24 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Бизнес на водномоторной технике. Морской протест

Автобизнес умер. Да здравствует!?
Постановление правительства о повышении пошлин на ввозимые авто импортного производства серьезно ударило по автомобильному бизнесу (точнее – произвело контрольный выстрел). И без того не особо доходный, после нововведений он превратился в убыточный. «Автомобильная тема» умерла. А с ней и широкие возможности, связанные с недорогими и качественными «японками». Что придет на смену «почившему в бозе»? Куда пойдут финансовые средства, «крутившиеся» в машинах? Если вспомнить, что наиболее прибыльные виды «заработков» уже «попилены» между «своими», то вариантов немного. И один из них, пожалуй, самый очевидный – развитие всего, что в той или иной степени связано с морем. Как ни крути, но Владивосток со всех сторон окружен водой. И популярность водно-моторных видов спорта в приморской столице высока, как нигде в России. Выезд «на острова» для горожан такое же обычное дело, как, скажем, для сибиряка – поход в лес по грибы. С приближением распиаренного форума АТЭС количество туристов, иностранных делегаций и просто любопытных «из-за бугра» резко выросло. А может и правда, город мог бы зарабатывать на любителях морской экзотики вкупе с отдыхом «а-ля рюс»? Живут же целые страны за счет приезжающих и приплывающих, прилетающих и приходящих, желающих расстаться с деньгами в обмен на новые яркие впечатления и незабываемые картины удивительной природы.

Впрочем, нельзя забывать и о соотечественниках. Владивосток находится на одной широте с Сочи. Значит, лучшего курорта не найти. Лишь бы с погодой повезло.

Бизнес на водномоторной технике во Владивостоке

Почему бы и нет!
Несколько перефразировав крылатое выражение из популярной «Нашей Раши» можно сказать: «мы живем в удивительном городе, и остальные города нам завидуют». Это не преувеличение. Владивосток действительно уникален. Главное его преимущество, даже перед другими портовыми городами, – возможность пользоваться морем (как ни странно это звучит). Природа и люди позволили отделить порт от основной акватории. Значит, никто и ничто не мешает использовать тот же Амурский залив для проведения разного рода водных шоу, парусных регат, шлюпочных гонок и прочего. Которые, благодаря обжитым берегам, может посмотреть практически неограниченное количество людей. Но это, что называется, зрелища. А ведь хочется еще чего-то. Более близкого и понятного, для себя любимого, для дома и семьи. И здесь нет двух мнений – острова! Владивосток – один из немногих городов мира, где от центральной площади до ближайшего острова с нетронутой природой, прозрачной водой и непуганой дичью можно добраться за несколько минут. Правда, чтобы добраться, одного желания недостаточно. Требуется какое-нибудь плавсредство. До недавнего времени эту роль худо-бедно выполнял паром. В скором будущем попасть на тот же Русский остров можно будет по мосту. А если захотелось куда-то еще? Тут бы и появиться компаниям, чья забота – перевозка пассажиров с их скарбом, детьми и собаками. А также организация свадеб, корпоративных выездов, корпоративных регат и дайвинга. Вообще, организация культурного досуга (в общечеловеческом понимании предмета) открывает перед желающими такие перспективы, что дух захватывает. Поскольку то, что сейчас предлагает любителям островных пляжей тамошний сервис, охарактеризовать без ненормативной лексики не получится. Но это для тех, кто не задумывался о приобретении собственной лодочки. А таких сравнительно немного – уж очень велик соблазн иметь свою «бегущую по волнам» у всякого живущего возле моря. Да и доступность такого транспорта стала очевидной. Ведь в недалеком прошлом автомобиль тоже был роскошью, неким показателем успеха. Ныне же стоимость неплохого катера приближается к стоимости хорошего автомобиля. И все большее количество горожан обзаводятся собственными лодками, катерами и яхтами. Желающие могут убедиться в этом наглядно. Пространство между материком и островами в выходные напоминает федеральную трассу из-за обилия посудин различной грузоподъемности и водоизмещения. Есть и более весомое подтверждение. Два года назад в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) были зарегистрированы около 8 тысяч судов. На сегодня их уже более 40 тысяч! Конечно, в этом есть и заслуга морских инспекторов, принуждающих «диких» капитанов и владельцев получать номера, но все же рост частного флота – налицо. Появились и продолжают появляться фирмы, предлагающие не только те или иные виды лодок или катеров, но и гарантийное обслуживание. Разумеется, на этом рынке есть свои «киты», но и тем, кто помельче, вход не воспрещен. Тем более что с лодками (и с их владельцами) происходят те же процессы, что и с автомобилями (и уже с их хозяевами). Год-другой эксплуатации – и возникает желание обновить или просто взять что-нибудь другое. Вот вам и оборот на вторичном рынке.

