29 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Защищаем машину. Чтобы автомобиль остался вашим

Но вот восторги улеглись, дрожание в пальцах прекратилось, слезы радости высохли. Пришло время подумать о его сохранности. Ведь очевидно – не вам одному хочется иметь автомобиль.

Общие соображения
С грустью приходится признавать, что уровень знаний владельцев автомобилей о том, как уберечь свое авто от посягательств, очень низок. И винить их за это едва ли разумно. При современном громадном выборе защитных средств сориентироваться в том, а что, собственно, требуется, очень непросто. Неудивительно, что основные вопросы звучат одинаково: что купить и где установить? А также, сколько это будет стоить? Следует отдавать себе отчет, что экономить на системе, призванной охранять авто, едва ли уместно. Бытует мнение, мол, захотят – все равно угонят. Да и есть страховой полис на такой случай. Но если пообщаться с тем, кто получал компенсацию от страховой компании, станет понятно, насколько сия процедура утомительна. А сумма потерь, как правило, превосходит стоимость необходимой системы защиты. Что касается другого вопроса... Действительно, абсолютно защитить автомобиль от угона – невозможно. Но увеличение степени защиты резко сужает круг соискателей, способных и желающих завладеть автомобилем. Настоящих профессионалов среди угонщиков не много, и чем более надежную систему выбрать, тем большую квалификацию и дорогостоящий (!) технический арсенал необходимо иметь угонщикам. То есть число злоумышленников, способных покуситься на ваше авто, заметно снижается. Выбор комплекса защиты и, соответственно, затраты на нее напрямую связаны со стоимостью автомобиля. Скупой, как известно, платит дважды.

1 - Защитить машину от угона.jpg
Cadillac Escalade - самый популярный у американских угонщиков автомобиль

Автосигнализация
В числе наиболее очевидных средств защиты автосигнализация стоит в первых рядах. Не забираясь в технические дебри, рассмотрим этот охранный комплекс, что называется, «с помощью палки и веревки». Автомобильная сигнализация – электронное устройство, предназначенное для оповещения о попытке угона или даже проникновения в автомобиль. Состоит, как правило, из блока с разъемами для подключения проводов, а также брелока для управления блоком с помощью радиосигналов. Провода подключают к автомобильной электросети и к периферийным устройствам сигнализации, таким как сирена, светодиодный индикатор, концевые выключатели, всевозможные датчики. Коротко о составляющих. Светодиодный индикатор – крохотная красная (синяя, зеленая) лампочка, что мигает в салоне авто, указывая, что машина охраняется. Датчики – устройства, подключаемые к сигнализации и служащие для реагирования на воздействия на автомобиль. Различают датчики удара, объема, качения (смещения) и другие. Концевой выключатель («концевик») – тоже датчик, самый простой, реагирует на открывание двери, капота или багажника.

Это интересно! Столичным угонщикам в последнее время приходится придумывать все более изощренные способы похищения автомобилей. Этим летом с подмосковных пляжей несколько машин было угнано при помощи довольно оригинальной схемы: пока специально приглашенные девушки в обнаженном виде плескались в водоеме и отвлекали автомобилистов, злоумышленники похищали их машины. После одного из таких случаев владельцы недосчитались сразу четырех машин, а еще десять были ограблены. В целом же по Москве ежедневно угоняется около 40 автомобилей, а еще около 20 в день похищаются в Московской области. Как говорят представители Департамента уголовного розыска МВД России, в летний сезон в столице пропадает на 15 процентов машин больше, чем в другое время года. Только с мая по август в городе было похищено 3683 автомобиля – это по 1200 штук в месяц, тогда как зимой число угонов редко превышает 1000 машин за месяц. По словам специалистов, летом из-за жары водители нередко оставляют машины с приоткрытыми окнами или не пользуются механическими противоугонными средствами. Кроме того, в теплые месяцы автомобилисты чаще посещают заведения общепита, оставляя ключи в доступном для профессиональных воров месте – на столе или прилавке.

