я, естественно, ничего не увидел. Тогда подумал, что, наверное, их и правда учат так профессионально быстро показывать корочки...

Мы проехали в пограничную зону без спецпропусков, без номеров, с иностранцем и, следовательно, нарушили целый сборник законов. После нескольких вопросов по существу агент начал играть то хорошего, то плохого парня, говорить загадками и тянуть время. Спустя 30 минут это «кино» нам надоело, и я попросил предъявить обвинение и арестовать нас или отпустить. Попытался было уехать от этого героя плаща и кинжала. Но тот встал на подножку, вцепился в машину и пригрозил мне, что не слезет ни при каких обстоятельствах... Потом подъехал второй агент и… все вопросы повторились вновь, что напомнило мне мое задержание спецслужбами в Нигерии, но там-то я хотя бы был белым...

Эти же двое защищали границу нашей Родины, ну и, видимо, еще немного – нелегальную лесопилку в деревне Пашково Амурской области, где на территории России трудятся преимущественно китайцы и вывозят тоннами наш лес. За охрану границы скажем им спасибо: если бы не они, то мне бы действительно было бы страшно, что наши рубежи не охраняются вообще никем.

В итоге нам пришлось бежать из города под покровом ночи за сотни километров, чтобы покинуть Приамурье, так как эти «спецы» (или как там их еще) обещали навестить нас утром. Ведь они могли бы еще и предъявить попытку провоза контрабанды виски William Lawson’s, которого на борту пикапа было в достатке.

«10 000 ВЕРСТ»: дорожный калейдоскоп

Удивительная Чита
Первое, о чем нужно позаботиться, прежде чем ехать в этот замечательный город, так это предварительно познакомиться с его жителями. Если этого не сделать, то понять Читу совершенно невозможно. И даже больше – есть вероятность понять неправильно. Я много раз бывал здесь проездом, когда проводил свои проекты, но только сейчас столица Забайкалья открылась мне. За внешней суровостью, овеянной легендами, я увидел много хорошего и был приятно этим тронут. Любой город – прежде всего люди, по которым можно оценить всю его красоту. Для того чтобы увидеть то, что скрыто на первый взгляд, достаточной посмотреть под непривычным углом. В первую очередь видеть в людях добро и верить им. Так мы познакомились с ребятами из Читы и внедорожным клубом «Диверсант». Нам оказали такой прием, как если бы мы были знакомы десятки лет и все это время только и навещали друг друга. Все было легко и непринужденно. Мне требовалось совсем немного: отель с Интернетом, ремонт машины и просто человеческое общение. Пока я беседовал с журналистами в ресторане «Дон Кихот», машина была полностью отремонтирована, и (что особенно приятно) это стало для меня подарком. Нет, не в том смысле, что мне приятно получать что-то бесплатно. Просто важно внимание людей и их желание сделать что-то доброе. В свою очередь я не мог не отблагодарить ребят хорошим виски.

Сломалось в «танке» немногое: не работали «габариты», противотуманные фары, отломались кронштейны нашего «супергалактического лазера» на крыше, отошли пластиковые детали в салоне и еще с десяток мелких проблем. Впрочем, мы еще легко отделались: дороги, по которым мы пробирались, способны вытрясти душу из любого авто. Вечером того же дня с лидером клуба «Диверсант» наиболее внедорожным способом мы забрались на самую высоченную сопку города и наблюдали потрясающей красоты закат. Это был один из лучших моментов нашего путешествия. Спасибо, Чита!

Бурятская ночь
Из Читы я направился в село Романовка и оттуда через самое сердце Бурятии двинулся в Улан-Удэ. Путешествие проходило по очень старым деревням, в которых проживают исключительно буряты, некоторые из них даже не говорят по-русски, иные если и говорят, то очень плохо. Эти места находятся на 200 км севернее федеральной трассы, вдоль болот и озер. По данному маршруту не ездит никто, кроме местных жителей и искателей приключений.

