19 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Владей Востоком?

К концу лета – началу осени в Европе продажи в этом сегменте сократились на 16%, в США – на 26%, а в Японии – на 5,3%. Не только профессиональные экономисты, но и многие рядовые граждане начали понимать, что «достанется всем». Тем не менее в том же сентябре в разговоре с корреспондентом «Коммерсанта» во время Сочинского экономического форума премьер-министр нашей страны высказался: «Так уже же нет никакого кризиса!» Видимо, глава правительства действительно верил в то, что говорил. Несмотря на принятое в ноябре на саммите «Группы двадцати» обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер, в целях поддержки отечественного автопрома было решено ввести новые таможенные пошлины на ввоз автомобилей с 12 января 2009 года сроком на девять месяцев. Решение, похоже, окончательное – на призывы граждан пока оставить все по-прежнему, хотя бы для Дальнего Востока, последовал жесткий и недвусмысленный ответ властей. С момента введения новых правил таможенного оформления прошло два месяца. Что изменилось?

Общеизвестный факт – до перестройки, чтобы стимулировать приток населения на Дальний Восток, руководство страны вводило льготы и преференции для тех, кто живет у берегов Тихого океана. П осле того как было принято решение, что «рынок сам все поставит на место», такая практика прекратилась. Естественно, какая-то часть людей уехала, а оставшиеся стали искать способ выжить. И одним из путей, дающих такую возможность, стал ввоз подержанных японских автомобилей – даже после многих лет эксплуатации они оказывались чаще всего в лучшем техническом состоянии, чем только что сошедшие с конвейера «Жигули» и «Москвичи» (которые, кстати, до перестройки в свободной продаже попросту отсутствовали). Не говоря уже о надежности «японок», их техническом совершенстве и тех «наворотах», которые для них были вполне обычными и которые на российских машинах были попросту не предусмотрены (да зачастую не предусмотрены по сей день). Начавшись с небольшого ручейка – банковских кредитов под такой бизнес никто не давал, – поток авто из Страны восходящего солнца постепенно расширялся, пока не занял к 2008 году десятой части автомобильного рынка страны. И если поначалу руководство государства смотрело на действия дальневосточников равнодушно, а порой даже благожелательно, то позже стали все больше и больше взвинчивать таможенные пошлины. Но до прошлого года, несмотря ни на что, они заградительными не были – скорее власти стремились «состричь с овцы побольше шерсти». Не исключено, что и в декабре прошлого года, вводя дополнительные ограничения по возрасту ввозимых авто и поднимая пошлины, рассчитывали просто в очередной раз увеличить поступления в государственный бюджет. Хотя уже тогда любому здравомыслящему человеку было ясно, что кризис и без того поставит вопрос о целесообразности подобного бизнеса. В общем, падающего – подтолкнули…

Мнение. Людмила, продавец авторынка «Зеленый угол»:
– За последнее время не продали практически ни одного автомобиля, люди не ходят даже просто поинтересоваться. У каждого из нас в наличии от одного до двадцати автомобилей, и каждый день приходится оплачивать стоянку. Одно машиноместо в сутки стоит 150 рублей, и в месяц набегает немаленькая сумма. Это при том, что цены на «японки» не поднимаем, стремимся продать то, что уже ввезли и растаможили. Планов на закупку авто по новым ценам и пошлинам нет, надо продать хотя бы это.

