25 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Рынок спецтехники. Гусеницы и колёса особого назначения

Здесь тоже все не так просто – пошлины на подержанную технику увеличились, доступ к кредитам практически иссяк, а поскольку стройки встали, обновление парка строительной техники прекратилось. Но...

«А помнишь, как всё начиналось?..»
В начале и середине прошлого года ситуация в России с продажами спецтехники, ее обслуживанием, поставкой запасных частей и заключением договоров лизинга выглядела оптимистично: строилось много жилых и нежилых зданий, у лесозаготовителей и сельхозпроизводителей был доступ к заемным банковским средствам, потому шло обновление парка машин практически по всем направлениям. Вот данные по строительной отрасли. Даже с учетом резко изменившейся в отрицательную сторону во II полугодии 2008 года экономической ситуации в прошлом году строительные компании инвестировали в приобретение спецтехники 635,9 миллиарда рублей (в 2007 году эта цифра составляла 399,8 миллиарда). Данные маркетингового агентства «Пром-Маркетинг» говорят об увеличившихся объемах производства и импорта техники, это означает, что производители, поставщики, представители обслуживающих организаций и, наконец, конечные потребители спецтехники были загружены работой.

Если в 2006 году общий объем российского рынка спецтехники достигал 2,1 млрд долларов, то к концу 2008 года он достиг отметки в 2,5 млрд долларов. Но уже со второй половины 2008 года обстановка на этом рынке сменилась. Динамика производства внутри России стала отрицательной. Кривая поставок спецтехники из-за рубежа тоже пошла вниз, хотя это «пике» было не таким уж «крутым» – заранее оформленные заказы на поставку из-за границы выполнялись. Впрочем, к первым месяцам нынешнего года рынок фактически достиг дна.

Спецтехника - от Огневского.JPG
Спецтехника на работах по возведению объектов к саммиту АТЭС-2012, остров Русский

Произошел и логичный спад в сегменте сельскохозяйственной техники. Правда, «провал» в натуральных единицах оказался не столь значительным, как в случае со строительными и дорожными машинами – около четырех лет назад на российском рынке сельхозтехники установилась тенденция к замещению большого числа узкоспециализированных тракторов и комбайнов меньшим числом многофункциональных (но в то же время более дорогих) образцов.

Реалии сегодняшнего дня
Нельзя не упомянуть ситуацию на мировом рынке техники специального назначения. Американские производители говорят о падении объемов выпуска с декабря 2008 года, и сейчас многие вынуждены отправлять своих сотрудников в отпуска. Поскольку предприятия компаний из США расположены и в соседних государствах, можно сказать, что кризис продаж спецтехники коснулся всей Северной Америки. Другой крупнейший производитель такого оборудования – Китай. Для анализа этого рынка проследим ситуацию с экскаваторами. Высокий внутренний спрос на продукцию машиностроения обусловил всего 33,8-процентное падение этого рынка в Поднебесной в декабре 2008-го по сравнению с тем же месяцем 2007 года. Тогда как экспорт китайской спецтехники сократился на 53,5 процента.

По статистике маркетингового агентства Off-Highway Research, в минувшем году на рынках Северной Америки, Китая, Евросоюза, Индии и Японии была продана 645 831 единица спецтехники, тогда как в 2007 году – 713 863 единицы (падение рынка на 11 процентов).

Мнение. Дмитрий Томашев, менеджер по продажам ООО «СтройТехРесурсы»:
– До конца 2008 года ситуация с поставкой спецтехники, грузовиков и автобусов оставалась хорошей, шли закупки самых разных образцов. Но с началом нынешнего года курс доллара просто взлетел, вскоре поднялись пошлины на спецтехнику, и в результате продажи буквально встали. В последнее время ситуация несколько улучшилась, но все же не по всем видам машин. Например, импорт небольшого крана на колесном пневматическом ходу себя оправдывает, а вот тяжелый кран с мощным двигателем или крупнотоннажный самосвал ввезти в Россию уже нерентабельно, поэтому такую технику практически не покупают. Говорить о прогнозах на будущее рынка спецтехники, думаю, рановато – показательными станут первые месяцы осени.

