26 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

«Дорожные» законы. Что нового?

Не секрет, что аварийность и смертность на российских дорогах, к сожалению, многие годы является одной из самых внушительных в Европе, на которую наша страна извечно равняется. Причин тому немало, но в этот раз речь пойдет не о причинах и следствиях происшествий на дорогах, а о новых способах предотвращения аварий, к которым прибегают российские власти. Заодно пройдемся и по другим юридическим аспектам, касающимся автолюбителей и введенным совсем недавно.

Нововведений в законодательстве за последние пару месяцев уже вступило в силу немало, а еще ряд изменений в нормативные документы появится в ближайшие месяцы. Поэтому давайте разобьем всю эту актуальную информацию на логичные части и узнаем о каждом аспекте подробнее.

«Дорожные» законы. Что нового?

«Выхлоп» не из выхлопной
Целый ряд прогремевших еще в минувшем году на всю страну ДТП с человеческими жертвами, виновниками которых стали нетрезвые водители, вызвал в обществе и в кругах законотворцев определенную цель – ужесточить наказания для людей, не отдающих себе отчет в собственной безопасности и, главное, в безопасности окружающих. Звучали предложения о введении драконовских штрафов, конфискации транспорта и реальных тюремных сроках для пьяниц за рулем. Но в итоге перед тем, как прибегнуть к «кнуту», федеральные власти извлекли из дальней полки давно залежавшийся там «пряник». Еще 23 июля Владимир Путин подписал указ об отмене наказаний за вождение при наличии до 0,16 мг этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха, тем самым отменив общеизвестное «нулевое промилле», введенное при бывшем президенте. Поводом для такого решения стали погрешность алкотестеров, особенности организма конкретных водителей, прием автомобилистами различных лекарств и желание отделить реальных нарушителей от добропорядочных рулевых. Тут же общество заговорило об опасности роста числа (и сумм!) взяток недобросовестным инспекторам ГИБДД, о вероятности появления на дорогах ощутимо нетрезвых водителей, считающих, что они находятся в полном адеквате, и шансах «виноватых без вина» вернуть утраченные из-за погрешности алкометров водительские права. Но тот же указ президента одновременно ужесточил и наказание за езду в состоянии опьянения. И ужесточил серьезно: за первичное нарушение, установленное в результате медицинского освидетельствования (и за отказ от медосвидетельствования), автомобилисту теперь грозит лишение ВУ на срок до двух лет вкупе со штрафом в 30 000 рублей, а за повторное вождение в нетрезвом виде – лишение прав на период до трех лет и штраф уже в 50 000 рублей. Наконец, вновь пойманным пьяными «лишенникам» отныне придется отбыть административный арест сроком от 10 до 15 суток.

Уточнение «административный» мы включили не зря: если в настоящее время это нарушение наказывается согласно известному многим КоАП, то уже с 1 января 2014 года повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения будет относиться к уголовным преступлениям и караться Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами. Для этого в два важных документа под руководством депутата Государственной Думы Вячеслава Лысакова уже подготовлены соответствующие поправки, которые планируется рассмотреть в ближайшие месяцы и тут же ввести в действие. Наказанием в случае принятия этой инициативы станут исправительные работы, колоссальные штрафы, условные и реальные сроки заключения – до полутора лет. Хотя, тем, кто не раз садился за руль пьяным, отметка о судимости в биографии вряд ли принесет какие-то дополнительные проблемы в жизни…

«Дорожные» законы. Что нового?

Обязательный минимум
Все тем же указом президента, вступающим в силу с 1 сентября, в Кодекс об административных правонарушениях и закон «О безопасности дорожного движения» вступили в силу еще несколько поправок. В частности, минимальный размер штрафа увеличен со 100 до 500 рублей, срок давности для привлечения к ответственности по некоторым нарушениям – до одного года, изменились и некоторые другие отдельно взятые наказания.

Так, для определенных водительских правонарушений – в первую очередь для превышения скорости и правил пересечения перекрестков – вводится так называемая прогрессивная шкала ответственности. К примеру, если до этого момента проезд на красный свет светофора всегда «стоил» 1000 рублей, то с 1 сентября за повторное нарушение части первой пункта 12.12 КоАП водитель будет обязан оплатить государству штраф в размере 5000 рублей или сдать права на срок в шести месяцев. Заметим, что, согласно новому порядку, для возврата водительского удостоверения по истечении срока наказания водителям придется заново сдавать теоретическую часть обязательного экзамена, но, что вполне привычно для России, порядок этой процедуры до сих пор не определен.