Основной функцией сигнализации является охрана автомобиля путем оповещения хозяина о попытке проникновения. Оповещение, как правило, происходит путем включения сирены, установленной под капотом, и/или передатчика пейджера. Кроме того, обычно, мигают либо указатели поворотов, либо габаритные огни. При этом охрана подразделяется на охрану периметра и блокировку двигателя. Охрана периметра означает срабатывание сигнализации при открывании любой двери автомобиля, а также капота и багажника. Реализуется она с помощью концевых выключателей. Стандартно двигатель блокируется при включении системы, т.е., когда автомобиль под охраной, двигатель не заводится.

С функцией охраны следует сопоставить еще одну вещь – код брелока. Это радиосигнал, который передается при нажатии кнопки. Он бывает фиксированным (статическим) и плавающим (динамическим). Последний меняется каждый раз, когда нажимают кнопку брелока и система встает на охрану или снимается с нее. Естественно, плавающий код лучше фиксированного. Производители сигнализаций с плавающим кодом обещают немыслимое число кодовых комбинаций, то есть код за время жизни автомобиля не повторяется никогда.

Наиболее популярные и часто встречающиеся сервисные возможности сигнализации:
- открытие/закрытие замков дверей при постановке/снятии с охраны (функция «центрального замка»);
- закрытие окон и люка;
- отдельное открывание багажника: багажник открывается по команде с брелока, а двери салона в это время находятся под охраной;
- дистанционный запуск двигателя;
- функцию valet: отключение сигнализации при передаче ее в автосервис, что избавляет вас от необходимости передавать брелок его работникам;
- возможность эксплуатации машины без брелока;
- бесшумная постановка на охрану.


Это интересно! Лидером популярности среди автомобильных воров в США уже четвертый год подряд остается роскошный внедорожник Cadillac Escalade. Такие результаты были получены в ходе исследования, инициаторами которого стали Highway Loss Data Institute и Insurance Institute for Highway Safety. Оказалось, что владельцы Escalade, купленных в 2003-2005 годах, в пять раз чаще обращаются в страховые компании за выплатами, причиной которых стали попытки угона автомобиля или похищение его отдельных узлов, чем другие автомобилисты. Кроме того, размер средней выплаты владельцу пострадавшего внедорожника Cadillac составляет 17 913 долларов США, тогда как средний показатель по всем автомобилям едва превышает 8,5 тысячи долларов. Как сообщают представители страховых компаний, роскошные Cadillac Escalade теперь не только угоняют целиком, но и разбирают по частям. В частности, популярностью у автомобильных воров пользуются подушки безопасности этих автомобилей, фары головного света и другие дорогостоящие детали. На втором месте по привлекательности для американских воров разместился Mitsubishi Lancer Evolution. Отдельные узлы этого автомобиля также пользуются стабильным спросом на черном рынке. Третье место «рейтинга» досталось Dodge Ram. Правда, чем именно ворам так приглянулся огромный американский пикап, не сообщается. Самыми же непопулярными среди автомобильных воров машинами были признаны Ford Taurus, Pontiac Vibe и Toyota Sienna.

Электронные иммобилайзеры
Дословно «иммобилайзер» переводится как «обездвиживатель». Попросту говоря, это электронное устройство, блокирующее работу двигателя автомобиля в отсутствие водителя. Изобретателями первых иммобилайзеров оказались, сами того не подозревая, рядовые советские автолюбители. В начале 1980-х страну захлестнула мода на установку в автомобилях «секретной» кнопки. Тогда и возникла идея о блокировке двигателя «секретным» выключателем. Разрывалась одна из электрических цепей, обеспечивающих работоспособность силового агрегата, а «секретная» кнопка, замыкающая ее, пряталась в укромном месте салона, которое знал только водитель. Не включив кнопку, двигатель нельзя было запустить. Со временем выключатель сменился «секретным» ключом – штекерным разъемом, который замыкал нужные цепи. Современные иммобилайзеры, поставляемые на наш рынок, по принципу действия ничем не отличаются от своих собратьев 20-летней давности, изобретенных советскими автолюбителями.

Имеются разрыв важных для работы двигателя электрических цепей и ключ, находящийся у водителя, при помощи которого эти разрывы устраняются. Все же электроника внесла в эти устройства свои коррективы. Современные иммобилайзеры дополнились электронным блоком с управляющими и регулирующими функциями. Микропроцессор блока определяет подлинность ключа и при необходимости сам замыкает нужные цепи. Кроме того, сегодня фирмы, производящие «обездвиживатели», предлагают ряд устройств, повышающих надежность их работы. На нашем рынке это замыкающие реле и топливные электромагнитные клапаны. Суть работы замыкающих реле в том, что микропроцессор электронного блока иммобилайзера, приняв правильный пароль, посылает определенный сигнал электромагнитным реле (или просто подает напряжение к их принимающим контактам), которые, получив его, включатся в «замкнутый» режим. Так достигается повышение надежности, поскольку без сигнала от микропроцессора ничто не сможет включить эти устройства.