Николай Сивиль, АвтоАльянсТрак.JPGМнение. Николай Сивиль, генеральный директор ООО «Авто альянс трак»:
– В то время когда велось активное строительство и у предпринимателей был доступ к кредитам и возможность закупки техники через лизинговые компании, продажи самой разной спецтехники были высокими. Изменившаяся ситуация в экономике многих поставила в тяжелое положение, поэтому в течение нескольких месяцев продаж техники практически не было, но сейчас мы наблюдаем повышенный интерес у клиентов и наличие спроса. В основном хотят приобретать технику стоимостью до 1 миллиона рублей и комплектующие, например, навесное оборудование к экскаваторам и крановые установки. Пользуются спросом и запчасти. Хотя, если говорить о дорогостоящих образцах техники, спрос на них упал на 90-95 процентов по сравнению с докризисными показателями. Очень мало образцов уходит в другие российские регионы. Одна из причин – некоторые поставщики делают значительные скидки, но те, кто намерен работать на этом рынке и дальше, так поступить не могут. Иначе новой техники уже не завезти, и бизнес не будет рентабельным. А купить даже завезенные до повышения пошлин машины по действующим ценам способны далеко не все, ведь нет масштабного кредитования, да и строительная отрасль сейчас находится не в лучшем положении, значит, новой технике просто негде будет работать, окупать себя. В нашу компанию нередко обращаются с предложениями об аренде спецтехники. Такая услуга удобна и полезна для обеих сторон в том случае, когда машины берут на длительный срок, а вот краткосрочная эксплуатация владельцам техники невыгодна. Ради достойных заказов компании, продающие спецтехнику, готовы рассматривать такие варианты оплаты своих услуг, как рассрочка. Словом, все стараются найти выход из кризиса и продолжают работать.

А что в России?
Негативные настроения аналитиков склонили топ-менеджеров отечественных производителей к снижению планов выпуска спецтехники. Не остались в стороне от этой тенденции и дилеры зарубежных концернов. На момент подготовки материала «Автогид» располагал данными, характеризующими российский рынок спецтехники в первом полугодии 2009 года. По данным агентства «Пром-Маркетинг», по ряду видов техники объемы производства и импорта упали на порядок (включая перспективную китайскую продукцию), чего рынок нашей страны еще никогда не испытывал.

Производство строительной техники в России в I полугодии 2009 года в процентах в сравнении с I полугодием 2008-го

Вид техники

Колесные фронтальные погрузчики

21,4

Малогабаритные погрузчики (массой до 5 тонн)

51,0

Полноповоротные экскаваторы (массой до 100 тонн)

1,0

Экскаваторы-погрузчики (и экскаваторы-бульдозеры)

25,0

Гусеничные бульдозеры

29,0

Автогрейдеры

25,1

Автокраны

13,2  


Наименьший спад объемов производства отмечен в сегментах рынка специальной техники, к которым обращаются государственные и муниципальные заказчики – универсальные тракторы, катки, самосвалы, грейдеры и погрузчики с боковым поворотом. Но к тенденциям рынка такие данные фактически не относятся. Хотя последние новости из Минфина и тут не предвещают ничего хорошего: ведомство предлагает сократить расходы на выполнение федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» на ближайшие три года в 2,4 раза. Выходит, что госзаказ – тоже не панацея.

Динамика изменения импорта спецтехники в Россию в процентах (по отношению к I кварталу 2008 года)

Вид техники

II квартал 2008 года

III квартал 2008 года

IV квартал 2008 года

I квартал 2009 года

Экскаваторы, одноковшовые погрузчики и прочие механические лопаты

+97

+40

-8

-95

Автобетономешалки

+199

+93

-4

-80

Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, гусеничные, мощностью более 250 л.с.

+42

+46

53

-63

Машины трамбовочные и катки дорожные

+161

+67

-47

-65

Погрузчики одноковшовые фронтальные, специально разработанные для подземных работ

-23

+13

+38

-41

Прочие погрузчики одноковшовые фронтальные

+43

+35

-86

-86 


По данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), за первые пять месяцев нынешнего года через подведомственные ему терминалы в нашу страну было ввезено 235 автобусов и 1217 грузовиков. Несмотря на увеличившиеся ставки ввозных таможенных пошлин (до 4,4 евро за кубический сантиметр объема двигателя) на строительную спецтехнику (в частности, на автобетономешалки, машины для перекачки бетонного раствора, автобуровые и гидравлические автокраны грузоподъемностью менее 90 тонн), объемы импорта бывших в употреблении машин снизились не на порядок, а лишь на 65 процентов. Это свидетельствует о конкурентоспособности не только самого направления, но и подержанной техники, представленной теми же видами, что и новая. Повышение пошлин отрицательно сказалось не только на поставщиках и заказчиках спецмашин, грузовиков и автобусов, но и на российской казне. Так, с января по май 2009 года доходы, полученные ДВТУ от таможенной очистки автотранспорта и спецтехники, составили всего 3 млрд 155 млн рублей, хотя за тот же период 2008 года сумма составила 17 млрд 286 млн рублей.