Еще одна сумма, которую стоит запомнить каждому автолюбителю, – это 3000 рублей. Именно во столько теперь государство оценивает нарушение правил, предъявляемых к перевозке детей, а это ровно вшестеро больше прежнего 500-рублевого штрафа. Что интересно, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), около трети россиян поддерживают ужесточение наказания за перевозку детей без специального кресла, а 55 процентов опрошенных вообще считают, что только такие меры и могут обеспечить безопасность несовершеннолетних на транспорте.

«Дорожные» законы. Что нового?

Прощай, «времянка»!
Не менее важная поправка в кодекс – запрет на изъятие водительских удостоверений инспекторами ГИБДД даже за самые серьезные правонарушения. Теперь нарушитель обязан сдавать свои права в указанное подразделение автоинспекции в течение трех суток с момента вступления в силу соответствующего решения суда, а не ездить до разбирательства с временным разрешением на право управления. Таким образом, уходит в прошлое и сама «времянка», и многочисленные неудобства, связанные с ее продлением (а срок ее действия, напомним, составляет два месяца) или обменом на полноценное ВУ, если суд принял решение не лишать нарушителя права управления. Заметим, что это нововведение играет на руку не только водителям, отстаивающим свою правду в судебных инстанциях, но и сотрудникам автоинспекции, которым теперь не придется всякий раз пробивать по базам данных «лишенцев», самостоятельно дописывающих нужные цифры во временные разрешения. А многочисленным хитрецам, готовым проигнорировать решение суда об изъятии ВУ, государство тут же отвечает нормой, предписывающей инспекторам ГИБДД у таких автомобилистов-нелегалов все же забирать права принудительно, а заодно и выписывать квитанции на 30 000 рублей. «Авось» здесь уже вряд ли прокатит.

«Дорожные» законы. Что нового?

Термины и знаки
А почти за месяц до вступления в силу поправок в КоАП, начиная с 6 августа, изменения претерпели и правила дорожного движения, что подкреплено постановлением правительства. В основном новшества в ПДД касаются уточнений терминов и специальных табличек. Так, в законодательно закрепляется термин «Парковка» (он полностью соответствует аналогичному в Градостроительном кодексе), и под квадратным знаком с синим фоном и литерой «P» теперь может оказаться табличка с указанием стоимости стоянки. Также возможно ограничение мест парковки на площадках, предназначенных исключительно для таксомоторов, вводится новый дорожный знак «Конец полосы для маршрутных транспортных средств» и указатель, предупреждающий о работе эвакуатора на определенных участках дороги. Кроме того, появились временные дорожные знаки, которые будут устанавливаться на участках дорожных работ и отличаться от «классических» постоянных желтым фоном.

Есть в последней редакции ПДД и более серьезное новшество. Речь идет об увеличении максимальной скорости в конкретных ситуациях по решению владельцев автомобильных дорог. Для легковых автомобилей и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т может быть установлен порог в 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» (с оговоркой, по которой допускаются для рассмотрения только магистрали высшей категории 1A), и в 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3 «Дорога для автомобилей», находящихся за пределами населенных пунктов. Говоря об этих разрешениях, обратим внимание на еще одну норму «скорректированного» КоАП. С 1 сентября инспекторы ГИБДД не вправе наказывать водителей, превышающих скорость в пределах 20 км/ч выше установленной на конкретном участке дороги, а должны ограничиваться лишь предупреждением. И если прежний «безнаказанный» лимит в 10 км/ч действительно легко списывался на погрешность спидометров и скорость транспортного потока, то теперь даже без учета российского менталитета можно смело утверждать о скором росте числа ДТП, связанных с превышением скорости в пределах этих самых «незначительных» 20 километров в час. Специально задуманный повод для «работы над ошибками» и последующей похвалы за счет чужих жизней и здоровья?

Не забудем мы и об изменениях в законодательстве, которые только готовятся к вступлению в силу. Речь идет о введении для скутеров с моторами объемом менее 50 кубиков особой категории «М» водительских удостоверений, доступной с 16 лет, и отмене возможности сдавать на права экстерном, то есть без обучения в лицензированных автошколах. Эти изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» уже приняты и вступают в действие с 5 ноября. Впрочем, не будем забегать вперед.

А вместо традиционного эпилога с разбором возможных последствий законодательных новшеств мы приведем вполне очевидный факт. Главное в любой норме, закрепленной не на словах, а посредством подписей и гербовых печатей, – не тяжесть наказания для нарушителей, а их неотвратимость. Помните, как все без исключения пристегивались ремнями безопасности, когда штрафы за их отсутствие были подняты и инспекторы ДПС выписывали протоколы и квитанции даже задним пассажирам? И сравните, что происходит сегодня…