20 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Нововведения на дорогах. Разъяснения юриста

С колоссальной периодичностью информационные ресурсы обновляют новости о вводимых правилах, штрафах, нормах, да и просто озвучивают предложения, касающиеся всех участников дорожного движения. И зачастую простым обывателям весьма сложно бывает их осмыслить. В рубрике «Право» AG постарается разъяснять доступным читателю языком все нововведения.

В этом номере мы рассмотрим случаи страховых выплат гражданам, пострадавшим в общественном транспорте, аварии по вине пешеходов, меры в отношении водителей-алиментщиков и пьяных водителей. А поможет нам в этом и пояснит с юридической точки зрения все озвученные нововведения директор юридической компании «ВладЮрСервис» Олег Чумак.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. №1164 «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего» установлено, сколько стоит та или иная травма, полученная пассажирами во время поездки на общественном транспорте.

Законодательство и ранее предусматривало страховые выплаты гражданам, которые пострадали в общественном транспорте. Однако до сих пор такие гарантии распространялись только на проезд в поездах дальнего следования и авиаперелеты. Теперь же страхованию подлежат жизнь и здоровье, а также багаж пассажиров международных и междугородных автобусов, трамваев и троллейбусов, водного транспорта.

Данные правила определяют порядок расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего и устанавливают нормативы для определения суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, а также для определения суммы компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира при перевозке, выплачиваемой перевозчиком, исходя из характера и степени повреждения здоровья потерпевшего.

Сумма страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего рассчитывается страховщиком путем умножения страховой суммы, указанной по такому риску на одного потерпевшего в договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, на нормативы, выраженные в процентах. В случае если вследствие вреда, причиненного здоровью потерпевшего при перевозке, медико-социальной экспертизой установлена инвалидность или категория «ребенок-инвалид», потерпевшему осуществляется выплата страхового возмещения в связи с инвалидностью.

Размер выплаты страхового возмещения в связи с инвалидностью определяется в зависимости от стойкого расстройства функций организма (ограничения жизнедеятельности и необходимости социальной защиты) и группы инвалидности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и составляет:

- для I группы инвалидности – 2 млн рублей;

- для II группы инвалидности – 1,4 млн рублей;

- для III группы инвалидности – 1 млн рублей;

- для категории «ребенок-инвалид» – 2 млн рублей.

Выплата страхового возмещения в связи с инвалидностью производится страховщиком в случае установления потерпевшему инвалидности в размере разницы между суммой страхового возмещения в связи с инвалидностью с учетом установленной группы инвалидности и ранее произведенной выплаты страхового возмещения в зависимости от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего.

Согласно определению Конституционного суда РФ от 04.10.2012, пешеходам, виновным в авариях с участием автотранспорта, возможно, придется платить за ремонт автомобилей, которые пострадают по их вине.

Как поясняется в этом определении, согласно статье 1079 ГК, владелец автомобиля обязан компенсировать причиненный им вред жизни и здоровью независимо от того, виноват он или не виноват. То есть, если ему под колеса упал, отлепившись от ближайшего столба, пьяный пешеход, ему не придется платить административный штраф, ему не грозит уголовная ответственность. Но за лечение такого пешехода заплатить придется, если пострадавший или его родственники этого потребуют.

Нововведения на дорогах. Разъяснения юриста

Но вот что делать водителю, который в результате наезда получил повреждения? Ведь не он же виноват, что пешеход выскочил под его колеса? И в большинстве случаев водители либо молча и за свои деньги ремонтировали технику, либо, если они были застрахованы по КАСКО, обращались за выплатами к своим страховщикам. Были случаи, когда водители пытались получить с пешеходов, нарушивших правила, возмещение ущерба. Гораздо реже сами страховые компании выступали с такими исками. Но после данного определения Конституционного суда таких дел, возможно, будет вал. Ведь в своем определении Конституционный суд четко прописал, что в данной ситуации виновник ДТП не освобождается от ответственности за причиненный материальный ущерб. По мнению Конституционного суда, в данном случае возникает ответственность обеих сторон. Водитель должен возместить вред, причиненный здоровью пешехода, а пешеход, раз уж он виноват в аварии, обязан возместить материальный ущерб водителю. Но при этом в силу закона пешеход имеет больше оснований для получения возмещения причиненного ему вреда.