Снижение спроса на автомобили в мире приобретает катастрофические размеры. К примеру, за январь этого года из Страны восходящего солнца официальным дилерам было отправлено 233 859 машин, что на 59,1% меньше, чем за аналогичный период 2008-го. Специалисты предрекают к концу 2009-госпад экспорта новых автомобилей из Японии в четыре раза по сравнению с годом предыдущим. С этим соглашаются и представители японской ассоциации автопроизводителей – JAMA. В феврале объем продаж новых авто в США (включая иномарки) составил 689,4 тысячи единиц, что на 41,3% меньше аналогичного периода прошлого года (американский автопром – вообще отдельная тема, и кто знает, долго ли продержится «детройтская тройка»); в Испании падение за то же время составило 48,8%. Конкурентоспособный и в то же время поддерживаемый властями французский автопром не позволил объемам продаж на «домашнем» рынке за февраль упасть больше, чем на 13,1%. Но это все равно спад. Ничуть не лучше обстоят дела и у нас. За январь суммарно в Российскую Федерацию ввезли из-за рубежа 29,8 тысячи единиц легковых машин – в 3,6 раза меньше, чем годом ранее! Объемы продаж АвтоВАЗа сократились примерно на треть… Отечественные автозаводы, включая такие, как GM, Toyota и даже наполненный госзаказами УАЗ, загружены примерно на треть, покупателей не находится даже на самые бюджетные варианты. Практически все отечественные автопроизводители останавливали свои сборочные конвейеры, а многие из них находятся в таком состоянии и в настоящее время (собственно, за рубежами нашей страны ситуация в этом отношении аналогичная). Вторичный рынок фактически перестал существовать. Тем временем в среднем в России цены на новые иномарки в течение нескольких месяцев поднялись примерно на 20%. У производителей есть железный аргумент: кто и до кризиса не мог приобрести новую машину, тот все равно ее не купит, а у кого деньги есть, добро пожаловать в дилерский центр!

Мнение. Андрей Манака, директор компании Kaitori:
– Наша компания действует уже более шести лет, мы занимаемся продажей японских и корейских автомобилей, предоставляем логистические услуги. Чтобы узнать, как за последнее время изменилась ситуация на рынке, можно просто посмотреть на таможенные склады – если раньше на них не хватало места, то теперь они практически пусты. У нас и у всех наших коллег есть желание работать, есть возможности для продолжения деятельности, но ситуация на финансовом рынке не позволяет это делать, клиенты в регионах находятся в ожидании чего-то лучшего. В последнее время изменилась и финансовая ситуация на корейском рынке, объем предложений сильно сократился, а в Японии с ее жесткими мерами по отношению к несовременным авто все по-прежнему. По данным японской таможни, более половины вывозимых из страны авто предназначались для России и проходили через приморские порты, теперь же вывоз сократился практически до нуля, но место нашей страны, очевидно, займут другие государства с их высоким спросом. Что касается наших коллег и конкурентов, то в большинстве компаний идут массовые сокращения, увольняют до 90% сотрудников. Мы же стараемся переориентировать бизнес, работаем с мототехникой, квадро- и гидроциклами, то есть с тем транспортом, на который пошлины не поднялись и который стоит дешевле автомобилей. Что касается машин, то теперь на первый план выходят микро- и малолитражные модели, а те авто, которые с успехом составляли конкуренцию отечественному автопрому, заказывать практически перестали.

Рынок не волнует спрос как таковой. Чтобы спрос породил рыночную активность, он должен быть платежеспособным. Нет у покупателя денег – он не интересен продавцу. В крайнем случае товар могут отпустить, если его оплатят позже, но тут у продавца должна быть уверенность, что покупатель сможет эти деньги заработать. И любой кризис – это не столько кризис перепроизводства, сколько кризис платежеспособности. Спрос есть, но он ничем не подкреплен. И даже если бы у АвтоВАЗа сейчас в линейке оказалась модель и дешевая, и качественная, и с современными «наворотами», ее все равно не стали бы расхватывать, как горячие пирожки. Как не расхватывают сейчас на «Зеленом углу» автомобили, ввезенные из Японии до 12 января 2009 года, то есть те, которые растаможили еще по старым расценкам. У людей попросту нет денег. И нет уверенности, что они будут завтра. По той же, скорее всего, причине упали продажи и на «Даль-Ладе». На фоне всех этих процессов попытка заставить дальневосточников покупать продукцию российских автозаводов выглядит странно. Уж если возникли серьезные проблемы со сбытом даже в тех регионах, где к «Жигулям» и «Приорам» относятся по крайней мере терпимо, то что говорить о Приморье, где от этой техники за 20 лет, мягко говоря, сильно отвыкли и не пылают к ней нежными чувствами? Правда, есть вероятность, что государственная компенсация части процентов по автокредитам покупателям отечественных машин стоимостью до 350 000 рублей (к моменту выхода номера на таких условиях их должны выдавать три российский банка) в какой-то степени поможет исправить ситуацию, но только до какой-то степени. Неизбежный спутник кризиса – безработица и снижение заработных плат. А кредиты, даже льготные, надо отдавать.