Бизнес на водномоторной технике во Владивостоке

Сопутствующие товары
Впрочем, приобретение лодки – лишь часть дела. Первое, что требуется кораблю, – нет, не плавание, как раз наоборот – стоянка. И не только летняя – пирс или причал, но и зимняя. С подъемом и установкой, охраной и сервисом. Сейчас есть фирмы, занимающиеся обслуживанием, подготовкой к сезону и консервацией после него, но их явно недостаточно. Тех же, кто предлагает что-то более экзотическое – корпусной ремонт, услуги клининга, чистки, полировки, организации доставки питания и прочего, вообще можно пересчитать по пальцам. Для владельцев стоянок развитие маломерного частного флота – просто Клондайк! Ведь небольшие катера хранить в частном гараже не всегда удобно (а яхты так просто невозможно!). Почему бы не предоставить свою охраняемую территорию для нужд «водоплавающих»? Или даже специально строить эллинги (теплые боксы для судов)? Если средства позволяют. Для специалистов-технарей тоже нашлась бы работа. Поскольку двигатели автомобиля и катера устроены по одному принципу, едва ли для толкового механика или моториста станет проблемой переквалифицироваться. А роль двигателя на катере трудно переоценить. Ведь заглохнуть в море вовсе не то же самое, что на дороге. И здесь нужно быть уверенным в своем «пламенном сердце» на все сто процентов. Ведь голосовать, вызванивать «аварийку» бесполезно. Могут не успеть… Отсюда еще одно направление – обучение. Причем не только как вести себя в пиковой ситуации, но и как ее не допустить. Упомянутый выше ГИМС организовывает курсы по подготовке капитанов маломерных судов. Но если количество последних вырастет, можно не сомневаться, ГИМС не справится с потоком. Значит, есть вероятность, что часть своих просветительских функций она уступят частникам. Так в своем время сделал с правом готовить на права «единоличник» — ДОСААФ. Похоже, что перспективы у «морской темы» есть. Или это не вся картина?

Бизнес на водномоторной технике во Владивостоке

Трудности роста
Наверное, главным препятствием для желающих с головой окунуться в морскую тематику были и остаются сомнения в рентабельности такого бизнеса. И связаны они, в первую очередь, с сезонностью этого вида услуг. Море в наших широтах приносит радость общения с собой не более 7-8 месяцев в году. Да и те из-за обилия осадков, частых тайфунов и просто большого количества пасмурных дней нельзя использовать полностью. Значит, приобретенные отнюдь не дешевые «игрушки» большую часть времени будут стоять без дела. При этом высасывая из хозяйского кошелька немалые суммы. Это – первое. Второе. Катера, яхты и даже резиновые лодки – все же элементы «красивой жизни» и практической ценности не имеют. За редким исключением они ни с чем, кроме отдыха на фоне красивых пейзажей, купанием и рыбалкой (вовсе не в промышленных масштабах), не связаны. И значит, по факту такой досуг влетает в копеечку. Даже если возникла необходимость «выкатать» дорогого гостя или делегацию, проще обратиться в специализированные фирмы проката лодок или яхт. Сколько бы они за свои услуги ни запросили, все равно выйдет дешевле. И третье. Рост количества частных судов может идти, только опираясь на стабильный бизнес потенциального покупателя такого товара. А если стабильности у него нет? Ведь автомобильный бизнес, являвшийся без сомнения градообразующим и кормивший тысячи людей, благополучно кончился. А новый, равный по значимости, денежной массе и прибыли, так и не возник.

Что касается сервиса и сопутствующего бизнеса, тут тоже все не просто. Самым привлекательным, доступным и нужным мог бы стать «стояночный» сегмент. Выгода очевидна – окупаемость «марины» в мире – 7-8 лет. Все остальное – чистая прибыль, причем круглый год. Да, материковая прибрежная часть в основном освоена. Но! Русский остров, соединенный с материком мостом, немедленно станет неотъемлемой частью города. И бОльшая часть его побережья не заселена и не используется промышленными предприятиями. Глубокие и удобные бухты просто созданы для использования их в качестве стоянок для маломерных судов. И нет сомнения, что столь очевидная и перспективная идея давно посетила светлые головы сведущих людей. Вот только как она будет реализована – большой вопрос. Не исключено, что толковые предложения по поводу обустройства «марин» затеряются в административных коридорах. Или, напротив, самые лакомые куски уйдут вездесущим «своим», оставив действительно способным создать что-то нужное лишь жалкие и непригодные для дела крохи. Без помощи власти решить проблему морских стоянок не получится. А значит, от воли предпринимателей, желающих развивать такой бизнес, зависит не так уж и много… Ведь без уверенности бизнесмена в пресловутом «завтрашнем дне» такого начинания ничего не получится. Если в автомобильном бизнесе все решали хватка, упорство, здравый смысл и участие властей заключалось лишь в своевременном сборе дани, то здесь без вмешательства и активной помощи администрации города и края не обойтись. Правда, если вспомнить, что, когда к отстроенному и отрегулированному механизму автобизнеса подключился административный ресурс со своей непробиваемой убежденностью, что без его направляющей роли все рухнет, все и рухнуло. Может, хотя бы здесь помощь будет более осязаемой и менее разрушительной? Посмотрим…

