29 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Япония. Узнай соседа ближе

Когда отправляешься в Японию (для приморцев это рядовая ситуация – восемь из десяти автомобилей края ввезены с островов соседнего архипелага, так что вопросы бизнеса заставляют наших земляков регулярно навещать эти места) казалось бы, проще добраться до Ниигаты, и уже оттуда ехать куда требуется. Синкансены удобны, их скорости немаленькие, станции находятся в самих городах. Но и билеты на эти специфические поезда достаточно дорогие, и если нужно посетить несколько городов, мне кажется, есть смысл воспользоваться услугами местных авиалиний, так как стоимость билета на самолет меньше, чем на синкансен – конкуренция. Самолеты комфортабельные, обслуживание хорошее, и даже проверка перед посадкой, призванная ликвидировать (или, по крайней мере, минимизировать) опасность, связанную с угрозой терроризма, проходит быстро и не утомительно. Потому целесообразно добраться из Владивостока в Осаку, а уже оттуда…

Мне всегда интересно больше узнать о тех местах, где оказался. На этот раз, приехав Токио, удалось в первый же день выкроить немного свободного времени. Позвонил в японскую фирму, оказывающую помощь туристам в организации поездок (они здесь весьма оперативны и гибки, но русскоязычных гидов очень мало, потому чаще приходится пользоваться услугами англоязычных), и вскоре автобус вез меня в город Нара – древнюю (даже старше Киото) столицу Японии. Коллективы в таких экскурсиях подбираются, как правило, интернациональные, и, общаясь с попутчиками, я часто получаю много полезной и интересной информации о жизни в других краях нашей планеты.

JAPAN_MAY_07 146.jpg

Столицей Нара была 1300 лет назад, и недолго – с 710 по 784 годы. Однако в этом городе поныне остается немало достопримечательностей. Наиболее знаменитая, пожалуй, это самая большая в мире деревянная статуя Будды в храме Тодай-дзи. Неподалеку от этого буддистского храма находится парк оленей, также весьма известный. Около тысячи синтоистских посланников (ими считаются олени) днем гуляет по парку, а вечером возвращаются в загоны по сигналу трубы, который подает хранитель оленей. Животные оберегались веками и стали ручными – не боятся посетителей, а играют с ними, выпрашивая угощение. Япония – удивительная страна, где две религии – прибывший с материка буддизм и местный синтоизм, мирно сосуществуют в обычаях, душах и головах японцев (каждый из них, по сути, принадлежит обеим конфессиям сразу), и даже настолько сблизились, что позаимствовали друг у друга некоторых персонажей своих пантеонов.

На следующий день уже по работе попал в Нагано (из Токио туда ходит поезд с говорящим названием – «Пуля»). Эти места не типичны для архипелага с вечной нехваткой площадей. Здесь на редкость чистый горный воздух, в Нагано и окрестностях постройки расположены не так плотно, и пейзажи больше похожи на Америку, жизнь размеренная – нет суеты.

На выходные имеются интересные экскурсии из Токио (да, вообще говоря, из всех больших городов). В этот раз удалось отправиться на Фудзи и Хаконе (перед посадкой в автобус каждому туристу дают специальный бейдж – чтобы не потерялся).

JAPAN_MAY_07 121.jpg

Иероглиф «Фудзи» несколько напоминает иероглиф, обозначающий слово «счастье» (что, видимо, не случайно), хотя Фудзияма в буквальном переводе означает «Крутая гора». Правда, сами японцы ее называют иначе – «Фудзи-сан», прибавляя «сан» как признак уважения. А основания для уважительного отношения к этому вулкану имеются – хотя он извергается не так часто, раз в 200-300 лет (последнее извержение было в 1707-1708 году), каждый раз после этого Токио, который расположен в 150 километрах от Фудзи, приходится отстраивать заново. А сейсмическая активность в районе этой самой высокой горы Японии (3776 м, в ясную погоду ее видно за 160 км) ощущается постоянно. На Фудзи приезжают не только туристы со всего мира. Это священная гора, объект религиозного поклонения и символ страны, место паломничества японцев. В Стране восходящего солнца говорят: «Глупец тот, кто ни разу не поднимался на Фудзи, но тот, кто сделал это дважды – глупец вдвойне».

