19 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Знаменитые джипы. Приказ «Проехать»

Прежде чем рассказывать о «профессиях» современных служебных внедорожников, следует познакомиться с историей легковых автомобилей повышенной проходимости. Создателем полноприводных машин считается американский инженер и промышленник Артур Херрингтон. После Первой Мировой он работал во Франции, где сотрудничая с американской компанией Marmon Motor, занимался разработкой четырех- и шестиколесной техники повышенной проходимости. Идеи Херрингтона послужили таким компаниям как Ford, Bantam и Willys отправной точкой в создании в самом начале Второй Мировой легких внедорожников для американской армии по заказу правительства США. Автомобилем, ставшим на долгие годы синонимом слова «джип», является Willys MB, который также производился как Ford GPW.

Легкий вездеход, имевший вырезы в бортах вместо дверей, тент без боковин и откидывающееся на капот лобовое стекло, вмещал четырех человек и позволял разгоняться до 105 км/ч при помощи трехступенчатой МКПП. «Виллисы» использовались в армиях многих стран, в том числе осуществлялись их ленд-лизовские поставки в Советский Союз. В то же время в городе Горький производились аналогичные машины – ГАЗ-64, который в годы войны заменили на ГАЗ-67, а последней моделью этой серии стал наиболее массовый ГАЗ-67Б. Конструкция этих внедорожников восходила к 30-м годам, а их создателем был талантливый конструктор Виталий Андреевич Грачев.

В победном 1945 году руководство Горького поручило специалистам «ГАЗа» создание передвижных буровых установок для «зеленхоза». Специальное оборудование установили на доработанные ГАЗ-67Б – так в нашей стране началось гражданское использование легких вездеходов. Горьковские и Ульяновские джипы на долгие годы стали верными помощниками председателей и главных инженеров колхозов. Аналогичным образом в Соединенных Штатах фермеры стали первыми обладателями гражданских джипов – так можно перевести название серии Civilian jeep от уже известной нам компании Willys. Первым серийным автомобилем этой серии стал CJ-2A образца 1945 года, ранние образцы которого сохраняли даже крепления военного инструмента на кузове.

CJ-3B
Пожарный автомобиль на базе Civilian Jeep-3B

Продажи ранних CJ шли очень хорошо, это было связано в том числе и с обилием запчастей для Willys MB на военных складах – так в первые годы массового использования внедорожников гражданская и специальная военная техника шли бок о бок, и разошлись их пути намного позже. Подтверждением этому являются еще два автомобиля серии CJ – CJ-3B и M606 – они производились в шестидесятые годы, и вторая машина кроме армейского обозначения отличалась от первой лишь наличием фары-искателя, широких шин и оптики со светомаскировкой. Гражданская серия джипов использовалась (точно так же, как и их современные потомки – Jeep Wrangler) в различных сферах – службах спасения, полиции, пожарной охране и различных коммунальных службах. Кроме того, существовал ряд заднеприводных моделей Dispatcher, которые использовались в различных организациях, занимающихся грузоперевозками.

По лицензии компании Willys ряд уже набравших популярность внедорожников выпускался по лицензиям в других странах, например, в 1955-1961 годах Mitsubishi производила CJ-3B-J10, а в Индии под маркой Mahindra до сих пор выпускаются модели 60-х годов.

Mitsubishi Jeep J30
Mitsubishi Jeep J30

Раз уж мы упомянули Японию, то рассказ о «профессиях» современных внедорожников мы начнем именно с джипов из Страны восходящего солнца. Во всех телевизионных репортажах, где рассказывается о миссиях ООН в разных уголках планеты, мы видим массивные и серьезные на вид внедорожники Nissan Patrol. Именно Nissan первой в мире предложила покупателям внедорожник, оснащенный не 4-, а 6-цилиндровым двигателем. В 1951 году появился первый автомобиль этого класса – Nissan 4W60, именно он и стал прародителем всех «Патролов» и «Сафари». Различные организации, в первую очередь, уже упомянутая ООН, силовые структуры Японии, спасатели, коммунальщики и врачи по достоинству оценили лучшие качества вездеходов Nissan – неприхотливость и отменную выносливость, к которым в последнее время добавился и «легковой» комфорт. Как всегда, автоспорт подтверждает лучшие качества машин: на Nissan Patrol были выиграны ралли-рейды «Париж-Дакар» 1984 и 1985 годов, и «Гранада-Дакар» 1996 года.

