4 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Автомобильный прокат. В мире, России и Владивостоке

От «Форда» к «Жигулям» и обратно
Неудивительно, что прокат автомобилей возник в Америке. Где еще появиться такой услуге, как не в самой автомобильной стране мира? Едва Генри Форд выкатил за ворота завода свой первый «народный автомобиль» «Форд Т», как предприимчивые земляки сообразили: новика сулит немалые выгоды. И принялись за дело. Пионерами были Джо Саундерс из штата Небраска, в 1916 году ставший сдавать в аренду всем желающим свой «фордик» из расчета 10 центов за милю, и Уолтер Джекобс, в 1918 году начавший свой бизнес в Чикаго с 12-ю машинами. Но больше других преуспел Джон Дэниэл Херц. Его подход к эксплуатации автомобиля принес ему, наряду с миллиардными барышами, восхищение современников и потомков. Херц двигался несколькими путями. Ему первому пришла в голову идея предлагать постоянным клиентам возвращать старую машину, а ее стоимость засчитывать при покупке новой. Среди предприимчивых американцев эта услуга быстро стала популярной. Именно Херц сделал услугу такси доступной для всех желающих, превратив автомобиль из предмета роскоши в один из самых комфортных видов общественного транспорта.

Автомобильный прокат

Кстати, желтый цвет таксомоторов – тоже находка Джона Херца. Для своего времени этот маркетинговый ход считался революционным. Но он себя оправдал – яркие цвета «моторов» на сером фоне стен и тротуаров бросались в глаза потенциальному пассажиру. Перекупив в 1923 году компанию у Джекобса, Херц, зная все сильные и слабые стороны таксомоторов, смог довести модель прокатного бизнеса до совершенства.

Историю российского прокатного бизнеса обычно делят на два этапа. Первый начался по возвращении Хрущева из поездки по США. Никиту Сергеевича так впечатлили достижения американцев в деле автомобилизации, что он немедленно распорядился наладить систему проката и у нас в стране. Активность, с какой приступили к организации таких пунктов, впечатляла. Быстро появились предприятия, предлагавшие гражданам на выбор свадебные машины с водителем или обычные, но без водителя. Как нередко бывает, хорошая идея разрушилась о быт. Дефицит всего и вся подвигал сообразительных соотечественников снимать новые запчасти с арендованных машин и менять их на старые, со своих. Что не способствовало развитию государственного «бизнеса».

Стартом второго этапа можно считать конец 1980-х. Тогда одно из подразделений «Интуриста» стало предлагать услугу проката личного авто приезжим иностранцам. Появились и первые частные прокатные компании. Но по-настоящему массовым этот бизнес стал после кризиса 1998 года, когда отечественные бизнесмены обратили внимание на сферу услуг, в том числе и автомобильных. Сегодняшний оборот рынка прокатных услуг аналитики оценивают приблизительно в 60 млн долларов в год, а количество задействованных автомобилей в – 3500 машин. Для сравнения – в Америке парк прокатных машин составляет около 2 млн единиц…

Автомобильный прокат

Самый автомобильный
А что творится в самом автомобильном городе России, которым не без основания считают Владивосток? По словам сотрудников прокатных компаний, спрос на прокат авто зачастую значительно превышает предложение. Правда, такая ситуация складывается зачастую только летом, когда количество алкающих солнечных и водных процедур вырастает в разы. Именно они – курортники и отдыхающие – и составляют основную группу потребителей прокатных услуг. Остальное приходится на оставшихся «без колес» бизнесменов, командированных и прочих гостей нашего города. А еще тех, кто присматривается к той или иной машине для себя и желает проверить ее «в деле». Но есть у Владивостока и своя морская специфика. Часть клиентов прокатных фирм – это моряки и рыбаки. Почему же они, имея финансовые возможности приобрести собственное авто, предпочитают прокатные? Очень просто. Отсутствуя большую часть времени на суше и не пользуясь машиной постоянно, они избавляются от необходимости проходить техосмотры, следить за ее исправным состоянием, платить налоги и страховки, заботиться об охране.

Кстати, эти причины являются основными практически для всех клиентов проката. Ведь помимо того, что клиент избавлен от «головняка» с оформлением «бумажек», он еще и имеет возможность выбрать машину для конкретного случая. Для повседневных дел подойдет что-нибудь экономичное и недорогое, для встречи значимого клиента в аэропорту – пафосное и роскошное, для освоения «маршрута выходного дня» – внедорожное и тяговитое. Между прочим, оценив преимущества и возможности проката, клиентами таких компаний становится все больше организаций. Поскольку отпадает потребность содержать свой собственный парк, а затраты все равно будут закладываться в стоимость продукта. И оплатит их покупатель.