Целью путешествия по этим местам являлось увидеть культуру и быт бурятов: как они живут, в каких условиях, чем занимаются. Выяснилось: занимаются они только тем, что сажают картошку, валят лес, делают дома из сруба и ловят рыбу. Основная деятельность людей осталась такой же, как и сотни лет назад. Свой улов мне продемонстрировала молодая компания бурятов, по очереди позируя перед камерой. Мне даже удалось пообщаться с местными детишками и подарить им ручки, карандаши и ластики.

«10 000 ВЕРСТ»: дорожный калейдоскоп

Конечно, был очень интересный природный ландшафт, крайне необычный. Степи, горные озера – и все это на высоте несколько сотен метров. Озера, которые открывались взгляду, практически полностью были затянуты льдом, несмотря на то что температура стояла выше 20 градусов по Цельсию. Было очень много интересных мест, которые так или иначе связаны с буддизмом, но несут в себе и основную местную религию – верования, связанные с духами, то есть шаманизм. Здесь находятся особые места, в которые приходят местные жители и проводят свои церемонии. Посещая их, я оставлял всякие личные предметы и вещи, отдавая дань уважения местным духам.

Когда я приехал в одну деревню под названием Дулан, что на берегу Байкала, и пожаловался местному буряту, что духи меня не слышат и я не могу найти ночлег, он пригласил меня к себе в дом. Его имя Толик. Он занимается охотой и рыбалкой и что-то развозит на старом грузовичке. В этот же вечер к нам присоединился специальный гость, главный редактор «двухколесного» журнала «Мото Ревю» Владимир Здоров, который проехал 6000 км от Москвы до восточного берега Байкала, чтобы принять участие в проекте «10 000 ВЕРСТ».

Мы ели настоящую деревенскую еду, кололи дрова, топили печь, пили за встречу, то есть жили настоящей деревенской жизнью. Когда мы предложили выпить чистейшего шотландского купажированного виски Толику, тот в мгновение превратился в очень грозного товарища и нам пришлось по-дружески его успокаивать.

Все было просто фантастически интересно, и это было именно то, что мне нужно. Бурятия – прекрасное, потрясающее место силы и отдыха, в котором есть красивейшие места и возможности для активного туризма. Конечно, надо работать над тем, чтобы сами местные принимали туристов со всей страны (а возможно, и из-за рубежа), так как на сегодняшний момент они относятся очень настороженно и принимают гостей несколько агрессивно, поэтому нужно проводить большую работу по интеграции культур. Но стоит также и понимать, что мы несем большую ответственность, принося культуру городов в деревни, и с уважением относиться к местным.

Страшная сила
Когда наша Toyota Tundra строилась в ателье DEVOLRO, задача была одна – сделать надежный и проходимый внедорожник для России. Дизайнеры тюнинг-компании задачу поняли по-своему и сделали настоящего монстра во всех отношениях. Эта машина – сплошной парадокс: в городе все ее боятся, и кажется, вокруг замирает сама жизнь. Когда проезжаешь по улицам, все уступают тебе дорогу, люди на тротуарах дергают друг друга за рукава, у девушек начинают блестеть глаза, а по губам мужчин можно свободно прочитать слово, означающее на просторах нашей родины высшую степень удивления. При всем этом эта машина в городе – как слон в посудной лавке, и езда на ней требует постоянных усилий. Любой разворот, парковка или движение в трафике заставляют закрывать глаза от ужаса того, что сейчас кого-то раздавишь. А еще этот расход топлива...

«10 000 ВЕРСТ»: дорожный калейдоскоп

А люди в деревнях панически отказываются идти на контакт с «инопланетяном» в очках, приехавшим к ним на таком агрессивном вездеходе и наивно спрашивающим о ночлеге. Я даже не мог себе представить, что машина, на которой я поеду, будет вызывать такой шок и трепет.