Руководству Mitsubishi понравились итоги продаж лицензионных американских джипов, и японские инженеры приступили к созданию собственного аналога CJ. Из некогда популярного в нашем регионе Mitsubishi Jeep со временем получился внедорожник Pajero, также признанный специалистами, работающими в совершенно разных сферах деятельности, в том числе и военными и полицейскими. А для патрулирования, использования в качестве командирской машины или полевой радиостанции как нельзя лучше подходили ранние Suzuki Jimny. Эта модель появилась в 1968 году и, как и «юные» Mitsubishi Pajero, имела отключаемый полный привод, понижающую передачу в раздаточной коробке и несущую раму.

Со временем практически ничего не изменилось, добавилась различная электроника и элементы комфорта, появились двигатели с турбонаддувом, и в наши дни благодаря своим небольшим габаритам и хорошей маневренности Suzuki Jimny также используется японской полицией и различными коммунальными службами. Противоположность «Джимни» – самый популярный в России джип Toyota Land Cruiser. Этот изначально разработанный для сельскохозяйственных компаний и сил самообороны Японии серьезный внедорожник в настоящее время также используется Миротворческой миссией ООН. Несколько лет назад закончился выпуск японского аналога знаменитого «Хаммера» Н1 – Toyota Mega Cruiser. Об этом вездеходе мы знаем крайне мало, ведь его запрещено вывозить из Страны восходящего солнца. Машина длиной более 5 метров, оснащенная турбодизелем с интеркулером и рулевым управлением всех четырех колес, разрабатывалась для сил самообороны Японии, но в конце 90-х годов начались свободные продажи машины населению.

Все большую популярность в России набирают внедорожники из Южной Кореи. Из известных у нас автомобилей в качестве армейских, полицейских и спасательных, на родине используются Kia Sportage первого поколения, SsangYong Korrando и Hyundai Galloper (лицензионная копия Mitsubishi Pajero 1989 модельного года). Если взглянуть на панель кузова, что расположена под задним бампером этих моделей, можно разглядеть специальные метки, нанесенные краской. Они служат для поддержания дистанции между машинами при движении в организованной колонне: чем больше меток отчетливо видно – тем меньше расстояние.

Nissan Patrol Y61
Спецмашина на базе Nissan Patrol Y61

Настоящей легендой во всем мире считается Mercedes-Benz G-klasse (или Gelandewagen), выпуск которого начался в 1979 году, и который со временем видоизменился из утилитарной армейской машины в представительский внедорожник. Это в нашей стране G-klasse привыкли видеть только в пятидверном кузове, на самом деле до сих пор выпускаются и трехдверные варианты, и машины с брезентовым верхом. Германия входит в НАТО, в том числе и поэтому «Гелендеваген» является наряду с американским Hummer H1 одним из основных внедорожников для Североатлантического альянса. Не менее известны в европейских службах спасения и коммунальных службах, а так же в силовых структурах британские Land Rover Defender 110 и Range Rover, отличающиеся отменной проходимостью и неприхотливостью. А вот о внедорожниках от испанской компании Santana слышали немногие. Долгие годы испанцы сотрудничали со специалистами из Land Rover (поэтому модель Anibal так похожа на английский Defender), но в 1995 году это сотрудничество прекратилось, и руководство Santana нашло нового партнера – японскую Suzuki (модель «350» является копией Escudo). Автомобили прошлых лет по заказу различных организаций оборудовались дополнительной светотехникой и лебедками, именно поэтому заказы на испанские внедорожники делали службы спасения многих стран Евросоюза.

С каждым годом грань между настоящими внедорожниками и «паркетниками» стирается. Появляется все больше серьезных на вид, но моноприводных машин, а некоторые SUV могут отлично преодолевать бездорожье, неподвластное рамным вездеходам прошлых лет. Рассказав о современных «профессиях» полноприводных автомобилей и познакомившись с первыми популярными джипами, у нас осталась еще масса вопросов. Мы не рассказали, какими же внедорожниками пользуются российские пожарные, как появился «Хаммер», почему в Исландии спасатели используют Nissan Patrol на 44-дюймовых колесах, доработанные в почти заводских условиях, и какие бывают спецмашины на базе джипов. Но это - уже совсем другая история!