20 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Автоаукционы. Выставляется лот номер…

На аукционах продажа происходит по нефиксированным ценам, зависящим от спроса на каждое конкретное предложение. В том числе и на автомобильных аукционах Японии, где еженедельно продаются тысячи машин (как правило, подержанных, но встречаются и новые). Помещения, где происходят торги, оборудованы большим количеством столов (100 или около того), к которым подведены электронные механизмы, позволяющие нажатием кнопки повышать цену. На стене размещены большие экраны, где демонстрируются автомобили. Их характеристики, оценки, а также прочая необходимая для торгов информация выводится на экраны компьютеров каждого участника торгов.

Торги запредельно компьютеризированы и проходят в абсолютно спокойной обстановке. Нет аукциониста, стучащего молотком, и громко выкрикивающих свою цену участников. Имеются лишь кнопки и меняющиеся надписи разного цвета на экранах компьютеров. Предварительно машины можно осмотреть на аукционной парковке и вести торги уже за известный автомобиль.

В аукционе принимают участие только автомобильные дилеры, которые платят за это право ежегодные взносы – человеку с улицы туда не попасть. За несколько дней или часов до торгов все заинтересованные дилеры вводят в систему свои ставки – определяют максимальную сумму, которую они готовы заплатить за машину (ставки друг друга они не видят). Наибольшие шансы имеет участник, сделавший самую высокую ставку, причем в случае успеха торгов он купит автомобиль не за ту сумму, которую он поставил, а за цену, которая чуть больше ставки его ближайшего соперника. Ставку можно перебить, только если следить за аукционом в режиме реального времени.

Дилер, указавший максимальную ставку конкретного лота (к примеру, 800 тыс. иен), сразу оказывается в выигрышном положении. Положим, ставка его ближайшего соперника – 750 тыс. иен. С началом торгов система анализирует все сделанные заранее ставки и постепенно автоматически доводит цену со стартовой до ставки 753 тыс. иен (это ставка, ближайшая к максимальной, плюс шаг приращения ставки, обычно 3000 иен). Процесс длится несколько секунд или десятков секунд. После этого перебить ставку можно только вручную, отслеживая торги в режиме реального времени – либо присутствуя на аукционе, либо на рабочем месте, специально оборудованном аукционной «кнопкой». Если ставок больше нет, торги заканчиваются. Если торги продолжаются в режиме реального времени, каждое нажатие кнопки повышает ставку на 3000 иен. Выиграет аукционный дилер, предложивший больше всех.

1 - Что такое автоаукционы.jpg
Так выглядит японский аукционный лист с информацией об автомобиле

Автомобильные аукционы Японии чрезвычайно щепетильны в отношении своей репутации. Поэтому вероятность купить машину, состояние которой хоть немного отличается от того, которое вам обещают, практически равна нулю. Эксперты, производящие оценку автомобиля, достоверно и детально описывают его состояние. Кроме того, они тщательно изучают документы на автомобиль. Есть возможность также получить максимум информации о продавце до сделки. Этот аспект выгодно отличает аукцион от автомобильного рынка.

Привлекательной стороной является также большой выбор. Через крупные аукционы проходит по несколько тысяч машин в день. Правда, цены здесь выше, хотя торги проходят очень быстро. Имеются аукционы с меньшим размахом, автомобилей там выставляется намного меньше, торговаться приходится дольше, но и покупку можно сделать дешевле.

Для выбора лота, за который будет торговаться дилер, покупатель заходит на сайт аукциона. После выбора модели загружается страничка со списком машин, выставленных на торги. В таблице, как правило, указаны параметры, по которым можно определиться с выбором – марка и цвет кузова, пробег, оценка, объем двигателя, трансмиссия, оборудование, техосмотр, комплектация, стартовая цена. Марка кузова, к примеру, позволяет определить поколение модели, а иногда и его модификацию. Пробег указан в тысячах километров. Трансмиссия определяет тип коробки передач. В графе «оборудование» указан краткий список таких дополнений, как, например, кондиционер, электростеклоподъемники, гидроусилитель руля, литые колесные диски и т.д. Тип кузова и привод указываются в графе «комплектация». Дата техосмотра (шакен, или сакен) важна, поскольку эта процедура в Японии довольно дорога и владельцы при приближении ее сроков не будут особо стремиться к повышению цены. Стартовая цена может отличаться от конечной весьма существенно. Расшифровка графы «оценка» приведена в таблице. Следует отметить, что на оценку сильно влияет пробег. Большинство аукционов пользуются такой системой, хотя какие-то могут иметь свою собственную, индивидуальную. Более подробную информацию покупатель получает, изучая аукционный лист, но тут без помощи переводчика не обойтись – он заполняется экспертами на японском языке. Здесь уже можно конкретно увидеть, какие дефекты кузова в каких местах имеются, каково состояние салона, имеется ли сервисная книжка (при ее отсутствии соответствие пробега указанному не гарантируется), сколько владельцев было у машины и многое другое.

