26 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Стамбул: взгляд из Владивостока

О Castrol

Для начала конференция. Castrol в очередной раз показал, чем он удерживает доверие автомобилистов: качество продукции только продолжает повышаться. На этот раз улучшения технических характеристик коснулось в основном продукции группы EDGE, а также Magnatec. Порадовал новый бренд Specialty, куда войдут так называемые «спецпродукты»: например, специальные трансмиссионные масла для японских автомобилей, такие как Transmax E.


Konstantinopol_5.JPG



О православии

Как известно, Стамбул ранее именовался Константинополем (еще ранее – Византией), был центром Византийской империи и стоял у истоков православия как самостоятельного направления христианской религии. В Константинополе находился самый большой (на то время) православный храм – Собор святой Софии. Он был построен в 360 году нашей эры императором Константином, в 404 году разрушен варварами, затем восстановлен императором Теодосиусом. В 1453 году храм переделали в мечеть, а 1 февраля 1935 года по приказу известного демократического преобразователя Турции Ататюрка здание превратили в музей.


Konstantinopol_4.JPG


Собор производит неизгладимое впечатление. Его величие ощущается уже на первых ступенях еще на улице, а как только попадаешь внутрь, эффект усиливается. Несмотря на идущие реставрационные работы, поражают своей красотой фрески и иконы, с которых сняли слои многолетней штукатурки.

Огромный купол как будто парит в воздухе. Купол поддерживают четыре шестикрылых Серафима. Они и создают впечатление купольного полета. Этот собор, безусловно, можно причислить к одному из чудес света.


Istanbul_3.jpg


О столице

Часть древних построений сохранилась и бережно охраняется. Интересно, что в Константинополе использовались строительные технологии Византийской империи, намного опередившие свое время. Некоторые дома VII века прошли через множество землетрясений, уцелели и при этом выглядят довольно современно, привлекая взгляд невыцветающими черепичными крышам, покрытыми мохом и иногда вековым деревьями.

Вообще, устройство турецкого государства является одним из самых демократичных и прогрессивных в арабском мире. Церковь отделена от государства, ношение хиджаба и паранджи не обязательно, письменность с арабской вязи законодательно заменена на написание латинскими буквами. Такое устройство государства особенно вызывает интерес сейчас, когда в арабском мире проходят революции и турецкий опыт рассматривается как альтернатива существовавшим много лет диктатурам.


Konstantinopol_7.JPG

Стамбул – один из самых больших городов мира, морской порт, крупный промышленно-торговый и культурный центр Турции. Бывшая столица Римской, Византийской и Османской империй. Стамбул расположен в двух частях света на пути из Европы в Азию.


Есть, на мой взгляд, и перегибы. Например, охрана исторических памятников. Законы запрещают владельцам и арендатором подобной недвижимости делать какие-либо изменения в зданиях, причисленных к историческим ценностям. Это привело к тому, что при бурном росте экономики, который сейчас наблюдается в Турции, деловой центр Стамбула смотрит на гостей пустыми глазницами окон зданий, которые обветшали и стали не пригодны к использованию.


Konstantinopol_1.jpg

В константинопольской бухте Золотой Рог очень много рыбы, даже в настоящее время. Поэтому в утренние часы из-за отражения чешуи рыбы в лучах солнца поверхность воды выглядит золотой. А так как по форме бухта напоминает рог, название напросилось соответствующее.


О бухте, проливе и мостах

Гуляя по Стамбулу, ловлю себя на состоянии дежавю. Бухта Золотой Рог и пролив Босфор очень напоминают родные владивостокские. Видимо, внешнее сходство отметили и российские моряки, давая названия достопримечательностям приморской столицы. В Стамбуле через Золотой Рог построено несколько мостов. Через пролив Босфор также есть два моста. Один из них 1560 м в длину, основной пролет – 1074 м, ширина деки – 39 м, высота пилонов – 105 м, клиренс – 64 м. Он был построен в 1970-х за два года с помощью английских и немецких субподрядчиков, и его открытие было приурочено к 50-летию Турецкой Республики. Визуально похож на тот, что строится сейчас на Русский остров. Сейчас через Босфор ведется строительство тоннеля, предназначенного для железной дороги и скоростных трамваев.

Кстати, центральная площадь Стамбула украшена памятником со сложным названием, которое в целом можно перевести как «памятник борцам за турецкую власть», – еще одна аналогия с Владивостоком.


Istanbul_6.jpg

Через бухту Золотой рог построено четыре моста. Старый Галатский мост, Галатский мост, мост Халич и мост Ататюрка. Наибольший интерес представляет Галатский мост. Это двухэтажная конструкция длиной 484 метра, центральная часть моста – разводная. На первом этаже расположены прогулочная зона и рестораны, по второму проходит автомобильное и трамвайное движение.


Про трамваи

В прошлом трамваи Стамбула ходили по общим дорогам и способствовали образованию пробок. Чтобы решить эту проблему власти не стали отказываться от электротранспорта, а построили отдельные пути по типу электричек JR в Японии. Метро строить сложно (из-за соседства Золотого Рога и Босфора), а вот современные трамваи по выделенным трассам пользуются большим спросом у пассажиров. Кстати, в Стамбуле недавно запустили новую модель скоростного трамвая. Они ходят в сцепках по 5-7 вагонов, чтоб вместить всех желающих. Довольно удобно и комфортно. Тем более бензин в Турции стоит в переводе на рубли около 85 рублей за литр.


Konstantinopol_8.JPG


Про рынок

Турецкий рынок – это интересное шоу, но покупать там нужно только чай, сладости и сувениры. Они оригинальные. Одежда же, как правило, довольно искусная, но все же подделка мировых брендов Prada, D&G, Armani. Продавцы очень приставучие, но совершенно беззлобные и добрые люди. Будут бежать за вами минимум метров сто с предложением купить кожаную куртку Gucci и часы Rolex и все за 100 турецких лир. Зато на рынке можно найти кучу сувениров и вполне приличные чайные и кофейни.

Турецкий чай – оригинальный напиток. Пьется из специальных небольших стеклянных стаканчиков на подставке. Есть уникальные сорта, например, из корней орхидеи.


bosphorus-panoramic-9.jpg

Босфорский мост – первый висячий мост через пролив Босфор в Стамбуле, который соединяет европейскую и азиатскую части города. В сутки через мост проходит около 200 000 единиц автотранспорта, автомобильное движение платное, пешеходное движение закрыто (так как ранее с моста регулярно прыгали самоубийцы). По своей длине – 13-й мост в мире.


Наречение пролива Босфором связано с легендой. По-гречески «бос» – это корова, «фор» – брод. В давние-давние времена эти места навестил греческий бог Зевс, известный своей тягой к молоденьким земным женщинам. Однажды царь Олимпа согрешил со жрицей его жены Геры, которая решила наказать соперницу. Спасая возлюбленную от разгневанной богини, Зевс превратил пассию в корову. Гера, в свою очередь, наслала на бедное животное слепня, спасаясь от которого, заколдованная девушка и переплыла пролив. А тот теперь носит гордое название – Босфор («коровий брод»).