3 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Ударим ГОСТом по автодорожью

Как Владивосток без правого руля, весна без снега, а зима без грязи, немыслимы для нас дороги без проблем, а управление автомобилем – без навыков фигурного вождения. Ямы были всегда, дороги появились много позже. На следующем этапе эволюции ямы должны исчезнуть, оставив нам девственно чистую проезжую часть. Для этого государство разработало четкие требования к строительству и содержанию дорог.

Занятное чтиво
Под скучным названием ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» скрывается довольно любопытная вещь, достойная внимания автолюбителей и пешеходов, уставших от бездорожья. Из документа следует, что не каждую помеху на дороге нужно считать ловушкой, расставленной для вас. Те ямы, трещины и выбоины, что не дотягивают до определенного стандарта, надлежит принимать за норму. Но если параметры дорожного недостатка превышают указанные в ГОСТе размеры, движение на данном участке дороги должно быть временно ограничено, вплоть до полного его запрета.

Это интересно! ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы»
3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5см.
3.1.8 Формирование снежных валов не допускается: - на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне; - ближе 5 метров от пешеходного перехода; - ближе 20 метров от остановочного пункта общественного транспорта; - на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; - на тротуарах.
3.1.10 Не допускается отклонение крышки люка смотрового колодца относительно уровня покрытия более 2,0 см.
3.1.11 Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.
3.2.1 Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
4.1.1 Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
4.2.2 Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток.
4.6.3 Доля действующих светильников (наружного освещения) должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
4.6.4 Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./час и транспортных средств в обоих направлениях – менее 50 ед./час.

Мнение. Александр Стародубцев, водитель:
– Я считаю, что по ГОСТу у нас не проходит ни одна дорога. К примеру, на участке дороги от Сахарного ключа до «Мерседес-центра» нет наружного освещения – ни одного фонаря. Следовательно, в темное время суток не видны пешеходные переходы, и потому здесь едва ли не ежедневно сбивают людей. Обычно насмерть. Но главная проблема городских дорог, как я считаю – отсутствие действующих ливневок. Владивосток при строительстве не был рассчитан на такое количество автомобилей. Дороги строили узкие, и сейчас, после их расширения, ливневки оказываются посреди проезжей части. Возможно, поэтому в тех местах постоянные провалы асфальта. Не секрет, что качество дорог и отсутствие разметки негативно сказывается на безопасности дорожного движения. Автолюбителям приходится идти на нарушение правил в целях сохранности своего «четырехколесного». Это особенно заметно там, где провалы на дорогах вынуждают водителей двигаться по встречной полосе – своя подвеска, как говорится, «ближе к телу». Но, по закону подлости, такой маневр не остается незамеченным. Сотрудники ГИБДД всегда на страже порядка.

Роман Поднебеский
Мнение. Роман Поднебеский, заместитель директора ООО «Правовой компетент»:
– Если вас остановили за нарушение Правил дорожного движения при том, что причиной правонарушения послужило плохое состояние дорог, отстаивайте свою правоту! Во-первых, не забудьте зафиксировать пресловутую помеху на дороге – будь то яма или открытый люк. На фото обязательно должна быть видна машина ГИБДД. Чтобы доказать, что протокол был выписан именно в это время. Во-вторых, обязательно составьте объяснительную. В ней подробно расскажите о том, что обогнуть яму не было возможности, потому пришлось объезжать ее по встречной полосе. Не забывайте о своих правах. Статья 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях гласит: «Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица». Выписанное сотрудником ГИБДД постановление можно обжаловать в вышестоящей организации или в суде. Но сделать это нужно до того, как вы оплатите штраф! Правда, для грамотного составления документов вам понадобится помощь юриста. Консультации обходятся довольно дорого, потому большинство водителей, к сожалению, предпочитают оплатить 100-500 рублей штрафа и не отстаивать свои права в суде.

За всё в ответе?
Где же искать этих пресловутых «дорожников», по вине которых мы имеем лишние сантиметры ненормативной ямы и вечно разинутое нутро колодца посреди дороги? Оказывается, искать нужно не «дорожников», которых каждый автомобилист клянет почем зря. Обращаться следует к правоохранительным органам.