Александр Хабибулин
Мнение. Александр Хабибулин, генеральный директор, ЗАО «Хабиба»:
– Торговля подержанными японскими автомобилями была одним из градообразующих бизнесов Владивостока. Каждый третий приморец в той или иной степени был с ним связан в плане добычи средств к существованию. Потому так болезненно и воспринимается нынешняя ситуация. Хотя возникла она, прежде всего, из-за общего кризисного состояния в мире, и лишь во вторую очередь в ней повинны повышения пошлин. Думаю, скажется это и на нашем автосалоне. Правда, в январе у нас продажи немного выросли, но, полагаю, связано это с тем, что пока мы продаем те машины, которые нам были поставлены в прошлом году. Когда придет следующая партия, из-за изменения курса доллара и евро цены на автомобили в ней будут уже другие, и, скорее всего, сбыт упадет. Но может и подняться…

Так чего же следует ожидать дальневосточникам в ближайшее время? Прежде всего, увеличения оттока населения из региона. Тем более, этот процесс стимулируется властями, которые предлагают тем, кто потерял работу вследствие прекращения ввоза автомобилей из Японии, искать ее за пределами региона. Ну а тем, кто останется, следует стать более бдительными и осторожными. Обстановка с криминалом, в том числе и в автомобильной сфере, будет ухудшаться. Чему уже в настоящее время имеются подтверждения. Только за первые две недели января нынешнего года ГИБДД УВД Приморского края зафиксировало 78 случаев краж и угонов транспортных средств, тогда как за тот же период 2008 года было похищено 56 машин. Лидерами в списке стали города Владивосток (25 посягательств), Уссурийск (13 случаев), Находка (8 эпизодов) и Артем (6 угонов и краж). Лидирующие позиции в этом списке занимают не те модели, которые раньше уходили на продажу в другие регионы под «левые» документы, а те, что являются самыми популярными на местном рынке. Очевидно, машины навсегда «растворяются» в недрах гаражных кооперативов и перевоплощаются уже в виде запчастей. В феврале в крае автолюбители ежедневно не обнаруживали по 4-6 транспортных средств.

И, похоже, что эти цифры не отражают реальной обстановки – посетители Интернет-форумов делятся информацией о том, что преступники стали требовать выкуп за похищенные авто, угрожая сжечь машины, если потерпевшие обратятся в милицию. Несколько угнанных автомобилей уже погибли в огне… В первые месяцы наступившего года участились и случаи разукомплектования транспорта, причем злоумышленники снимают не только фары и внешние зеркала, как это было раньше, но и «разувают» автомобили, что в последние годы было большой редкостью, и даже снимают кузовные детали, включая двери и крылья… П о слухам, оставшиеся без стабильного заработка автодилеры с рынка «Зеленый угол» предлагают с доплатой обменять «пробежные», но исправные детали на свои новые. Таким образом, якобы только что привезенная из Японии машина на деле может отличаться даже меньшим ресурсом, чем ее «сестра», ввезенная в Россию годом ранее. Автодилеры с «Зеленого угла» эту информацию опровергают, но, судя по информации с Интернет-форумов, потерпевшие уже есть. Однако не только криминал является вопросом, на который стоит обратить внимание дальневосточникам. На дорогах также надо будет стать более осторожными и внимательными. Ведь материальные проблемы вынуждают какую-то часть автомобилистов реже обращаться в ремонтные мастерские или вообще пользоваться услугами специалистов более низкой квалификации, поскольку это оказывается дешевле. А в такой ситуации техническое состояние «железного коня» может оказаться настолько плачевным, что эксплуатировать его станет опасно как для самого владельца, так и для окружающих. О том что такая тенденция уже сейчас просматривается, имеются свидетельства самих ремонтных мастерских. Так что, скорее всего, возрастет аварийность на дорогах.