А степень ответственности каждого из участников ДТП, доказательства вины, размер возмещения – дело судов общей юрисдикции, а не Конституционного суда.

Пьяный за рулем, который убил на дороге людей, будет отвечать за это как за умышленное убийство. А водителям мопедов и скутеров придется сдавать на права, а также регистрировать эти транспортные средства.

Эти вопросы можно считать решенными. Предлагается повысить ныне существующую ответственность на несколько лет. А также ввести нижние сроки наказания, чтобы никто не смог уйти от реального наказания. Все это звучало на конгрессе по безопасности дорожного движения, который прошел в Санкт-Петербурге. По итогам конгресса была подготовлена резолюция, которую можно считать планом работы на год всех, кто так или иначе причастен к обеспечению безопасности дорожного движения. В нем огромное количество предложений по совершенствованию законодательства.

Основной посыл к ним дал в своем выступлении министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Он поддержал предложения законодателей об ужесточении ответственности водителей, находящихся в нетрезвом состоянии за рулем.

Пока наиболее реальными проектами представляются введение уголовной ответственности за повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии и повышение сроков для тех, кто в пьяном виде убил одного или несколько человек.

Сенаторы и большинство депутатов высказались о необходимости введения в России водительских удостоверений на управление мопедами и скутерами. Они пошли еще дальше и предложили ввести систему регистрации таких транспортных средств. Было принято решение в кратчайшие сроки разработать такой законопроект, который обяжет ставить мопеды и скутеры на учет в ГАИ.

С инициативой о временном лишении прав водителей-алиментщиков выступила группа депутатов Госдумы.

Документ внесен в нижнюю палату и направлен в Комитет Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. По проекту данного законопроекта судебные приставы смогут лишать права сидеть за рулем злостных алиментщиков, которым долги начислены судом. Минимальная сумма, позволяющая сделать «папу-неплательщика» пешеходом, составляет 5 тысяч рублей.

Если же исполнительный лист выдан не судом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель будут вправе обратиться в суд, чтобы должника на время перевели в пешеходы. Нельзя будет забрать права, если это лишит алиментщика основного законного источника дохода. Ведь цель такой меры – не задушить должника безденежьем, а заставить отдать деньги ребенку. Федеральная служба судебных приставов поддерживает законопроект и участвует в его доработке.

Кстати, законодатели обсуждают несколько проектов, связанных с алиментами. Например, есть идея создать фонд, из которого выплачивали бы средства детям, которые не получают положенные выплаты от родителя. А после того как соответствующие органы найдут неплательщика, он компенсирует государству затраты и заплатит пеню. Получается, казна как бы кредитует алиментщика, чтобы его дети не ждали.

Нововведения на дорогах. Разъяснения юриста

Светящиеся в темноте браслеты или брелоки должны стать обязательными аксессуарами пешеходов. Водителям же в темное время суток следует непременно носить светоотражающие жилеты.

На сегодняшний день пешеходы остаются одной из наименее защищенных категорий участников дорожного движения – именно на них ежегодно приходится треть от всех дорожных происшествий. Одна из причин наездов на пешеходов – водители не видят людей на шоссе. Ни для кого не секрет, что большинство дорог не имеет освещения. Зачастую люди добираются от одного населенного пункта до другого пешком и по обочине.

Предложения по изменению правил дорожного движения направило в Министерство внутренних дел Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Поправками в правила дорожного движения предлагается обязать всех пешеходов носить световозвращающие элементы при движении по обочинам или дорогам в темное время суток. А также обязать всех водителей, если им пришлось в темное время суток по тем или иным причинам выйти из машины на дорогу или обочину, надевать световозвращающие жилеты.

Однако у многих людей возникает вопрос: а будет ли этот пункт правил работать? Заставить даму в норковой шубке нацепить себе на спину светящийся брелок или облачиться в желтый жилет будет довольно проблематично. Быть заметным на дороге, чтобы не оказаться под колесами, – очень важно. Но в первую очередь люди должны сами понять, что «засветиться» на дороге необходимо.

Юридическая компания «ВладЮрСервис» поздравляет всех читателей AG c новогодними праздниками. Берегите себя и будьте внимательны на дороге!