Что же до топливного клапана, он закрывает топливную магистраль. В свободном состоянии электромагнитный клапан закрыт, и путь поступления топлива в систему питания перекрыт. Приняв верный пароль, микропроцессор электронного блока иммобилайзера пошлет определенный сигнал топливному клапану (или просто подаст напряжение к его контактам), и клапан откроет топливную магистраль. Ряд иммобилайзеров подключается также к датчикам удара, качания и сиренам, превращающим эти «обездвиживатели» еще и в автомобильные сигнализации. Управление работой некоторых иммобилайзеров может осуществляться через пейджинговую связь. То есть на базе «обездвиживателей» можно создавать автоохранные комплексы.

1 - Обзор Toyota Land Cruiser 100.JPG
А Toyota Land Cruiser особенно часто "исчезает" в России

Механические средства защиты
Несмотря на увлечение электронными системам охранной сигнализации, все-таки многие остаются приверженцами простых механических противоугонных средств. К примеру, одна из наиболее известных подобных конструкций – замок типа mul-t-lock – просто необходим, если вы бросаете автомобиль постоянно и где попало. Замок устанавливается на коробку переключения передач, блокируя ее в максимально неудобном для движения положении (установщики рекомендуют блокировать рычаг на задней передаче). Так автомобиль с ручной коробкой далеко не уедет. Скептики утверждают: можно выжать сцепление – и кати авто куда угодно. Подчеркнем: механический замок – средство от «молниеносного угона». За долгую зимнюю ночь при наличии современного слесарного оборудования на стоящей в темном дворе машине можно распилить все. Только будет ли кто пилить замок на виду у толпы где-нибудь в центре города? Но особенно гармонично и эффективно чувствует себя mul-t-lock на автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач. В положении parking рукоятка переключения передач не позволит машине сдвинуться с места. Буксировка такого заблокированного автомобиля приведет к его поломке. Теперь его можно только поднять краном и погрузить на трейлер. Иначе никак не украдешь. Замки нескольких модификаций подходят как для отечественных «Жигулей», так и для дорогих иномарок самых последних моделей. В замке использованы сверхпрочные материалы, которые не позволяют высверлить личину или спилить в два счета дужку. Подбирать ключи или использовать отмычки при вскрытии замка тоже бесполезно. Секретность ключа очень высока – 3 000 000 комбинаций. По данным ГАИ, не зарегистрирован ни один случай открытия замка этой системы.


Это интересно! Спрос на авто заправляет статистикой уголовного розыска, который ежегодно констатирует, что сильных изменений в предпочтениях воров не наблюдается. Существуют только единовременные всплески популярности автомобилей. Так, к примеру, случилось с Honda Accord, которая одно время была самым лакомым кусочком, и страховые компании били тревогу, сейчас же спрос на эту модель стабилизировался. История повторилась и с Toyota Land Cruiser, занимавшей призовые места в статистиках угона в прошлом году. Это, однако, не значит, что эти автомобили перестали быть востребованы на вторичном рынке, спрос все равно существует, а значит, угонщики попытаются его удовлетворить. Правоохранительные органы констатируют, что в первом полугодии этого года в России больше других страдали от угонщиков владельцы автомобилей «ВАЗ». Почти 50% от всех угоняемых авто составляют переднеприводные Lada. Традиционного же фаворита, Volkswagen Passat, в последнее время догоняет в рейтинге Audi. «Баварцы» BMW пользуются у угонщиков постоянной и стабильной популярностью, именно поэтому в статистике они из месяца в месяц занимают примерно одно и то же место с показателем в 5,5%. Любителей роскоши у нас, как оказывается, столько же, сколько и ценителей управляемости: Mercedes E и S серий воруют так же часто, как и BMW 5 и 7. Только вот, по статистике уголовного розыска, «баварцы» все-таки лучше раскручены среди угонщиков. Ставшие недавно популярными японские автомобили теперь также нуждаются в защите, так как Toyota, Nissan и Mitsubishi занимают хотя и не самые почетные места в автопарке угонщиков, но являются достаточно востребованными. По информации страховой компании РОСНО, одним из лидеров по угоняемости среди иномарок являются автомобили марки Toyota. При этом спросом у угонщиков пользуются практически все основные модели этого производителя (Avensis, Camry, Corolla, Land Cruiser, RAV4). По данным САК «Энергогарант», в первом полугодии текущего года участились случаи угона автомобилей марки Peugeot. Однако представитель уголовного розыска не отметил значительного всплеска спроса на эту марку, чей процент в общей массе ворованных автомобилей составляет 0,7%. Самой легкой добычей воров становятся владельцы гаражей, которые, возвращаясь закрывать ракушку, оставляют свое авто в нескольких метрах от себя заведенным и открытым. Другой распространенный способ кражи авто – имитация покупки. Вор приезжает осмотреть автомобиль, выставленный на продажу, втирается в доверие к владельцу, берет авто покататься и благополучно пропадает вместе с ним. В итоге большая часть угонов происходит просто по невнимательности и безалаберности автомобилистов.