Виктория Винник
Мнение. Виктория Винник, директор АвтоТехцентра «Ника»:
– Помимо того что упали обороты, связанные с продажами машин, – сейчас уже не загоняют в массовом порядке, как прежде, при продаже автомобили для диагностики и замены расходников в автосервисы – стало меньше желающих даже просто отремонтировать машину. С вязано это, видимо, и с психологической подавленностью людей, и с элементарным отсутствием денег. Ездят до тех пор, пока не отвалится какая-либо жизненно важная деталь, после чего машина просто потеряет возможность к движению.

Кроме того, существенно выросли в цене запасные части, расходные и комплектующие, что усугубляется изменением курса иены. Да и сроки их доставки увеличились в два-три раза. Расценки на услуги при таможенной очистке выросли, что существенно подняло расходы, хотя сами таможенные пошлины на запчасти не увеличены. Хотя, надо сказать, начались все эти проблемы не в январе. Объем заказов стал снижаться где-то в сентябре. У нас были постоянные клиенты-перегонщики, так вот именно в это время они стали снижать объемы закупок автомобилей. Естественно, это сказалось на нас. При всем при том, наряду с негативными тенденциями, на рынке имеются и положительные моменты. Законы конкуренции должны привести к тому, что останутся при деле только специалисты высокой квалификации, а это приведет к улучшению качества выполнения ремонтных работ и, как следствие, к росту безопасности на дорогах, снижению аварийности.

И где выход? Изменится ли что, если в середине сентября условия таможенной очистки вновь станут такими, какими были в 2008 году? Скорее всего, нет. Есть подозрение, что будет мало изменений, даже если с сегодняшнего дня полностью отменить пошлины на ввоз зарубежных автомобилей. Ведь курсы валют изменились не в лучшую сторону, а рост безработицы и снижение заработной платы идут опережающими темпами. И сбыта все равно не будет. Кризис в этом вопросе главенствует, а повышение пошлин играет скорее роль соломинки, которая может сломать хребет верблюду. Значит, решать проблему надо иначе.

Мнение. Валерий Ровников, генеральный директор компании «АДН Авто»:
– Повышение пошлин наложилось на изменение ситуации на авторынке, связанное с кризисными явлениями. К роме того, поднялась стоимость брокерской лицензии. Банки перестали выдавать краткосрочные кредиты компаниям. Но самое главное – изменение курсов валют, из-за которого стало нецелесообразно ввозить подержанные машины. Даже с учетом того, что цены на те из них, которые являются проходными для российского рынка, в Японии снижаются, стоимость машин в рублях выросла по меньшей мере вдвое. Произошел существенный отток клиентов. Некоторые владивостокские автоаукционные компании сворачивают деятельность, увольняют сотрудников, отправляют их в длительные отпуска. На местах остаются около 10% работников. Ряд компаний переходит на доставку запасных частей. Кто-то уже даже уехал из региона. В се эти тенденции сказались и на смежниках. Так, за весь январь в порт прибыло из Японии два судна, зафрахтованных нашей компанией, с автомобилями, и то они были не полностью загружены, тогда как в 2008 году среднее число рейсов составляло 12 в месяц. Наша компания в декабре прошлого года обеспечивала прибытие трех полностью загруженных судов с автомобилями в неделю. Судовладельцы отправляют команды в неоплачиваемые отпуска, ставят суда на прикол. Но, несмотря на то что грузов нет, работы нет и что будет дальше – непонятно, наша компания не планирует сворачивать деятельность и ищет новые возможности для ведения бизнеса.