Бизнес на водномоторной технике во Владивостоке

Отдать швартовы!
Безусловно, потенциал у «водно-морской тематики» огромный. И для Владивостока это направление, не исключено, станет определяющим. Заводов нет, промышленность не развита, и даже леса вырубаются. Остается один путь – в море. Но не топиться, а использовать его для себя, под свои запросы. Туризм и отдых вполне могут стать серьезным подспорьем городу. И сезонность, при правильном и грамотном подходе, помехой не станет. Ведь крестьяне не пашут мерзлую землю в декабре, чтобы потом в январе ломом вколачивать в нее зерна. Нет, все в свое время – сеют весной, собирают урожай осенью. А все оставшееся время готовятся к новой посевной. И им хватает на жизнь (речь не о российских крестьянах, разумеется). Так и здесь. Здравый смысл, умелое использование имеющихся активов, продуманный маркетинг – все это может сыграть положительную роль в создании неповторимого облика города, его имиджа и популярности. Или не сможет. Если не помочь городу. Именно сейчас.

Мнения специалистов.
Виталий ГапоненкоВиталий Гапоненко, ведущий менеджер отдела продаж ООО «1000 размеров»:
– Темпы развития водно-моторного сегмента на данный момент впечатляют. Но это все – элементы сладкой жизни, идущие от достатка. А достаток возникает, если город имеет базу, на которой зарабатываются деньги. Градообразующим бизнесом, общей идеей, какой был автобизнес, это однозначно стать не может. Это, прежде всего, отдых. И еще одна причина – сезонность. Будь у нас Калифорния – вполне вероятно, что-то и получилось бы... Ну, хотя бы Южная Корея – там тепло. У нас – нет.

Дмитрий Сапрыкин, директор яхт-клуба «Семь футов»:
– Главное ограничения для развития – сезонность бизнеса. Но тот, кто правильно настраивает бизнес и правильно подходит к нему, даже в наш короткий сезон сумеет сделать выручку и обороты. Достаточные для всего года. Сегодня такие услуги очень востребованы, а ниши заняты всего процентов на 30. Потенциал для роста огромный. Рынок еще совершенно не сформирован. На него нужно заходить и смотреть – куда вкладывать, а куда пока не стоит. С машинами тоже не все сразу получилось – прошло 20 лет, прежде чем все стабилизировалось. С катерами прошло всего пять лет активной фазы. Через пять лет люди в этом тоже начнут разбираться.

Александр МавринАлександр Маврин, директор компании «Ист Марин»:
– В смысле замещения трудоспособного, занятого населения заменой автомобильному этот бизнес, конечно, не станет. Что касается объемов продаж и значимости для Приморского края, то на данный момент это тоже не реально. В перспективе – да. Рынок развивается, и в течение ближайших десяти лет водно-моторный бизнес будет очень существенным. Что касается поставки «бэушной» техники (по примеру автобизнеса), я не думаю, что это получит большое развитие. Рынок постепенно меняет свои предпочтения, и все больше людей выбирают новые автомобили, новые мотоциклы, новые лодочные моторы, новые катера. Конечно, в России никогда не будет производиться весь спектр техники, и какая-то часть техники б/у будет поставляться. Но объемов, аналогичных автомобильным, не будет. Поставки в западную часть России сдерживает важный фактор – очень высокие тарифы на железнодорожные перевозки. И связано это с монополией РЖД. Но основным барьером для развития направления является… рынок. То есть если автомобиль нужен был всем, то катер на данный момент нужен не всем. А уж позволить его себе могут совсем немногие.

Валерия Степура, пиар-менеджер компании «Морские путешествия»:
– Спрос на туристические поездки и аренду катеров или яхт есть, и прослеживается тенденция к его увеличению. Наиболее популярные маршруты – это путешествие на острова (покупаться, порыбачить, сфотографироваться и вечером вернуться обратно) и морские прогулки на 5-6 часов в районе Амурского залива. Из плавсредств наибольшей популярностью пользуются VIP-катера и яхты. 70 процентов поездок – это туризм и осмотры красот. Деловые поездки, связанные с саммитом АТЭС и оценкой перспектив города и региона, – оставшиеся 30 процентов. Вообще, эта работа, безусловно, сезонная, с мая по ноябрь. Но зимой мы занимаемся продажей катеров, продвижением нашей аренды на будущее. Работа идет круглый год. Просто зимой упор на продажу, а летом – на аренду.