29 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

А без них – никуда! Какой бывает спецтехника

Наверное, у каждого при слове «спецтехника» первым воображение рисует трактор. Каких только тихоходных и тяговитых машин не бывает! Это и колесные тракторы, встречающиеся на дорогах как тягачи тяжелых прицепов или носители различного навесного оборудования, и гусеничные машины, отличающиеся большей тягой и проходимостью от первых. Главное преимущество колесных тракторов – возможность их эксплуатации на асфальтированных дорогах, а вот на бездорожье подобная техника может и спасовать. Видимо, в поговорке «чем круче джип, тем дальше идти за трактором» речь идет о гусеничных образцах. Наряду с относительно универсальными машинами существуют и особые группы тракторов – сельскохозяйственные (они просто обязаны «уметь» стабильно ехать с минимальной скоростью и передавать часть мощности двигателя на специальное оборудование), трелевочные (эти предназначены для перевозки сваленных деревьев и отличаются передним расположением кабины) и промышленные (особо мощные образцы, становящиеся тягачами в строительных или землеройных агрегатах).

Пахотный трактор Renault, относящийся к сельскохозяйственным машинам
Пахотный трактор Renault, относящийся к сельскохозяйственным машинам

!Это интересно! Первым в мире трактором можно назвать паровой тягач, построенный британцем Уильямом Говардом в 1850 году. Это была колесная машина, а «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» – то есть, первый в мире гусеничный трактор, который тоже имел паровую тягу – был изобретен крестьянином Федором Блиновым, который в 1879 году даже получил соответствующую «привилегию», то есть, патент.

Например, трактор может буксировать скрепер – машину для послойного копания грунтов и перевозки породы теми же слоями в нужное место. Другой пример агрегата, который работает в паре с промышленным тягачом – грейдер, но мы привыкли видеть такую технику для выравнивания грунта, удаления снега с дорог или расчистки стройплощадок уже как самоходный образец спецтехники. Последние носят обозначение «автогрейдер», и их отвалы снабжены механическим или гидравлическим приводом, и поэтому имеют возможность подниматься.

Acco Grader 1980 года постройки - самый большой в мире
Итальянский Acco Grader 1980 года постройки - самый большой в мире


!
Это интересно! Самый большой в мире грейдер был построен в 1980 году итальянской компанией Umberto Acco в единственном экземпляре по заказу властей Ливии. Acco Grader приводится в движение двумя двигателями Caterpillar, один из которых (мощность – 1000 л.с.) находится в задней части «монстра», а второй, 700-сильный, располагается у передней оси. Вес машины – 160 тонн. Из-за действовавших в те годы ограничений на торговлю с Ливией грейдер так и остался на родине, и он до сих пор находится в эксплуатации.

К строительно-дорожной технике относятся также бульдозер и экскаватор. Бульдозер представляет собой машину для послойного копания и перемещения грунта, полезных ископаемых и различных материалов, и обычно строится на базе гусеничного трактора. Экскаваторы же (само его название происходит от латинского excavo, что означает «долблю») обычно строятся на уникальных самоходных шасси, реже – на базе тракторов (а небольшие образцы вообще размещают на базе грузовиков), рабочий «инструмент» представляет собой ковш, и они предназначены для разработки мягких или раздробленных твердых горных пород. Считается, что своим появлением экскаватор обязан активному строительству железнодорожных магистралей в начале 30-х годов XIX века (только подумайте: задолго до появления двигателей внутреннего сгорания!), а автором этой машины является американец Элиша Отис, который также прославил свое имя разработкой системы удержания лифта при обрыве троса. А наиболее редкой версией экскаватора является так называемый абзетцер – многоковшовая машина, задача которой – перемещать грунт по мере своего движения, подобно транспортерной ленте на конвейерах.

Экскаватор Cobelco New Holland.jpg
Экскаватор Cobelco New Holland

Подъемные краны бывают не только стационарными, что обычно используются при строительстве высотных зданий, но и установленными на автомобильном шасси (это – автокраны, к ним относятся и краны-манипуляторы, расширяющие функциональность обычных грузовиков) или на специально разработанной базе. Последние подъемные машины называют передвижными кранами, и они делятся на самоходные или прицепные, требующие для перестановки тягач.


!
Это интересно! Автором идеи снегоуборочной машины считается австриец Герберт Фриц, который в начале 80-х годов XIX века изобрел машину с механическим приводом – для приведения ее в действие требовалось крутить ручку, соединенную с валом очистителя. Идею развил соотечественник Фрица, академик Писсерман, «подаривший» механизму паровой двигатель. Дату первого испытания диковинки – 23 января 1885 года – часто называют днем рождения снегоуборочной машины.

Абзетцер - многоковшовый экскаватор.jpg
Абзетцер - редкий вид строительной техники

Мы уже упоминали о нескольких видах техники специального назначения, построенной на грузовых шасси, но кроме уже указанных автокранов и экскаваторов существуют и другие машины. Например, для выполнения монтажно-высотных работ применяют автовышки, то есть, грузовики со смонтированным гидравлическим оборудованием, стрелой и кабиной. Бензовозы, молоковозы и им подобные объединены в класс автомобилей-цистерн. Емкости для перевозки жидкостей, сжиженных газов или сыпучих веществ могут иметь даже прямоугольную форму. Размер цистерн обычно составляет 0,8-15 куб.м, значит, их можно ставить и на базу микрогрузовиков, что особо популярно в Японии. Другие примеры построенных на «грузовой» основе образцов – буровые установки и ассенизаторские машины.

Конечно, мы рассмотрели лишь незначительную долю существующей специальной техники, но постарались выделить образцы, знакомые каждому. Одни мы видим чуть ли не ежедневно, другие – обычно на экране телевизора. Но не стоит пугаться сложных названий машин, помогающих сделать нашу жизнь проще! Наоборот, нужно интересоваться этим сегментом механизмов. Без спецтехники в наше время никуда!