25 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Как продать непродаваемое

Не секрет, что результаты так называемых усилий российских властей, направленных вроде как на преодоление влияния кризиса на продажи отечественных автомобилей, оказались, мягко говоря, неутешительными. В первом полугодии сбыт легковых авто у нас в стране упал почти вдвое (764,9 тысячи штук против 1,48 миллиона штук за тот же период в прошлом году).

Нашему автопрому не помогли ни заградительные пошлины на ввоз подержанных иномарок, ни льготные условия автокредитования при покупке отечественного автомобиля стоимостью до 350 тысяч рублей. С апреля государство доплачивает банку две трети ставки рефинансирования Центробанка, а банк снижает для покупателя ставку – в среднем до 6,5%, но за три месяца действия по этой программе удалось продать лишь около 15 тысяч машин. По предложению Минпромторга в начале июля премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление об увеличении максимальной стоимости автомобилей, попадающих под действие программы льготного автокредитования, с 350-ти до 600 тысяч рублей. Более того, первоначальный взнос снижен с 30-ти до 15% от стоимости автомобиля, а срок погашения задолженности увеличен до трех лет. Так что теперь при покупке автомобиля стоимостью 600 тысяч рублей по льготной программе правительства России будет достаточно внести в кассу автосалона 90 тысяч рублей, а после можно ежемесячно выплачивать банку около 17 тысяч рублей. Сомнительно, что эта мера поможет тольяттинцам – слишком много усилий они приложили, чтобы дискредитировать качество своей продукции в глазах потенциального покупателя. Однако под действие программы теперь подпадают многие иномарки, собираемые на территории РФ, и это уже хорошо – по крайней мере, у покупателя появляется хоть какое-то подобие выбора.

Между тем далеко не во всех странах финансовый кризис столь драматично сказался на авторынке. Лучше всего обстоят дела в Германии, где рост продаж автомобилей наблюдается уже три месяца подряд (а ведь в прошлом году мы наступали им на пятки – российский авторынок должен был вот-вот по объемам продаж обогнать рынок ФРГ). Немцы оказались пионерами системы премирования покупателя – все желающие получают компенсацию в размере 2500 евро за сдачу в утиль старой машины при покупке новой. Аналогичные программы «компенсации за сдачу в утиль» теперь приняты во Франции (правда, премия здесь – 1000 евро), в Великобритании (2000 фунтов стерлингов).

А в Италии выплата премии обусловлена покупкой вместо утилизированной старой машины новой с двигателем, уровень токсичных выбросов которого более низок, – на Апеннинах таким образом решили использовать ситуацию для улучшения экологической обстановки. Сейчас уже в большинстве крупных европейских стран действуют правительственные программы, предусматривающие выплаты бонусов за сдачу старого автомобиля в утиль и покупку нового. Видимо, оценив этот положительный опыт, власти ряда государств решили пойти по такому же пути. Так, канадское правительство намерено рассмотреть программу премирования покупателей новых автомобилей, которые сдают свои старые машины в утиль. А в США сенат уже одобрил программу премирования покупателей, и с августа американцы будут получать по 3500-4500 долларов за сданные в утиль машины при условии покупки нового авто. Причем заокеанская сверхдержава решила использовать ситуацию для борьбы за экономию топлива. Так, 4500 долларов получат те, кто сдаст старую машину в утиль и купит взамен нее новую, способную проехать на одном галлоне топлива (3,7 литра) на 10 миль (16 километров) больше. То есть, чтобы получить такую премию, сдав в утиль авто с расходом топлива 12 литров на «сотню», нужно купить малолитражку, расходующую на такой же отрезок пути около восьми литров горючего. А 3500 долларов получат те, кто сдаст в утиль легковой автомобиль с расходом до 13 литров на сто километров пути, а купит машину, сжигающую не более 10,5 литра топлива на «сотню».

В эффективности программы «премия за утиль» уверены и эксперты. Специалисты международной исследовательской компании J.D. Power Automotive Forecasting, основываясь на данных по продажам за первые шесть месяцев текущего года, предсказывают, что в 2009 году в Западной Европе будет продано 13,33 миллиона новых автомобилей, что всего на 1,7 процента меньше, чем годом ранее (13,56 миллиона машин). Крупнейшим европейским рынком, согласно их прогнозам, станет Германия – предполагается, что здесь будет продано около четырех миллионов авто. Это станет новым рекордом немецкого авторынка. Однако специалисты этой же компании считают, что уже в 2010 году ситуация может кардинально измениться – в большинстве стран Европы закончится действие правительственных субсидий на покупку новых автомобилей, и сохранить спрос на нынешнем уровне в этом случае будет невозможно. Отмена льгот повлечет за собой негативные последствия для всего рынка. Таким образом, нельзя исключить, что европейским правительствам, чтобы избежать такого сценария, придется продлить действие таких программ. На какой период? Время покажет… Во всяком случае, любое движение на рынке лучше, чем его застой.