Автомобильный прокат

Суровая реальность
Картина прокатного благоденствия во Владивостоке при ближайшем рассмотрении представляется более шероховатой. У компаний достаточно проблем – за зиму немалое количество «прокатчиков» свернули свою деятельность. Оставшиеся признают: бизнес во многом сезонный. Несмотря на то что скидки на автомобили в зиму-осень весьма существенные и доходят до 40 процентов. Плюс разные бонусы и льготы. И все же основная работа идет летом, когда арендуют ВСЕ имеющиеся в наличие машины, а за теми, что освободятся, выстраиваются очереди.

Результат – тут же появляются фирмы-однодневки, главная задача которых – «срубить капусты» и бесследно исчезнуть. Оставив после себя недоумение и откровенное разочарование обманутых в своих ожиданиях клиентов. Вообще «дикий» рынок прокатных услуг – тема отдельного разговора. Машины для «эх, прокатиться» в городе предоставляют порядка 15-18 компаний. Из них, по мнению компетентных людей, серьезно к делу подходит от силы четвертая часть. Это по-настоящему солидные предприятия, имеющие многочисленный парк машин, грамотный персонал, «раскрученное» имя и авторитет, наработанный годами безупречной работы. Услуги их не дешевы, но цена на них включает в себя, помимо стоимости амортизации самого автомобиля и работ по его подготовке «к бою и походу», еще и страховку. Вот она-то и является основным отличием компаний, стремящихся вести цивилизованный бизнес, от «полудиких» коллег. Последние не обременяют себя страхованием машин, что позволяет им значительно снижать цены. Результат – клиент в надежде сэкономить идет в такую компанию. И, не особо вчитываясь в договор аренды, подписывает его. Становясь счастливым обладателем машины, а заодно и ответственным за все, что может случиться с ним и автомобилем.

А случиться может многое. Ведь те же полуподпольные прокатчики к вопросу поддержания своих авто в технически исправном состоянии относятся так же… творчески. То есть не заморачиваются подобными вопросами. Предоставляя клиенту «разруливать» дорожные ситуации, возникшие по вине вышедшего из строя автомобиля, самостоятельно. Ведь договор зачастую предполагает полную ответственность арендатора за машину. Результат – попавший в ДТП клиент может рассчитывать лишь на себя. И свои деньги, которые он хотел сохранить таким образом. Известен случай, когда у прокатного автомобиля отказали тормоза и он плавно въехал в стоящий перед ним грузовик. Хорошо не в «Лексус» или «Инфинити». У солидных компаний страховка КАСКО – обязательная (и очень значительная). Эта статья расходов сразу повышает стоимость аренды.

Избавляя клиента и компанию от многих проблем в будущем. Даже в случае тяжелой аварии, когда машина не подлежит восстановлению, клиент теряет только сумму залога (6-8 тысяч рублей). А прокатчику ущерб восполняет страховая компания. Почему же все не страхуют машины, перекладывая ответственность на страховщиков? Потому что страховщики не горят желанием взваливать на себя такой тяжелый груз. Ведь машины прокатной компании находятся в зоне серьезного риска. И дело не только в возможных авариях (при том что клиентами компании становятся люди с разными водительскими навыками), но и в возможности угона. В среднем одну машину в течение года «юзает» не одна сотня клиентов. А если машин у компании десять или двадцать? Достаточно одного-двух непорядочных и умелых, способных сделать дубликат ключа, чтобы угон машины (а то и не одной!) стал реальностью. И кошмаром для страховой компании. Не удивительно, что страховщики осторожно подходят к работе с прокатчиками. Чести быть застрахованными удостаиваются лишь прокатные фирмы, чья многолетняя статистика внушает доверие, возможность платить – уважение, а желание работать на перспективу находит поддержку.

Автомобильный прокат

На чем будем ездить?
Весомая статья расходов серьезных прокатных компаний – обновление парка машин. Еще год-два назад проблем с этим не возникало – Япония рядом, схема доставки «праворулек» отработана. Нововведения российской власти осложнили и без того не простое положение прокатчиков. По какому пути они пойдут, пока не известно. Первый шаг в этом направлении – плавный переход на «леворукие» авто. Увы, их ограниченный выбор не способствует решению вопроса. При том что «правильные» автомобили корейского и американского производства также не новы. Отечественные малолитражки не рассматриваются даже на перспективу. И дело здесь даже не в воспетом в анекдотах качестве российской сборки. А в наличии на «россиянах»… коробки передач. Избалованные «автоматом» владивостокцы не желают пользоваться чем-то другим. Да и холмистый рельеф, равно как и демократичность поведения водителей на улицах «города нашенского», не располагают к «коробке». Спасти ситуацию могли бы дилеры известных брендов, предоставив автомобили прокатным компаниям на условиях лизинга. Увы, и здесь не все гладко. Новая машина изначально дороже «бэушной» и предполагает для своего содержания оригинальные (тоже очень недешевые!) запчасти. Несложно предположить, что стоимость аренды в таких условиях станет неподъемной для подавляющего большинства.