И едва оказываешься здесь, становится понятным почему. Экскурсии к подножию Фудзи проводятся круглогодично, но подъем на вершину для паломников и туристов открыт лишь с 1 июля по 31 августа. И даже в эти сроки совершить восхождение не так легко – температура на вершине составляет всего +5ºС, подъем не то, чтобы очень крутой, но усилия приходится прилагать достаточно серьезные, а погода здесь – лотерея. Чтобы паломники и туристы испытывали меньше трудностей, организованы специальные тропы восхождения с промежуточными станциями (по десять с каждой стороны, причем сейчас до пятой можно подъехать на автобусе или машине, что делают практически все). Раньше было четыре тропы, теперь осталось только три – южная, западная и северная. В сезон автобусы подъезжают к концу дня, и желающие начинают подъем около девяти вечера. Общее время, затрачиваемое на восхождение, составляет около четырех часов (если начинать движение от пятой станции). На промежуточных станциях – с шестой по девятую – расположены деревянные шалашики (никак не комфортабельные гостиницы), где можно вздремнуть в спальнике, попить сакэ. А потом, в два часа ночи продолжить восхождение к вершине. Светает в это время где-то в четыре утра, и как раз к рассвету паломники и туристы добираются до цели. Спуск проходит быстрее – где-то два с половиной часа, но легким его тоже не назовешь.

JAPAN_MAY_07 204.jpg

Вне сезона добраться до вершины могут только хорошо подготовленные люди – это рискованное мероприятие (ежегодно здесь погибает около 55 человек). Все десять месяцев, когда гора закрыта для паломников, на склонах лежит снег, и стоит только оступиться, тут же зароешься в нем. Выбраться практически невозможно, а вероятность того, что тебя найдут, оказывается близкой к нулю – собак здесь нет.

К Фудзи примыкает национальный парк Хаконе – волшебное место, где свежо даже в июле-августе, когда в Токио невыносимое пекло. Дороги в этих местах извилистые – так строить выгоднее, чем пробивать через горы тоннели. К здешнему озеру Аси, по которому курсируют прогулочные катера, горячим серным источникам, возвращаешься вновь и вновь. Здесь интересная транспортная сеть. Обычный муниципальный поезд соединен с фуникулером, который, в свою очередь, соединен с канатной дорогой. Тут мое внимание привлекли два человека, говоривших по-русски. Оказалось, это сотрудники Бэнк оф Нью-Йорк. Работают с Россией, но в России никогда не были. И не хотят. Странно, боятся, что ли? Если и так, признаваться в этом не стали.

Одним из наиболее интересных моментов поездки в Японию была экскурсия на завод Тойоты, большинство которых находятся в префектуре Айчи. Тут мы, иностранцы, имеем преимущества перед японцами. В Японии работает специальная программа «Йоко суджоко», призванная обеспечить приток туристов из-за рубежа (она не направлена на какую-то отдельную страну). В ней много чего предусмотрено, и один из моментов состоит в том, что экскурсии на заводы Тойоты организуются отдельно для японцев, и отдельно для интуристов. И если японцу приходится ждать своей очереди по два-три месяца, то для иностранцев очереди как бы нет – подал заявку – и почти сразу можешь попасть на экскурсию, которая начинается с музея. Исходно компания Тойода занималась производством швейных машинок (эта фирма существует поныне, и по-прежнему производит швейные машинки).

JAPAN_MAY_07 134.jpg

В тридцатых годах Киичиро Тойода, сделавший в конце концов корпорацию такой, какую мы знаем, долго уговаривал своего отца разрешить ему заниматься производством автомобилей. Отец говорил, что это, мол, все баловство, ничего путного не выйдет, будут одни убытки. Но когда сын все же в 1933 году уговорил отца, к 1937 году была собрана первая машина полностью… из американских комплектующих (единственная японская деталь – шины Бриджстоун). Изначально машина называлась Модель А1, но когда она подошла к производству, стала называться Моделью АА. Потом была война, тяжелые времена, и уже в 1955 году была выпущена следующая, чисто японская машина – Тойота Краун с двигателем менее полутора литров. В музее демонстрируются и перспективные наработки – например, экологически чистый автомобиль на водороде (правда, такие технологии станут выгодны только когда цены на бензин вырастут вдвое). Тойота и за рубежом производит много автомобилей – в Европе и США, в России и Азии, но самые дорогие, самые передовые и продвинутые во всех отношениях машины собираются именно в Японии. Тем не менее, японцы часто используют европейские персонажи в своей местной рекламе. На заводе показывают роботизированный участок, и участок, где работают люди (последний мне показался даже более интересным в зрелищном плане). Во время экскурсии фотографировать на заводе запрещено.

Отношение японцев к нашим соотечественникам сильно зависит от того, насколько близко они познакомились с российскими туристами и моряками. В местностях, где контактов было много, частенько своим бездумным, безудержным поведением, особенно после посещения баров, многие наши сограждане снискали себе дурную славу, чем вызвали неодобрительное отношение местного населения ко всем россиянам без разбору. А там, где таких контактов не было, или было мало, к приезжающим из России относятся так же, как и ко всем европейцам, то есть хорошо. Есть и те, кто помнят период «холодной войны». У таких людей отношение к нам настороженное. А вот у предпринимателей – спектр от «хорошего» до «очень хорошего». Поэтому было бы замечательно, если бы мы учли свои прошлые ошибки, и не повторяли их. Ведь добрые отношения с соседом всегда не только приятны, но и выгодны обеим сторонам.