25 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Нефтяной шельф. Мужская работа

Именно с целью использования природных углеводородов за последние годы на его территории с привлечением огромных инвестиций, как отечественных, так и иностранных, построена и запущена в эксплуатацию целая инфраструктура по добыче и комплексной переработке нефти и газа. Сосредоточение ресурсов находится в прибрежной зоне. Поэтому на шельфе северо-восточного побережья Сахалина сейчас уже работают четыре нефтяных платформы морского базирования, каждая из которых, как корабль, имеет собственное название. Так что, если кто из ваших знакомых скажет, что он прилетел с «ЛУН-А», не спешите вызывать санитаров. Возможно, человек действительно был, но не на природном спутнике Земли, а на одноименной (разница лишь в написании) нефтегазодобывающей платформе.

Часть платформ, например «Моликпак» и «Орлан», ранее работали возле североамериканского континента и достались нам в довольно подержанном состоянии. А вот современные ЛУН-А и ПИЛЬТУН-Б строились с нуля, специально под сахалинские проекты. Все эти платформы стационарного типа, то есть своим основанием прочно стоят на морском дне – относительно небольшая глубина (порядка нескольких десятков метров) позволяет это сделать. У «Моликпака» основание металлическое, а вот у ЛУН-А и ПИЛЬТУН-Б опорами служат четыре огромные колонны из стали и бетона, так называемые «ноги» суммарным весом около 90 тысяч тонн. Эти «ноги» несколько лет назад были построены у нас, в порту Восточном, и отбуксированы в прибрежные воды Сахалина. Надстройка сделана на судоверфях Южной Кореи и также отбуксирована к Сахалину.

Путешествие на Сахалин

Эти современные платформы предназначены для круглогодичной эксплуатации в условиях сурового климата и могут не только успешно противостоять напору волн и ледовой нагрузке, но даже выдерживать землетрясения благодаря специальной конструкции опор. Сами платформы занимаются бурением, добычей и обработкой нефти и газа. Дальше углеводороды через систему морских и наземных трубопроводов поступают на нефтеналивной терминал в Корсаковском районе.

Платформа – это автоматизированный производственный комплекс с собственной автономной инфраструктурой и флотом. Данная структура чем-то напоминает авианосное соединение, где сама платформа как бы авианосец, а роль боевого охранения играют суда обеспечения. Суммарный вес всего сооружения с основанием – более 100 тысяч тонн, так что сравнение с авианосцем выглядит уместным. Возле каждой платформы круглосуточно дежурят два-три специальных судна на случай экстренной эвакуации персонала или другой менее серьезной необходимости. Капитаны этих судов подчиняются начальнику платформы, который, как и капитан на корабле, является высшим должностным лицом на борту и несет за все персональную ответственность.

Путешествие на Сахалин

Инфраструктура и жилищные условия современных платформ, в отличие от более старых, отличаются высокой комфортабельностью. Здесь есть практически все блага современной цивилизации, начиная от кинозала и сауны и заканчивая современным спортзалом и Интернетом.

Последняя из действующих платформ была установлена относительно недавно – в июле 2007 года. Ее габариты – 100 метров в ширину, 105 метров в длину, 120 метров в высоту. Вес – около 33 000 тонн.

Попасть на борт любой из платформ – не простая задача. Традиционно используется два способа доставки людей – это вертолет и катер. Для первого случая на борту предусмотрена вертолетная площадка. Для второго используются кран и специальное приспособление для транспортировки людей с борта платформы на борт катера и наоборот, так называемая «лягушка». Она представляет собой треугольную каркасную конструкцию с несколькими креслами внутри. Сама процедура чем-то напоминает аттракцион из детского парка развлечений. Пол в «лягушке» решетчатый, дверей нет. Когда кран поднимает эту конструкцию на высоту 15-этажно дома, а потом опускает на ходящую ходуном палубу катера, доза адреналина, выплескиваемого в кровь, ничуть не меньше, чем при прыжке с «тарзанки».

И катер, и, тем более, вертолет весьма зависимы от погоды, капризной и непредсказуемой в этих широтах. Поэтому случаи «застревания» на день-два, а то и больше – обычное дело. Автор однажды задержался подобным образом на пять дней.