Да и дилерские центры во Владивостоке можно сосчитать по пальцам. В общем, вопросов больше чем ответов. Тем не менее прокатчики уверены, что рынок таких услуг медленно, но верно примет цивилизованные формы. Хотя бы потому, что клиенты в большинстве начинают понимать, что дешевое хорошим не бывает. И русский авось все чаще уступает место взвешенной оценке происходящего и вдумчивому анализу предлагаемого. Иностранцы, при всей их прижимистости, давно предпочитают платить больше, но за лучшие условия. Что может обеспечить лишь по-настоящему солидная, дорожащая репутацией компания, стремящаяся учесть все форс-мажоры. «Дикий» рынок, хочется верить, рано или поздно станет историей. Или не станет?! Ведь в России всегда хватало рисковых людей, а также любителей «бесплатного» сыра. Которые могут попробовать его вкус уже сегодня. И задуматься…

Евгений АндрейчукМнение специалиста. Евгений Андрейчук, менеджер компании «Рента-Восток»
Корр.: Существует ли конкуренция между компаниями-прокатчиками?
– Существует, и она нездоровая, поскольку нет порядка. Компаний в городе много (откройте «Дальпресс» – не меньше 15-ти). Но 80 процентов из них работают на свой страх и риск. Стабильных компаний две-три. Условия договора аренды у них похожи, цены близкие. Ведь стоимость проката исчисляется из стоимости самой машины, страховых взносов и зарплаты персонала. И по этой причине она приблизительно равная у всех компаний. Но в прокате такого нет, можно найти машину за 600 рублей. У нас же самая дешевая – 1000 рублей.
Корр.: Почему так происходит?
– Все серьезные компании машины страхуют по КАСКО. Другие компании эти деньги жалеют и стоимость страховки кладут себе в карман. Отсюда и дешевизна.
Корр.: Если говорить о популярности типов и марок – что востребовано больше?
– Машина, доступная для кошелька, не очень большая, объемом полтора литра («Тойота Королла») и малолитражки. Машины классом повыше и объемом побольше (джипы, спорты) будут много простаивать в компании-арендодателе. К примеру, за месяц «Платц» или «Витц» отработают дней 25-28, а большая машина – 5-10. На нее нужен свой клиент.
Корр.: Есть ли тенденции к стабилизации рынка или он так и будет диким?
– Порядок нужно наводить. И еще: все исправит время. Не знаю сколько. Тема должна изжить себя сама. Если клиенты будут «попадать», машины будут разбиваться – люди поймут, что заниматься этим нецелесообразно.

Алексей УнгвицкийМнение специалиста. Алексей Унгвицкий, директор по маркетингу компаний VladRent
Корр.: Насколько востребован прокат автомобилей во Владивостоке?

– Растет с каждым годом. Люди узнают, что такое прокат. Как во Владивостоке, так и обращаясь в прокаты по всему миру. Поскольку видят для себя в этом положительные стороны.
Корр.: Существует ли какая-то статистика такого роста?
– Все субъективно. За зиму много прокатных компаний закрылось. У нас зима была удачной, но это индивидуальная работа. Многим компаниям, которые открываются, кажется, что все очень просто: машина стоит столько-то, аренда – столько-то. Умножается на количество автомобилей, и получается прибыль. На самом деле все сложнее. Нужно много вкладывать, плюс скрытые издержки.
Корр.: Рынок в городе и вправду «дикий»?
– Это присутствует. И это характеризует рынок Владивостока даже в большей степени, чем рынки других городов. Где-то доля насыщения прокатных услуг меньше, но качество – выше. Такой разницы в ценах, как здесь, нет нигде. Машину можно найти и за 300 рублей, а можно взять за 4-5 тысяч! Такой вилки нет ни в одном городе.
Корр.: Какие тенденции во Владивостоке – дальнейшее «одичание» рынка или его цивилизация?
– Здесь прямая зависимость прокатного рынка от состояния автомобильного рынка в целом. «Конструкторы», «распилы», машины под документы – как долго это будет продолжаться? Поскольку все автомобили берутся либо из Японии, либо со вторичного рынка. Будет постепенное вымывание старых машин, которые будут вытесняться новыми. И постепенно будет меняться структура предложений. Тенденция к тому, что рынок потихоньку будет приходить в цивилизованное русло. Но сколько этот процесс будет длиться? Думаю, что во Владивостоке это будет дольше, чем в других городах России.