Приморский аспект
В таких регионах, как Челябинская и Ростовская области, технику «особого назначения» производят. А Приморский край – одна из основных точек поставки подержанных и новых экземпляров из Японии, Южной Кореи и Китая. В дальневосточных городах производится полный комплекс предпродажных работ (на российских предприятиях это назвали бы «доводкой серийных образцов и конечным контролем»), действует ряд компаний по доставке техники в регионы и передаче ее заказчикам (по сути, дилерские сети с головными офисами во Владивостоке и других крупных городах). Наконец, из Приморья налажены поставки расходных материалов (скажем, покрышек для грейдеров и тросов для автокранов) для самых различных машин.

Импорт спецтехники через таможнии ДВТУ в период с 01.01.2008 по 30.06.2009. Информация предоставлена отделением по связям с общественностью Дальневосточного таможенного управления

Вид техники

II квартал 2008 года

III квартал 2008 года

IV квартал 2008 года

I квартал 2009 года

Экскаваторы, одноковшовые погрузчики и прочие механические лопаты

+97

+40

-8

-95

Автобетономешалки

+199

+93

-4

-80

Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, гусеничные, мощностью более 250 л.с.

+42

+46

53

-63

Машины трамбовочные и катки дорожные

+161

+67

-47

-65

Погрузчики одноковшовые фронтальные, специально разработанные для подземных работ

-23

+13

+38

-41

Прочие погрузчики одноковшовые фронтальные

+43

+35

-86

-86 


Огневский А.В.Мнение. Александр Огневский, пресс-секретарь ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя».
AG: «Дальневосточная дирекция Росстроя» – заказчик крупнейших строящихся в настоящее время объектов. Какое количество спецтехники используется подрядчиками в настоящее время?
– Если касаться вопроса о количестве техники, задействованной на строительстве объектов к Саммиту АТЭС – 2012, можно говорить о промежуточных результатах, потому что темп и объемы строек еще будут нарастать. Наиболее показательными примерами являются самые крупные стройки – возведение мостового перехода через пролив Босфор Восточный (мост на остров Русский) и работы по созданию в районе бухты Аякс на острове Русский Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Для работ на мосту на остров Русский задействовано свыше 500 единиц техники. Это в основном грузовики, бульдозеры, бетономешалки и экскаваторы, хотя есть и абсолютно эксклюзивные единичные экземпляры буровых машин, в том числе предназначенных для бурения грунтов в морской среде. В основном эти единичные экземпляры – это германская, японская и китайская техника. Только она обладает способность забуривать отверстия глубиной 75 метров и диаметром 2 метра. На строительстве ДВФУ сегодня работает уже более 200 единиц техники (включая асфальтоукладчики для реконструируемых дорог) и, по расчетам строителей, к концу года на Аяксе будет работать до 300 единиц техники. Количество техники на других объектах можно посчитать с некоторой степенью погрешности, потому что все зависит от этапа работ: в одном случае (на этапе создания фундамента и организации системы подъездных дорог к стройке) нужно больше экскаваторов и грузовиков, на другом – грейдеров, кранов и бетономешалок. Условно говоря, сегодня на остальных объектах Саммита АТЭС – 2012 (мост через Золотой Рог, реконструкция аэропорта Владивосток, реконструкция системы очистных сооружений Артемовского гидроузла, создание очистных сооружений Центрального планировочного района Владивостока, ремонт взлетно-посадочной полосы №1 аэропорта «Владивосток», создание пяти причалов грузового терминала на мысе Поспелова на острове Русский) работает еще как минимум 500 единиц техники. То есть совокупно на всех этих стройках работает уже около полутора тысяч единиц техники. Учитывая, что в 2010-2011 гг. стройки выйдут на пиковые нагрузки и одних рабочих только на острове Русский будет более 10 тысяч человек, количество техники возрастет до 2500-3000 единиц.
AG: В последнее время активно обсуждается тема поддержки отечественных производителей. Спецтехнике чьего производства отдают предпочтение подрядчики, с которыми работает Дирекция?
– Точного учета, сколько на стройках работает единиц российской и импортной техники, сегодня не ведется. Дело в том, что выполняющий работы подрядчик сам вправе решать, какой техникой пользоваться. Сегодня на всех стройках в больших количествах задействованы отечественные «КАМАЗы» и крановые установки «Клинцы». Для перевозки людей используются микроавтобусы «УАЗ», хорошо зарекомендовавшие себя в условиях бездорожья. Однако хватает и иностранной техники, в частности такой, у которой в России просто нет аналогов. Например, экскаваторы Komatsu обладают уникальной конструкцией выноса ковша с грузом на расстояние 8-10 метров, что позволяет в прибрежной полосе производить первичные дноуглубительные работы прямо с берега. Некоторые подрядчики активно используют китайские грузовики Howo. Сами строители объясняют использование китайских грузовиков тем, что автомобили и комплектующие для них достаточно дешевы, не потребляют большого количества топлива и не требуют серьезного ремонта. Действительно, сегодня можно говорить, что курс, взятый российским правительством, – поддержка отечественных автопроизводителей и производителей спецтехники – на стройках Саммита АТЭС уже воплощается, но… Иногда для проведения работ требуется совершенно эксклюзивная техника, аналогов которой нет не только в России, но и в мире. Например, при строительстве моста на остров Русский используется японская техника IHI – кроме японцев, ее никто не производит. Следовательно, при отсутствии российских аналогов приходится покупать ее. При реконструкции аэропорта «Владивосток» использовалась абсолютно уникальная машина, которая специальным ножом дробит бетон старой взлетно-посадочной полосы. Во всем мире таких машин всего 6 (!), одна из них была задействована во Владивостоке.
AG: Как производятся закупки спецтехники, которая работает на объектах, контролируемых Дирекцией? Как выглядит процедура списания техники?
– В любом случае, подрядчики и субподрядчики должны выполнить определенный объем работ в единицу времени с соблюдением всех требований качества. Вопрос о том, сколько человек будет задействовано на работах и кто будет производителем и поставщиком техники, не является очень принципиальным. Если говорить о техническом состоянии новой и бывшей в употреблении техники, то оно контролируется подразделениями Ростехнадзора и ГИБДД, без проверки которых машины не может начать работу. Многие подрядные организации, работающие на стройках Саммита АТЭС – 2012, просто перебрасывают собственную технику из других регионов сюда, в Приморье. Им нет смысла покупать ее здесь, так как это порождает потерю времени и необходимость продавать «старую» технику. Есть и такие, кто закупает ее здесь, в тех компаниях, которые являются местными дилерами спецтехники – российской и иностранной. Поскольку подрядчики – это частные компании, закон о госзакупках на них не распространяется. Но сами компании в целях поиска наиболее выгодных предложений по параметрам цена-качество вправе проводить котировки и торги по закупке техники. Это их право, и многие компании этим пользуются. Процедура списания устаревшей и вышедшей из оборота техники происходит одинаково на всех стройках, едва ли это стоит отдельного разговора – для Саммита АТЭС никто отдельной процедуры не придумывал. Списание техники – это комиссионное решение, касающиеся внутренней хозяйственной деятельности подрядчика. Некоторые стройки начались относительно недавно, поэтому говорить о фактах списания, продажи или утилизации старой техники сегодня преждевременно. Думаю, это будет актуально через 2-3 года. Никто не будет везти в другой регион изношенную технику – с точки зрения хозяйственной деятельности и экономики предприятия это абсурд.

