25 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Владивосток: 148 лет в сумраке

В первые десятилетия жизни Владивосток не то что уличных фонарей (газовых, конечно, – электрическое освещение придумали гораздо позже), но даже улиц не имел! Вместо них по оврагам и склонам сопок пролегали обычные тропинки и просеки, связывающие между собой немногочисленные жилые и городские здания. Только через 12 лет, после основания города, люди смогли увидеть первое уличное освещение.

Но, как ни странно, никакого отношения местная власть к нему не имела. Просто несколько домовладельцев, проявив инициативу, в 1872 г. обзавелись специальными керосиновыми фонарями, которые вечерами вывешивали на воротах своих домов, чтобы облегчить припозднившимся жителям возвращение в свои жилища. Но даже когда Владивостоку исполнилось 20 лет и его возвели в ранг города, ничего не изменилось. До уличного освещения руки администрации по-прежнему не доходили.

А что теперь?
Известно, что большинство преступлений совершаются в темное время суток, когда на улицах практически не бывает свидетелей, да и разглядеть кого-либо в полумраке издалека вряд ли получится. Помимо этого, опасность для человеческой жизни ночью представляют и такие банальные вещи, как открытые канализационный люки, провалившийся асфальт и зимнее обледенение. Люди в темноте ломают ноги и руки, проваливаются в ямы, а некоторые особенно темные уголки города в народе окрестили «раздевалками». И на первый взгляд кажется, что никому до всего этого безобразия нет дела. Рано утром и поздно вечером многим путь к дому приходится искать на ощупь. Особенно это касается спальных районов, где хоть какой-то свет виднеется только от прожекторов автостоянок. Благо в наше время их не так уж мало.

Справка Ambox.ru

ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

4.6. Наружное освещение

4.6.1. Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

4.6.2. Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк.

4.6.3. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

4.6.4. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях – менее 50 ед./ч.

4.6.5. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.


Что касается автомобильных дорог, то здесь ситуация не лучше. Существенная часть из них никак не освещается. В таком случае человека за рулем значительно сильнее слепит свет встречных автомобилей, да и взгляд направлен на асфальт, вернее, на ямы под колесами, а не вдаль. Так что заметить выскочившего на проезжую часть пешехода случается слишком поздно – не затормозить. Почему Владивосток, за исключением центральных улиц, ночью погружается во мрак? Почему после 24.00 часов отключается значительная часть уличного освещения? Львиная доля серьезных дорожно-транспортных происшествий, последствия которых зачастую приводят к летальному исходу, происходят в темное время суток. Людей изо дня в день насмерть сбивают автомобили. Неужели ничего с этим нельзя сделать? Неужели такая экономия на электричестве и лампах действительно нам нужна? Почему в Хабаровске, да и даже в близком к нам Уссурийске все намного цивилизованнее? Вопросы остаются без ответа.

Зачастую водителям и пешеходам в темноте стоит расчитывать только на свет фар. И на удачу...
Зачастую водителям и пешеходам в темноте стоит расчитывать только на свет фар. И на удачу...

Кстати, зачастую фонари горят днем, просто сжигая драгоценную во всех смыслах энергию. Это, конечно, может объясняться тем, что в это время улицу объезжают бригады: электромонтеры вскрывают светильники, проверяют наличие ламп – может, что-то надо забрать в ремонт. Но всегда ли это так? Каждый из нас на этот счет имеет собственное мнение.

Справка Ambox.ru
Закон Приморского края «Об административных нарушениях в Приморском крае». Статья 15: Непринятие мер по обеспечению наружного освещения. «Непринятие мер по обеспечению в темное время суток наружного освещения улиц, придомовых территорий и лестничных площадок в подъездах домов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда».

Мнение. За комментариям по данному вопросу, корреспондент AG обратился к сотруднику отдела работы со СМИ администрации Приморского края Валерии Кожухарь.
AG: Как, на ваш взгляд, обстоят дела с уличным освещением города Владивостока?
– Все мы понимаем, что в плане освещения наш город далеко не идеален, но администрация города всеми силами борется со сложившейся обстановкой. В настоящее время реализовываются программы, подписанные главой нашего города, направленные на улучшение качества освещения на улицах и дорогах Владивостока. Перед подрядчиком поставлены определенные нормы. Новое освещение появляется минимум на двух улицах в неделю. К новому году планируется осветить еще не менее 30 улиц. Также особое внимание уделяется пришкольным территориям и местам, где наблюдается повышенная проходимость людей, внутриквартальным территориям, дабы обезопасить жизнь горожан от разного рода негативных проявлений – краж, грабежей, нападений, угонов транспорта, вытаптывания клумб, порчи подъездов и т.д.
AG: А по какой причине после 12 часов ночи отключается свет на многих улицах города? Ведь по закону освещение должно отключаться только утром. Это делается в целях экономии средств?
– Я впервые слышу данную информацию, поэтому причины назвать не могу. Думаю, вам лучше обратиться к подрядчику – ООО «Горсвет».

Мнение. Несмотря на многочисленные и настойчивые попытки журналистов AG, выйти на руководителей Горсвета так и не получилось. Дать ответы на наши вопросы согласился лишь старший мастер организации Евгений Никифоров.
AG: По какой причине владивостокские улицы столь мало освещены?
– Мы обслуживаем 370 км электросетей, в нашем хозяйстве – 250 улиц, парки, скверы и подземные переходы, а людей работает очень мало (причина заключается в маленькой заработной плате). Наша бригада электромонтеров выходит для работы на улицы города каждый день, но на установку новых фонарей практически не хватает времени, еле успеваем восстанавливать поломанные. К примеру, только в День города вандалами было разбито десять светильников и перекошено 18 фонарных столбов. Каждый день автомобилисты сбивают световые опоры, а восстанавливать опять же приходится нам.
AG: А как обстоят дела с бюджетом, направленным на данные нужды?
– В 2007 г. на текущий ремонт и обслуживание владивостокских фонарей мэрия выделяла нам 33 млн 980 тыс. рублей. 70% этой суммы перечислилось Дальэнергосбыту за электроэнергию. 17 млн 481 тыс. рублей. было выделено на капитальный ремонт и строительство новых сетей, которых в текущем году построено 11 км. Между тем, по оценкам специалистов, городу нужно в течение 5-6 лет тратить на освещение не менее 150 млн рублей, только тогда проблема будет решена. В нынешнем году средств тоже катастрофически не хватает. Быть со светом нынче дорого. 1 километр линий электропередач с готовым уличным освещением стоит около 1 000 000 рублей. Оборудование для ремонта довольно дорогостоящее. Чтобы привести в порядок это световое хозяйство, которым в городе серьезно не занимались 15 лет, необходимы серьезные финансовые вложения.
AG: По какой причине после 12 часов ночи отключается свет на многих улицах города? Это делается в целях экономии средств?
– По установленным нормам, уличные фонари на городских улицах должны гореть приблизительно с десяти вечера до восьми утра. Причем с полуночи до рассвета они переводятся на экономный режим, при котором расходуется лишь 30% электроэнергии. Одна из основных задач – экономия электроэнергии, которая идет на уличное освещение. С этим ничего не поделаешь.