В соответствии со ст. 10 «Закона о милиции», контроль за состоянием автомобильных дорог возложен на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. В ГИБДД есть специальное отделение дорожной инспекции и организации движения, инспекторы которого выявляют на дороге «неформатные» ямы, открытые люки, разбитые ливневки и прочие недостатки дорожной сети.

Олег Белый
Мнение. Олег Белый, старший государственный инспектор дорожного надзора ПДПС ГИБДД УВД по городу Владивостоку:
– У нас есть несколько источников поступления информации. О проблемах на дорогах сообщают постовые милиционеры и инспекторы ДПС, выезжающие на место аварии. В дежурную часть звонят граждане – пешеходы и автомобилисты. Много звонков от населения зимой – люди жалуются на снежные заносы и наледь на дорогах. Летом информацию о ямах, открытых люках и разбитых ливневых решетках передают, в основном, сотрудники милиции. В дежурной части сообщения заносятся в специальный журнал учета. Каждое утро записи обрабатываются и информация передается организациям, которые занимаются содержанием дороги. Пять компаний, выигравших в этом году тендер, распределены по районам города, и каждая получает свое предписание от ГИБДД. В зависимости от категории дороги, от характера и силы повреждений определяется срок устранения неполадок – от 5-ти до 10 суток. В соответствии с ГОСТом.
В предписании указан адрес и телефон, по которому организация в определенный срок должна сообщить в ГИБДД об устранении недостатков. Но обычно мы сами выезжаем на место с проверкой. Если работа не выполнена, составляется протокол по статье 19.5 КоАП РФ – невыполнение в срок законного предписания, и дело направляется в суд. Согласно ст. 12.34 КоАП РФ, за несоблюдение правил содержания дорог инспектор без предписания и отложенных сроков на месте может вынести постановление по делу об административном правонарушении. Руководитель дорожной службы в таком случае облагается штрафом в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей.

Как дОроги дорОги
В 2003 году взамен отмененного дорожного налога в России появился транспортный налог, взимаемый с владельца каждого транспортного средства. Срок уплаты транспортного налога в этом году истек 2 марта. Согласно ст. 119 НК РФ, за каждый день просрочки платежа автовладельцу начисляется пеня. К тому же, налоговый орган вправе подать исковое заявление в суд на взыскание налога в принудительном порядке. Так что хочешь – не хочешь, а территориальный дорожный фонд, основным источником которого являются эти самые деньги, пополнять приходится. Другое дело, что, ежегодно выплачивая официальный транспортный налог, автолюбители тратят гораздо бОльшие суммы на восстановление своих автомобилей после пробега по владивостокским дорогам. Во сколько обходится автовладельцу этот неофициальный транспортный налог, известно лишь ему да работникам автосервиса.

Александр Соболев
Мнение. Александр Соболев, технический директор компании Nippon Auto:
– Все владельцы относятся к своим авто по-разному. Одни ямы замечают, другие – нет. Кто-то, поймав небольшую выбоину, сразу едет в автосервис, чтобы произвести осмотр подвески, а кто-то игнорирует случившееся. Не так просто вычислить, какая именно часть автомашин в нашем городе страдает из-за некачественных дорог. Но можно сопоставить состояние б/у машин, прибывших из Японии, с состоянием таких же, но побегавших по нашим дорогам.
Специалисты автосервиса легко различают такие авто. Имеется так называемый стандартный набор неисправностей, полученных в результате эксплуатации автомобиля. К примеру, разрушенная втулка стабилизатора, изношенные сайлент-блоки обычно встречаются у машин с «заграничным» пробегом. Когда мы видим пробитые стойки, погнутые рычаги, вышедшие из строя рулевые тяги, становится понятно, что машина эксплуатировалась на наших дорогах.

Ремонт каждого повреждения автолюбителю обходится в копеечку. Особенно заметно это в свете последних событий, приведших к ощутимым финансовым изменениям. Так где же те деньги, возмущаются граждане, которые выделены на ремонт дорог? По сообщению пресс-службы администрации Владивостока, в бюджете города на 2009 год предусмотрены следующие суммы: 70 млн. рублей на текущий ремонт дорог и 30 млн. – на аварийно-восстановительный (так называемый «ямочный»). Первые работы по ремонту дорог начались, как только установилась плюсовая температура воздуха.