Мнение. Константин Зданович, генеральный директор ООО «Траклайнер ДВ»:
– Ситуация с продажами американских грузовиков до наступления кризиса складывалась динамично. Техника активно ввозилась на территорию Приморского края как крупными и авторизованными представителями, так и небольшими компаниями и физическими лицами. И с таким же успехом продавалась. Темпы продаж шли прогрессивно вверх, причем при создании здоровой конкуренции цены не повышались, а понижались, чем были довольны покупатели. Дополнительно предлагался комплекс предпродажной подготовки и, по желанию покупателя, дальнейшего технического обслуживания в процессе эксплуатации. В новых экономических условиях изменилось все. Упали продажи техники, соответственно, и импорт стал почти равен нулю. Все: и продавцы, и покупатели – замерли в ожидании чуда. Но чуда не происходит. Курс валют также не радует. Объемы продаж и заказов запасных частей на американскую технику пропорционально продажам техники упали. В этом бизнесе все сбалансировано, как, наверное, и в жизни. Но жизнь продолжается, как продолжает функционировать и техника, которая была привезена до кризиса. Она работает и – как и любая другая – имеет свойство ломаться. Соответственно, и запчасти всегда будут пользоваться спросом. Правда, продажи ведутся уже по новым ценам в связи изменившимся курсом валют. Можно ли сделать прогноз по этому сегменту рынка американской техники на ближайшее время? Точного ответа на этот вопрос не даст никто. Но мое мнение, что скоро все мы привыкнем к изменившимся курсам валют и скачкам цен и будем продолжать жить и работать.

Спецтехника - от Огневского 1.JPG

Из вышесказанного следует, что на Дальнем Востоке есть своя специфика, и ситуация на местном рынке спецтехники отличается от общероссийской. Что это за отличия и каковы перспективы данного направления деятельности в Приморье, можно понять из коротких реплик представителей компаний, непосредственно связанных со спецтехникой.

Вира или майна?
Каковы прогнозы на ближайшее будущее российского рынка спецтехники? Аналитики считают, что дальнейших спадов не будет, мол, мы уже побывали на «дне», и теперь продажи техники начнут расти. Но лишь по мере восстановления экономики: будут задачи – будут и решения. Значит, вира?