Через увеличение платежеспособности населения. Сейчас первостепенная задача для Приморья – создание рабочих мест. Причем рабочих мест, соответствующих квалификации здешнего населения. В достаточном объеме. Не тысячи, как представляется нашим центральным министерствам и ведомствам, а сотни тысяч. Ведь именно столько людей добывало средства к существованию через посредство ввоза подержанных японских автомобилей – с учетом всех, кто занимался их транспортировкой из Японии и внутри России, ремонтом и обслуживанием, юридическим оформлением, обеспечением горюче-смазочными материалами и запасными частями и многим, многим другим, чего наши власти видеть не хотят. В этом отношении амбициозный проект по запуску на Дальнем Востоке автосборочного предприятия на тысячу рабочих мест, возможно, и хороший PR-ход, но проблему он не решит. Как не решат проблемы несколько тысяч рабочих мест на стройках саммита АТЭС. Не исключено, что в какой-то степени вопрос с рабочими местами поможет решить столь нелюбимый дальневосточниками отечественный автопром. Ведь инфраструктура по сбыту и ремонту автомобилей в Приморье развита довольно неплохо.

Мнение. Константин, продавец авторынка «Зеленый угол»:
– Если говорить объективно, за последний месяц я не продал ни одного авто, хотя реально покупатели нашлись на две машины. Но разве торговать в себе в убыток – это нормально? Отрицательная «выручка» с каждого авто составляет порядка 30 000 рублей, и эти деньги приходится тратить на ежедневные расходы, отчасти связанные с «продажными» машинами. Многие просто уходят с «Зеленого угла» на другие площадки, ставят автомобили на стоянки и ждут лучших времен. Точно так же, как и покупатели.

Да, не все дилеры и сервисные центры соответствуют современному уровню требований, но какая-то часть из них, по-видимому, вынуждена будет переквалифицироваться на сбыт и обслуживание тех марок автомобилей, которые собираются на территории Российской Федерации. И предприниматели, похоже, это понимают – в феврале более 30 компаний Дальневосточного региона подали заявки на получение статуса дилера Волжского автозавода, причем многие претенденты уже имеют оборудованные торговые залы и мощности для организации сервисных центров. В конце концов, в Китае в феврале этого года продажи автомобилей увеличились на 25 процентов по сравнению с февралем прошлого года. И рост этот связан преимущественно со сбытом машин чисто китайских брендов, отношение к которым у жителей Поднебесной практически не отличается от нашего подхода к отечественным «Жигулям»… Правда, к этому процессу приложили руку власти Срединной империи, снизив налоги на некоторые модели. Кстати, рост продаж автомобилей в феврале этого года зарегистрирован также в Индии и Германии, но в обоих случаях на этот результат работают государственные программы. В соответствии с ними индусам ставку по кредитам на приобретение нового автомобиля снизили до 10%, а немцам при сдаче старой машины на металлолом для покупки новой выдают 2500 евро.

Юрий Ткачук
Мнение. Юрий Ткачук, заместитель генерального директора ОАО «Даль-Лада»:
– В отношении продаж у нас, как и на всем автомобильном рынке Приморья, спад, хотя и незначительный. Но появились новые тенденции. Люди стали интересоваться машинами «Лада». Причем не только владельцы такого авто – ведь именно они были нашими основными покупателями, но и те, кто сейчас ездит на подержанных иномарках. Звонят, заходят, изучают модельный ряд авто, какими опциями они оснащены, спрашивают об условиях реализации. Стали обращаться к нам и представители юридических лиц – охранных агентств, таксомоторных предприятий. Но пока тоже лишь на ознакомительном уровне. Хотя говорить о перспективах роста сбыта пока преждевременно. Покупательская способность населения упала. В иной тому экономический кризис и изменившаяся ситуация на рынке труда в Приморском крае, связанная со снижением количества ввозимых подержанных автомобилей японского производства – основным источником дохода для многих жителей нашего края. Ведь часть приморцев, зарабатывая деньги на подержанных автомобилях, в качестве второй машины порой брала у нас «Ниву». Но, возможно, нам поможет государственная программа в отношении льготных автокредитов. Обсуждать же изменение спроса на автомобили «Лада» можно будет не ранее окончания текущего года, так как основное количество продаж приходится на период весны и осени.