Путешествие на Сахалин

Каждый сотрудник перед заездом на платформу обязан пройти противопожарную подготовку и курсы выживания в холодной воде при падении вертолета в море. Последний тренинг – настоящее испытание. Людей парами и по одному, в специальных спасательных костюмах, пристегивают ремнями к креслам внутри сооружения, имитирующего салон вертолета, переворачивают вниз головой и опускают в бассейн. Под водой необходимо отстегнуться, сориентироваться, найти выход и выплыть, что, поверьте, весьма не просто.

Безопасности на борту уделяется колоссальное внимание. Регулярно тестируется противопожарное оборудование, проверяются эвакуационные выходы, проводятся еженедельные учебные тревоги и тренинги по эвакуации. Избежать этого невозможно – тут задействован весь персонал платформы. Нефть и газ относятся к классу легковоспламеняющихся веществ, и нарушение правил пожарной безопасности на борту жестко карается вплоть до немедленного увольнения – ведь оно может привести к непоправимой трагедии. Здесь есть чему поучиться у иностранных коллег, ибо именно их системы обеспечения безопасности и контроля введены на борту и отлично себя зарекомендовали.

Огромное внимание на платформах уделяется экологии. На борту функционируют очистные сооружения, через которые проходят любые сточные воды – и бытовые, и производственные. Это позволяет минимизировать степень загрязнения окружающей среды.

Экипаж платформы в среднем составляет до полутора сотен человек и в настоящее время носит интернациональный характер. Встретить на борту француза или колумбийца – такая же обыденная ситуация, как на улице Владивостока увидеть китайца. Однако такое положение дел продлится недолго – иностранные коллеги уезжают, а на их место приходят отечественные специалисты. Так что в скором времени экипаж будет на сто процентов российский. Стандартная продолжительность работы персонала – 28 суток через 28 (по четыре недели).

Путешествие на Сахалин

Работа на нефтяной платформе напоминает таковую на морском судне, хотя есть и специфические особенности. Например, на платформе на палубу можно выйти, лишь надев полный комплект защитной амуниции – огнеупорную робу, каску, очки, ботинки с металлическими носками и перчатки. Курить можно только в строго отведенных местах. Запрещена рыбалка. Зато отсутствие качки и несравнимо большее свободное пространство, создающее условия для комфортного проживания, – значительные преимущества платформы по сравнению с любым судном.

Есть работа на платформе и для представительниц прекрасного пола. В основном дамы работают в качестве горничных или поваров, хотя встречаются среди них и инженеры, и врачи.

Каждая платформа рассчитана на проживание строго определенного количества людей. Во время пуско-наладочных работ, когда требуемое количество людей в несколько раз превышает возможности самой платформы по их размещению, к ней подходит плавучая платформа. Как правило, это бывшая добывающая платформа, реконструированная и частично модернизированная под плавучую гостиницу для персонала, который работает на других платформах. Здесь персонал ночует, отдыхает и питается. Каждая из четырех оснований («ног») такой платформы полая внутри. Благодаря этому все сооружение имеет положительную плавучесть и может быть отбуксировано в любую точку Мирового океана. После доставки на место работы открываются кингстоны, вода заполняет пространство внутри «ног» и платформа частично оседает. Наряду с якорями, это позволяет стабилизировать всю конструкцию на месте и избежать серьезной качки. Например, при монтаже платформ ЛУН-А и ПИЛЬТУН-Б использовалась плавучая платформа Safe Bristolia, которую доставили из Сингапура.

Путешествие на Сахалин

Фауна близ побережья Сахалина не отличается особым разнообразием. Ее редкие представители – это птицы, которые используют платформу как промежуточный аэродром, а также морские млекопитающие, чаще всего тюлени. Зимой частенько они группами и поодиночке дрейфуют на льдинах в сторону юга. Если уж совсем повезет, можно увидеть касатку или кита.

Вот такая она, настоящая мужская работа на нефтяных платформах – тяжелая, подчас опасная, но уж точно не скучная.