В то же время, оказавшись, к примеру, на опушке леса, «Деволро» начинает проявлять свой характер, внушая фантастическую вседозволенность. Наверное, это как супероружие у тебя в руках, расплавляющее все вокруг! Любые препятствия становятся своеобразной площадкой для игр. Канавы, броды, сопки, камни – все становится игрушками для американского монстра. Ты забываешь о размерах и об огромном расходе топлива и даже хочешь кормить это ненасытное чудовище, лишь бы продлить удовольствие от управления им. Начинаешь думать, что больше тебе ничего и не нужно, кроме бензина, огромного пикапа и бесконечной свободы от этих скучных городов. Ну, и еще о том, что хорошо, наверное, быть директором бензоколонки.

«10 000 ВЕРСТ»: дорожный калейдоскоп

Минин в разрезе
Я по-прежнему продолжаю задаваться вопросом: не перевелись ли настоящие мужчины на Руси, которая всегда славилась своими богатырями? И для этого мы не только посещаем людей из деревенской глубинки, но и сильно рискуем, чтобы попасть на всякие запрещенные объекты. Для этих целей мастерами ателье DEVOLRO и была построена суперпроходимая машина. Цель – найти этих героев, поговорить с ними об их жизни и о том, кто же такой этот такой настоящий русский мужик. В этот раз я решил пробраться на угольный разрез, встретиться с обитателями шахт и карьеров, покататься на шагающем экскаваторе и настоящем «БелАЗе»! Есть в России такой неизвестный многим город Черемхово.

Когда-то это был практически центр угольной промышленности Иркутской области, а теперь остался лишь слабый очаг жизни. Но при всем этом я нашел, что искал. Мало того что я привык делать подобные дерзкие вылазки один, так я еще предложил присоединиться ко мне Владимира Здорова, главного редактора журнала «Мото Ревю» на его «нежном» городском эндуро BMW. Мы все-таки достигли своей цели даже несмотря на то, что нас поймала охрана, заблокировав обратный выезд из разреза огромным, как дом, экскаватором.

«10 000 ВЕРСТ»: дорожный калейдоскоп

Это был узкий тоннель с высотой стен около 50 метров, в толще которого находились залежи угля, время от времени осыпающегося вниз. Реально опасное место, где возможен обвал в любую минуту, и мы это хорошо понимали. В то время как мы проводили фотосессию Владимира для суперобложки его журнала, на нас двигался многотонный монстр с огромным ковшом, занимающим практически всю ширину тоннеля. Мы были зажаты в тупике, но нам только это и было нужно. Мужики сами шли к нам в руки. Я рассказал о своих целях, и мы сразу же стали друзьями. Вот за что я люблю Россию! В России можно стать друзьями за пять минут! Эти герои – машинист экскаватора и охранник – так впечатлились нашей доброй миссией, что специально расчистили гигантские кучи угля, чтобы можно было проехать к следующему участку карьера, где нас ждали новые и новые герои. Я не смог удержаться и надарил им всем подарков.

Поражает то, как такие маленькие по сравнению с громадной техникой люди могут буквально сворачивать горы! Это настоящая мужская работа. А сами рабочие называют себя не иначе как «дизайнеры рельефа». Да, даже такие слова знают мужики в Черемхово, представьте себе.

Сделав несколько портретов, полные впечатлений, мы покинули это завораживающее место. Россия – это в первую очередь мужики, современные богатыри, решающие глобальные задачи на маленьком участке в рамках своей маленькой ответственности. «На нас все держится!» – говорят они. И это чистая правда!

«10 000 ВЕРСТ»: дорожный калейдоскоп

Жажда нажима
«Деволро» всегда провоцирует на подвиги, внушая несокрушимую силу. Иногда, когда выезжаешь на нем на трассу и разгоняешься до крейсерских 100 км/ч и выше, начинает казаться, что можно легко повернуть руль в любую сторону и продолжить путь без снижения скорости и остановки. Просто даже если что-то захотелось посмотреть поближе. Впереди лес, река – пожалуйста! Овраг – да нет проблем! Болото – эээ... в целом «прет» везде. Выезжаешь на бездорожье – и хочется жать и жать на педаль до пола, до боли в ногах и судорогах внизу живота. Невозможно отделаться от мысли, что находишься в военном бронетранспортере, прорезающем все на своем пути, как нож масло. Представляешь себя эдаким крутым танкистом, как минимум с тремя жизнями. Важно понимать этот «эффект танкиста». И с самого начала полностью осознать суть бородатого анекдота про джип и трактор и другие тяготы беспечного водителя.