Сергей Александров
Мнение. Сергей Александров, Начальник отдела подготовки проектов по управлению содержания жилищного фонда и городских территорий администрации г. Владивостока:
– 18 млн. рублей из выделенных денег уже израсходовано. Оставшиеся 82 млн распланированы на текущий, аварийно-восстановительный ремонт. Привести же все дороги к необходимому стандарту в данной ситуации физически невозможно. Причин несколько. Во-первых, существующие нормативы не учитывают уже имеющееся основание дорог. То, что закладывалось при строительстве, не было предназначено для такого количества машин. Не удивительно, что такой нагрузки старый «фундамент» не выдерживает. Для сравнения, новое бетонное основание – к примеру, дорога на проспекте 100 лет Владивостоку, ведет себя хорошо, несмотря на большой грузопоток, и потому не требует постоянного глобального ремонта. Текущего аварийно-восстановительного вполне хватает.
Во-вторых, при расчете суммы, выделяемой из бюджета, не было учтено разрушение бетонных бордюров, тротуаров и разделительных полос. Бордюры, уложенные 15 лет назад, к примеру, в районе улицы Суханова, на Народном и Океанском проспектах, отслужили свой срок и теперь пришли в негодность. Ремонту не подлежат. Их предстоит менять на каменные, гранитные, т.е. выполненные из долговечного материала. Но это стоит очень больших денег. А их катастрофически не хватает. Но вопрос стоит не в том, достаточно или недостаточно городского бюджета для поддержания дорог в надлежащем состоянии. Главой администрации поставлена задача – качественно содержать дороги на имеющиеся средства. Для этого нам нужно правильно организовать работу: удешевить производство путем уменьшения себестоимости работ, увеличить производительность труда, усилить контроль за качеством поставляемого материала, более эффективно распределять имеющиеся средства. Когда эта работа будет полностью проведена, тогда средств будет хватать, а дороги станут более качественными.

!
Это интересно! Если некачественное покрытие дороги привело к дорожно-транспортному происшествию, часть ответственности можно возложить на дорожные службы. Но сделать это можно только в судебном порядке. Если уж вы твердо решили добиться справедливости, помните о мелочах.
1. Первое, что нужно сделать, оказавшись в подобной ситуации, – вызвать ГИБДД для оформления ДТП и не трогать машину с места.
2. Найдите двух свидетелей и запишите их адреса и телефоны, чтобы иметь возможность пригласить этих людей на судебное заседание. Кстати, вопреки распространенному мнению, свидетелем может быть и пассажир, находившийся в автомобиле. Даже если он ваш родственник.
3. Сфотографируйте причину аварии. Это пригодится, если дорожная служба, получив информацию из ГИБДД, попытается немедленно устранить недостатки. Можно использовать камеру мобильного телефона. Но если вы сомневаетесь в качестве полученных фотографий, лучше позвонить друзьям или родственникам и попросить привезти фотоаппарат. Не поленитесь сделать крупный план и общий вид с привязкой на местности: к окружающим зданиям, перекрестку или светофору. Если найдется какой-нибудь масштабирующий предмет – рулетка, линейка или, на худой конец, спичечный коробок, положите в яму. Не забудьте произвести и более точные измерения: зафиксируйте длину, ширину и глубину «исследуемого объекта».
4. Контролируйте процесс оформления ДТП. Убедитесь, что сотрудники ГИБДД изобразили на схеме причину вашей аварии. Обязательно должны быть указаны размеры этой помехи. Проследите, чтобы было зафиксировано отсутствие предупреждающих дорожных знаков, например: «ремонт дороги» или «объезд».
5. Имя конкретного виновника ДТП обязаны выяснить в ГИБДД. Если дело затягивают, можно обратиться в прокуратуру. Решение прокурор должен вынести в течение 20 дней. При этом, если материальный ущерб превышает 500 МРОТ или в аварии есть пострадавшие, возбуждается уголовное дело.
6. Если вас признали виновным, отправляйтесь в суд самостоятельно. Перед этим не забудьте посчитать в специальной оценочной фирме ущерб, нанесенный вашему авто.