Игорь Власенко
Мнение. Игорь Власенко, начальник Дальневосточного таможенного управления (в ходе интернет-пресс-конференции):
– По сравнению с январем-февралем 2008-го ввоз средств наземного транспорта через дальневосточные таможенные терминалы сократился в 2,37 раза, импорт легковых автомобилей уменьшился в торговом обороте (т.е. ввоз компаниями) в 2,3 раза – (с 39 738 авто до 17 246 единиц), автобусов – в 3 раза (с 398 до 128 автобусов), грузовиков – в 2,3 раза (с 2740 до 1173 грузовиков). Импорт легковых автомобилей в неторговом обороте (т.е. ввоз физическими лицами) уменьшился в 4,4 раза (с 17 447 до 3993 авто). Сезонный спад импорта автомобилей (в январе-феврале) отмечался и в предыдущие годы, хотя, конечно, не в таких размерах. Однако в последнее время мы наблюдаем заметное оживление импорта автомобилей. В январе этого года через Владивостокскую таможню был ввезен 7871 автомобиль, в феврале – 2232, за десять дней марта – 724 единицы. Ввоз так называемых конструкторов действительно существенно сократился, вместе с тем ввоз кузовов дорогих автомобилей немного повысился. Если говорить о том, что автодилеры переключаются на ввоз иных транспортных средств, то опять же приведу статистику: за январь-февраль 2009 года через таможни ДВТУ было ввезено 10 589 мотоциклов и мопедов, 70 квадроциклов, 13 гидроциклов; за январь-февраль 2008-го через таможни ДВТУ было ввезено 21 125 мотоциклов и мопедов, 205 квадроциклов, 49 гидроциклов. 26 февраля правительство Р Ф приняло постановление о повышении таможенных ставок на ввоз бывшей в употреблении спецтехники до 4,4 евро за 1 куб.см объема двигателя. Из важных для строительной отрасли машин в перечень техники входят бетономешалки, автомобили для перекачки бетонного раствора, автобуровые и прочие. К последней категории относятся автокраны гидравлические грузоподъемностью менее 90 т, предназначенные для работ при температуре окружающего воздуха -40 градусов Цельсия и ниже, а также все автокраны, не предназначенные для работ при температуре окружающего воздуха -40 градусов Цельсия и ниже. Говорить о прогнозах изменения объемов ввоза такой техники пока рано, но здесь все зависит только от участников внешнеэкономической деятельности.

И последнее. Владивосток – крупный порт, который мог бы стать главным транспортным узлом и ремонтной базой флота для всего Дальнего Востока России (а может, и не только России), а при определенных инвестициях – и центром современного судостроения. В конце концов, почему можно обнулять железнодорожные тарифы доставки «Жигулей» из Тольятти на Дальний Восток, чтобы поддержать отечественное автопроизводство, и нельзя обнулять те же самые тарифы для доставки грузов из Владивостока в Москву, чтобы поддержать конкурентоспособность дальневосточного порта России? Ведь само имя нашего города расшифровывается как «владеть востоком». И с точки зрения стратегического развития страны, удержать людей в Приморском крае не менее, а, может быть, даже более важно, чем сохранить АвтоВАЗ. Если России нужен Дальний Восток вообще. Если же нет… Ну тогда, конечно, можно забыть о создании рабочих мест в Приморье. Когда работы нет, люди уедут сами. Регион опустеет. А рядом – Китай…