На самом деле это просто машина… Нет, даже не так: это просто обычный американский грузовичок, в принципе ничем не приметный. Подключаемый полный привод, независимая подвеска спереди, нечеловечески огромный тяжелый двигатель с мощностью и «желудком» динозавра, легкий и беспомощный «хвост» автомобиля – все это не для танковых полигонов. В Америке на них возят только рабочий инструмент, таскают за собой прицепы с катерами и моторхоумами. Совсем другое дело – во что внешне превращается этот гламурный трудяга после того, как побывает на операционном столе у «хирургов» студии Performance cars DEVOLRO. Думаю, этому тюнинг-ателье просто необходимо в штатном порядке устанавливать в машине еще на стадии производства таблички «Это просто автомобиль!», «Осторожно – горячо!» и, самое главное, «Нажимать нежно!».

Машина времени
Позади тысячи километров приключений, сотни интересных, не похожих одна на другую деревень, множество лиц простых и милых людей. За это бесконечное путешествие сквозь Россию я по-настоящему отдохнул душой, освободившись от гнета городских джунглей, очистил голову от «коробочного» мышления мегаполиса и впустил свежий воздух.

Это было гораздо больше, чем просто поездка на машине неизвестными путями через деревни России. Намного больше, чем дико экстремальное путешествие через самую большую страну в мире без госномеров. Настоящее перемещение во времени. Именно разница измерений (то, как по-разному живут люди в одной стране) больше всего волновала меня. Пусть мы еще не научились летать со скоростью света между планетами и галактиками, но я уже открыл для себя простой способ путешествия в пространстве, используя пикап от DEVOLRO. На самом деле все просто и это может сделать каждый. Надо сесть в специально подготовленную машину и направить ее туда, куда зовет душа, подальше от суеты, рекламных неоновых огней, телефонной связи и Интернета.

«10 000 ВЕРСТ»: дорожный калейдоскоп

Я могу беспрепятственно путешествовать во времени, погружаясь на столетия назад, и так же легко возвращаться в век высоких технологий. Правда, последнее всегда дается мне с большим трудом, чем первое. Все, что мне нужно, – надежная машина, любовь к природе и смелость. Ключевое условие – именно смелость. Не каждый готов увидеть, что его ждет в пути, но любой путь достоин, чтобы его пройти.

В тех деревнях, спрятанных в лесах, за сопками и болотами, в которых посчастливилось побывать, мало что изменилось не за годы, а за последние столетия. Дома, люди и их быт настолько совершенны, что нет абсолютно никакого смысла что-либо менять. Все устроено из простых вещей и функций, удовлетворяющих все потребности их обитателей. Вот дом, колодец, хлев, река, поле и лес. Все, что нужно для счастливой и полноценной жизни человека. Домашние животные и дети, гуляющие по деревне, кто где хочет. Женщина с ведром у колодца, стайки мужиков, спорящих о чем-то, сидящие у крыльца старики и (обязательно!) кошка на крыше дома. Запах дров, сена, навоза, черемухи – и никакой суеты…

«10 000 ВЕРСТ»: дорожный калейдоскоп

Это как взгляд на луну на ночном звездном небе – можно быть только отстраненным наблюдателем. Все так, как будто нарисовано маслом на холсте, и в этом есть какое-то ощущение вечности.

Влад Минин выражает благодарность тюнинг-ателье DEVOLRO и другим партнерам проекта (подробности на сайте: www.10000verst.ru).