20 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Вопросы юристу: действия водителя при ДТП

Аварийные ситуации нужно иногда представлять себе, тренируясь в принятии наиболее правильных решений. О том, к каким действиям необходимо прибегнуть, а каких лучше избегать при дорожно-транспортном происшествии, в нашей постоянной рубрике расскажет директор юридической компании «ВладЮрСервис» Олег Александрович Чумак.

Лобовое столкновение легкового автомобиля с другим автомобилем – самый нежелательный вид происшествия. Избегая его, лучше въехать в забор, в кустарник – сила удара при данном столкновении будет намного меньше. На загородной дороге от лобового столкновения можно уйти, покинув проезжую часть, съехав на обочину или на разделительную полосу.

Профессиональные водители и гонщики говорят, что, пока хоть одно колесо касается земли, водитель обязан вести машину. Вот их советы:
- во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы, расслабляться нельзя до последнего;
- до остановки нельзя покидать машину: шансов выжить в автомобиле почти в десять раз больше, чем выбрасываясь из него;
- сохраняйте самообладание, это позволит управлять машиной до полной остановки;
- сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: лучше в кювет, в забор, даже в дерево, чем в идущий в лоб автомобиль;
- если невозможно избежать удара, попробуйте перевести его в скользящий, боковой;
- при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером, – мотор уйдет вниз и в салон не попадет.

При аварии берегите голову.
Если ожидается удар сзади – приготовьтесь тормозить, чтобы не врезаться в автомобиль впереди.
Если ожидается удар сбоку – держитесь крепче за руль.
Если ожидается удар спереди – защитите голову от удара о панель, руль или потолок автомобиля.
Сразу после аварии нужно выключить зажигание во избежание пожара и поскорее выбраться из автомобиля. Если двери не открываются, необходимо открывать или разбивать стекла.

Вопросы юристу: действия водителя при ДТП

Готовьте свою защиту уже на месте ДТП
Запомните:
1. Виновность, очевидная в первые моменты после происшествия, после изучения всех его аспектов может оказаться неизбежным следствием обстоятельств, действий потерпевших или недостатков дороги, а значит, невиновностью или частичной виновностью.

2. Сбив человека, водитель всегда находится в шоке и неправильно оценивает скорость машины перед наездом, расстояние, на котором появился пешеход, и т. д., напрасно не придавая этим мелочам должного значения, и иногда может наговорить лишнего и неверного.

3. На месте происшествия не давайте никогда никаких письменных обязательств – находясь в стрессовом состоянии, трудно правильно оценить свои действия перед происшествием и детально вспомнить сложившуюся ситуацию.

4. Давать показания и объяснения никто не обязан. Это ваше право. Поэтому после происшествия, если нет уверенности в причинах, не сообщайте работникам ГИБДД сведений о происшествии, кроме своих данных. Скажите, что плохо себя чувствуете и не можете говорить в данный момент.

5. Нежелательно обходиться без оформления происшествия, расплатившись на месте: увидев повреждение на вашей машине, любой инспектор может счесть именно этот автомобиль виновником только что совершенного поблизости другого ДТП со смертельным исходом, например, виновник которого скрылся. Поскольку у вас не будет никаких документов о получении повреждения в другое время и в другом месте, на вас могут завести уголовное дело.

6. Не соглашайтесь никогда с предложением другого участника ДТП не вызывать ГИБДД, несмотря на клятвы и обещания возместить причиненный ущерб, передачу в залог паспорта или техпаспорта машины: оставить на память и получить новые документы дешевле, чем оплачивать ремонт вашего автомобиля.

7. Недопустимо подписывать пустой лист, на котором инспектор под предлогом спешки якобы потом нарисует схему вашего ДТП.

8. Документация, неполно и неправильно оформленная инспекторами ГИБДД, следователями, экспертами из-за низкой квалификации, небрежности или умысла, может сделать виновного невиновным и наоборот.

9. Привлекайте свидетелей – все пассажиры пострадавшей или виновной машины, если они видели обстоятельства происшествия, по закону являются свидетелями.

10. Попав трезвым в самое незначительное происшествие даже в качестве пострадавшего, не пейте спиртного в течение суток или более после него – полиция может потребовать обследование, если оно не было сделано сразу после происшествия, и никакие оправдания в том, что пили вы после происшествия, не помогут, а анализы – это уже документы для суда.

Как мы уже указали выше, водители могут уехать с места происшествия еще и в случае, когда нет пострадавших и они согласны с оценкой обстоятельств происшествия. Предварительно ими составляется схема, производятся необходимые замеры. Схема должна быть ими подписана, а по возможности и свидетелями, понятыми, очевидцами. Для оформления происшествия водители прибывают на ближайший пост ГИБДД.

Правильно составленный протокол и схема важны для дальнейшего разбирательства, в ходе которого может быть в последующем подтверждена невиновность водителя или утрачены важные доказательства виновности вашего оппонента.

Все действия водителей после ДТП определены правилами дорожного движения РФ:
- немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, обозначить аварийную остановку всеми возможными средствами (например, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и 30 метров за городом);
- принять меры к экстренному оказанию доврачебной помощи пострадавшим, ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи, оставление в опасности – уголовное преступление;
- сообщить о случившемся на пост ГИБДД;
- принять меры к сохранению следов ДТП, например, накрыть картоном, полиэтиленом, тканью, очертить мелом и т. д.;
- записать фамилии, адреса и телефоны очевидцев ДТП, оставить с их участием схему происшествия, указав места нахождения свидетелей, и всем надо подписать эту схему, поставить время, и только после этого можно убрать машины с дороги.

Вопросы юристу: действия водителя при ДТП

Советы
При потере автомобилем устойчивости и управляемости, вызванной, например, попаданием колес в выбоину, кювет и пр., старайтесь при вашем допросе не употреблять таких выражений, как «я выехал», «я вывернул», «я вырулил» и т. п., а лучше говорите: «мою машину занесло», «мою машину выбросило на обочину», «автомобиль произвольно поехал» и пр.
При вопросе о скорости, с которой вы ехали, старайтесь не указывать точную скорость, а скажите, например, «где-то в пределах 40-50 км/час».
Помните, что не стоит давать выход негативным эмоциям, если с вами случилось ДТП.

Во-первых, выплескивая на оппонента свою агрессия, вы провоцируете встречную (особенно если имеете дело с неуравновешенным человеком), и обычная неприятная дорожная ситуация может перерасти в грубый скандал с непредсказуемыми порой последствиями. Во-вторых, злоба всегда затмевает разум. Концентрируясь только на личность обидчика, вы можете не заметить каких-то важных деталей на месте происшествия, говорящих именно в вашу пользу, упустить свидетелей и т. п., в то время как противник, сохранивший хладнокровие, зафиксирует все мелочи, способные облегчить его положение. И в-третьих, сотрудники ГИБДД с большим доверием отнесутся к словам более спокойного и рассудительного водителя.

Вопросы для нашей правовой рубрики вы можете присылать на электронный адрес: info@ag25.ru с темой «Вопрос юристу» и контактным номером телефона для возможности уточнения особенностей ваших проблем. Мы постараемся наиболее понятно ответить на них.

Либо вы можете напрямую обратиться за юридической консультацией в компанию «ВладЮрСервис»:
г. Владивосток, ул. Пологая, 53, оф. 401
тел.: (423) 258-90-04
e-mail: vladyurservis@mail.ru