Также по данным ГАИ, самый распространенный способ угона автомобилей – это когда преступники работают в паре. Один, вскрыв кабину автомобиля, открывает капот, а другой в течение нескольких секунд добирается до сирены и старается ее отключить. Чтобы поставить серьезный временной барьер на пути преступников и предупредить вскрытие капота, тайваньские конструкторы противоугонных приспособлений разработали hood-lock. При помощи специального троса замок, личина которого выводится в салон, запирает капот автомобиля. Чтобы открыть капот, вставляется ключ в hood-lock, и кнопка (она же личина замка) «отстреливается» сама. Чтобы закрыть замок, необходимо лишь нажать на кнопку. Ключ к hood-lock подобрать практически невозможно. Преступник ломать крышку капота скорее всего не будет. Кому нужна машина с видимыми дефектами? А чтобы открыть капот, закрытый на hood-lock, даже опытному угонщику, знающему все тонкости установки, необходимо потратить от часа до двух. Скорее всего, наткнувшись на hood-lock, преступник оставит автомобиль в покое.

Кому доверить установку
Вопрос отнюдь не праздный. От грамотности установки сигнализации, иммобилайзера и замка на капот зависит очень многое. Как правило, угонщики хорошо знакомы с устройством автомобиля и противоугонных систем. И для борьбы с профессионалами-угонщиками требуется противопоставить не меньший профессионализм установщика. Если вы решили воспользоваться специализированным центром по установке сигнализаций, несколько советов, которые могут быть полезны при выборе установщика.

- Чем дольше фирма существует, тем больше у нее опыт работы. Фирма может предложить свои наработки, а квалификация специалистов не вызывает сомнения. Новички могут предложить сделать несколько дешевле, но, если нет уверенности в их профессионализме, экспериментировать скорее не стоит.
- Стоит поинтересоваться, какая сигнализация оптимальна для вашей машины. Как правило, установщики имеют в своем арсенале проверенные и оптимальные по соотношению цена-качество модели, и выбор не должен ограничиваться только дорогими вариантами.
- Спросите, сколько времени потребуется, чтобы установить сигнализацию. Профессиональная установка простейшей сигнализации может потребовать до пяти часов (зависит от марки автомобиля), сигнализации с цифровой блокировкой – около восьми часов, а установка сигнализации элитного класса может занять полтора-два дня.
- Выясните, какой гарантийный срок предоставляется установщиком на сигнализацию. Хороший установщик предоставляет гарантию не меньше чем на один-два года, а нередко и на тот же срок, что и фирма-производитель сигнализации.

Из ответов на ваши вопросы можно будет сделать вывод, стоит ли устанавливать сигнализацию в данном центре или разумнее поискать другой. Вообще же, как считают специалисты, наилучший вариант защиты – комплексный. То есть ставить надо и сигнализацию, и механические средства защиты. И помните: любая противоугонная система работает только тогда, когда она используется. Не стоит оставлять машину беззащитной, даже если вы вышли на две минуты за сигаретами в киоск на тротуаре рядом. Так что самое главное – самому не терять бдительности.