«Заплаточные» работы
 В феврале 2008 года россияне узнали о грядущих переменах – глава Федерального дорожного агентства Олег Белозеров заявил, что к 2011 году в России исчезнет понятие «ямочный ремонт автодорог». По его словам, подобная практика (так называемый аварийно-восстановительный ремонт) применяется и в Европе, в частности, в Германии. Вопреки заграничному опыту, у нас ремонт дорог методом локального латания должен стать исключением, а не правилом. Взамен «заплаточных» работ Белозеров предложил использовать «маршрутный» ремонт автотрасс, то есть более масштабно реконструировать дорожное полотно.

В 2011 году, возможно, что-то и изменится. Но сейчас ямочный ремонт – самый распространенный вид деятельности дорожников. По крайней мере, в нашем городе. Потому часть выделенных из бюджета денег специально предназначена для «латания» дыр. Сегодня, по словам начальника отдела подготовки проектов по управлению содержания жилищного фонда и городских территорий администрации Владивостока Сергея Александрова, аварийно-восстановительный ремонт одного квадратного метра асфальтового покрытия обходится в 500-600 рублей в зависимости от параметров ямы.

Валерий Клочков
Мнение. Валерий Клочков, полковник милиции, начальник УГИБДД УВД по Приморскому краю:
– Сегодня проблема дорог является одним из главных факторов, не позволяющих повысить безопасность движения на дорогах в крае и во Владивостоке. Проблему должны решать сразу несколько структур, комплексно, и ни в коем случае не надо винить во всем ГИБДД. Конечно, мы вносим свой вклад в то, чтобы дороги стали лучше: направляем предписания следящим за участками службам, контролируем состояние разметки и наличие дорожных знаков. Многое зависит от конкретных дорог – если трасса только что реконструирована, она соответствует современным требованиям, а если дорога в центре Владивостока всего лишь неоднократно расширялась в ущерб пешеходам, значит, просто нет возможности перенести «ливневки» с проезжей части ближе к тротуарам, и так далее.
Если говорить об ответственности коммунальщиков перед участниками дорожного движения, то со стороны ГИБДД регулярно ведется работа по предупреждению ДТП, вызванных состоянием асфальта или несоответствием знаков и разметки нашим требованиям. К ответственности уже привлечены 264 должностных лица компаний-подрядчиков, регулярно направляются представления об исправлении недочетов. Работа ведется не только на бумаге: если при оформлении аварии выясняется, что происшествие вызвано неудовлетворительным состоянием дорожного полотна, к разбирательству привлекаются сотрудники прокуратуры. В таких ситуациях водителям следует обращать на «дорожные» обстоятельства особое внимание.

Почём нынче километр?
Несколько лет назад в столице Финляндии Хельсинки едва не начался коррупционный скандал, связанный со строительством окружной дороги. В вину дорожникам ставили то, что километр дороги обошелся в 1 миллион евро, при том что реальные затраты не превышают 600 тысяч евро. Для нас давно уже не секрет, что в Финляндии строительство самой современной трассы стоит минимум в два раза дешевле, чем в России. Например, километр высокоскоростной дороги «Скандинавия» от Хельсинки до границы с Россией обошелся финнам в 3,4 миллиона долларов. Подобная ситуация и в Германии – строительство одного километра автомобильной дороги регионального или местного значения обходится примерно в 1 млн. 200 тысяч евро. Есть, правда, и более роскошные варианты. Так, знаменитые автобаны – 6-полосные скоростные автотрассы – стоят в 15 раз дороже. Один километр супермагистрали со всеми развязками, дополнительными съездами и прочим обходится в среднем в 15 млн. евро.

Нам о таких дорогах и мечтать не стоит. Во Владивостоке стоимость рядовой автомобильной трассы, конечно, куда меньше стоимости германского автобана. Но значительно выше финской высокоскоростной. В среднем, километр новой 4-полосной асфальтовой дороги, выстроенной «с нуля», в соответствии с необходимыми технологиями, обходится нашему городу в 150-200 миллионов рублей (около 4,7-6,3 миллиона долларов, или 3,4-4,6 миллиона евро). Но вот качество…