3 - Что такое автоаукционы.jpg
Проходящая через аукцион машина обязана "сфотографироваться"

Понятно, что каждый из нас лично никак не сможет участвовать в торгах на автомобильном аукционе. Тем не менее сейчас на нашем рынке достаточно хорошо представлена услуга покупки машин с аукционов в Японии. Российские компании, занимающиеся таким бизнесом, имеют выкупленные дилерские места на аукционных площадках Страны восходящего солнца. Заключив договор с такой фирмой, любой и каждый может купить себе машину с автомобильного аукциона. Практически все такие дилеры имеют сайты в Интернете, где можно посмотреть детальное описание автомобилей. У каждого из них могут быть свои условия, но в целом схема выглядит примерно следующим образом: покупатель выбирает автомобиль и оформляет заявку на него. Далее необходимо оплатить задаток (его размер у каждой компании свой), без которого дилер не станет участвовать в торгах. Как только автомобиль успешно покупается на аукционе, заказчик оплачивает ее полную аукционную стоимость, а также расходы на отправку, страхование и прочее. После этого автомобиль грузится на корабль и отправляется в порт назначения. Покупатель может также приехать в Японию и присутствовать при самом процессе покупки машины – за отдельную плату такую услугу предоставляет большинство дилеров. Они же, как правило, занимаются таможенной очисткой, расходы на которую тоже необходимы, но, в общем, не отличаются от таковых для автомобилей, купленных любым другим путем.

Нынче покупатель отсутствием выбора не обременен. Хочет перед покупкой потрогать машину, прокатиться на ней – может пойти на авторынок. Есть желание купить машину с гарантией отсутствия пробега по родным просторам – милости просим на аукцион.

Оценка

Расшифровка

S

Лучшая оценка из возможных. Автомобиль новый или возрастом менее 12 месяцев, в отличном состоянии, почти соответствующем новому, пробег до 10 000 км. Не требует ремонта и прочих работ.

6

Автомобиль возрастом до 36 месяцев, в превосходном состоянии, не требует ремонта или прочих работ. Пробег 15 000-30 000 км, шины с четким рисунком протектора, двигатель работает идеально.

5

Возраст автомобиля не имеет четких ограничений, но общее состояние очень хорошее. Пробег менее 60 000 км. Кузов может иметь незначительные, практически незаметные повреждения и вмятины. Ни салон, ни кузов не требуют ремонта. Двигатель работает отлично. При минимальном ремонте или даже после тщательной уборки автомобиль будет соответствовать оценке "6".

4.5

Автомобиль любого возраста, но в очень хорошем состоянии. Может иметь до нескольких маленьких царапин, пятнышек ржавчины или почти незаметных поверхностных повреждений кузова. В состоянии получить оценку «5» после небольшого косметического ремонта.

4

Автомобиль любого возраста, но в очень хорошем состоянии. Число царапин и поверхностных повреждений кузова чуть больше, чем при оценке «4.5», для их устранения требуется более серьезный ремонт. Салон не в очень хорошем состоянии.

3.5

Автомобиль любого возраста, но в хорошем состоянии. Есть более заметные царапины и/или небольшие поверхностные повреждения кузова, либо пробег больше, чем у автомобиля с оценкой 4. Требуется ремонт кузова, есть сколы краски, краска выглядит тусклой. Иногда сервисная книжка с историей обслуживания, включающей ремонт или замену некоторых запчастей (тормозов, муфты, шин и т.п.).

3

Автомобиль любого возраста в удовлетворительном состоянии, с заметными царапинами или поверхностными повреждениями кузова. Краска на кузове блеклая. Обычно есть сервисная книжка с историей обслуживания, включающей ремонт или замену запчастей.

2

Автомобиль любого возраста, общее состояние довольно плохое. Имеет сильные повреждения и требует частичного или даже полного ремонта. Такие автомобили обычно стоят очень дешево.

1

Автомобиль имеет серьезные повреждения («утопленник», ржавчина, последствия аварии) либо после тюнинга с заменой стандартных комплектующих на нестандартные (другая турбина, замена АКПП на МКПП и т.п.)

0, R или A

Автомобиль любого возраста после аварии, как правило, отремонтированный изготовителем за счет страховой компании. При продаже перечисляются и описываются ремонтные работы. Это может быть замена бампера или крыла. В остальном автомобиль может быть в прекрасном состоянии, но цены на такие машины очень низки.

R1, RA

Сочетание оценок R и 1 (либо R и A) – либо автомобиль, побывавший в серьезной аварии и восстановленный после нее с вмешательством в несущие конструкции кузова, либо модернизированная машина с нестандартными запчастями (последнее чаще относится к спортивным моделям после тюнинговых работ).

***

Битый невосстановленный автомобиль, очень старый автомобиль либо машина с серьезным дефектом двигателя (не на ходу).