26 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Рынок автомобильных масел. Чистить и защищать

Трение сопровождает работу любого двигателя внутреннего сгорания. Но трение – это в первую очередь износ соприкасающихся деталей. В современных автомобильных моторах постоянно действуют до 100 пар трения, а на преодоление возникающих сил требуется до 7% мощности. Для улучшения скольжения используются различные смазочные материалы: твердые, такие как графит, пластичные, также называемые смазками и жидкие, именуемые именно маслами. Под маслом следует понимать целый комплекс компонентов, состоящий из основы, которая определяет диапазон рабочих температур и вязкость, и набора присадок, улучшающих те или иные свойства. Масла делятся на индустриальные, компрессорные, трансмиссионные, моторные и многие другие, а мы рассмотрим именно два вида, используемые в автомобильных деталях и механизмах.

Engine oil 1.jpg

Моторные масла работают в сложнейших условиях, это связано с резкими перепадами температур, механическими нагрузками, контактами с продуктами сгорания топлива и кислородом. А вот пластичные смазки и трансмиссионные масла служат гораздо дольше именно благодаря более «спокойным» условиям работы: постоянным температуре, давлению и нагрузкам. До сих пор основой большинства моторных масел являются минеральные компоненты, в то время как из-за своей дороговизны синтетические компоненты не могут получить значительную долю рынка.

Березовский Сергей Борисович.JPGМнение. Сергей Березовский, начальник отдела региональных продаж компании «Мировые Смазочные Материалы»:
- Для современного российского рынка моторных масел характерна устойчивая тенденция роста потребления импортной продукции ведущих мировых брендов. Около 70% импортируемого масла потребляется владельцами иномарок, львиную долю которых составляют автомобили японского производства. По мере удаления на запад это соотношение уменьшается. Отличительной особенностью нашего дальневосточного рынка всегда являлось запаздывание входа в него марок и типов масел, уже широко распространенных в западных регионах России. Ярким примером этого является соотношение потребления синтетических и полусинтетических масел к минеральным. Доля потребления первых по мере продвижения на запад в разы превышает существующее соотношение потребления в нашем регионе. Исключением из данного правила является японское масло Eneos, траектория распространения которого происходит с востока на запад.
Но жизнь не стоит на месте. Приоритеты меняются. К примеру, можно отметить такую интересную особенность, как спрос на масла пониженной вязкости 0W20 и 5W20 для круглогодичного использования в новых автомобилях японского производства, что не совсем привычно для потребителя. Устойчиво увеличивается спрос и соответственно предложение на синтетические и полусинтетические масла, а также на оригинальные специальные жидкости и жидкости для автоматических коробок передач японских производителей, так называемых «брендовых масел» марок Toyota, Honda, Mitsubishi, Mazda, Suzuki, Nissan, Subaru, поставщиком которых является компания «Мировые Смазочные Материалы».

Теперь остановимся подробнее на основных функциях смазочных материалов. Для этого вернемся к трению. Работа сил трения сопровождается выделением теплоты, которую необходимо отводить от деталей. И одна из функций моторного масла – снижение температуры соприкасающихся деталей. Повышенная температура отрицательно сказывается не только на мощности и производительности двигателя, но и на его ресурсе. Наличие избыточных сил трения, износ поверхностей деталей и их повышенная температура отрицательно влияют на расход масла и его испарение с рабочих поверхностей цилиндров. При неправильном выборе моторного масла оно не выполняет своих функций, поэтому трение возрастает, увеличивается возможность перегрева, количество отложений на деталях, значит, к выбору смазывающей жидкости нужно подойти очень серьезно. Другими важными задачами моторного масла являются герметизация цилиндропоршневой группы и удаление продуктов износа, частиц окисленного масла и остатков несгоревшего топлива из двигателя.

Нередко автолюбители, часто меняющие масло, винят именно его во многих проблемах: повышенный расход топлива, большое количество нагара, частая замена свеч и фильтров. Но не стоит забывать и о других важных факторах, связанных с работой мотора, например, о сорте применяемого топлива и конструкции самого двигателя. Наиболее важными особенностями двигателя считаются температурное состояние деталей цилиндропоршневой группы, количество и состав продуктов сгорания, а также время контакта этих продуктов и деталей с моторным маслом. Во всем разнообразии конструкций ДВС можно установить следующую закономерность: чем двигатель мощнее, то есть форсированнее, его температурная напряженность выше, тем масло стареет быстрее, а количество отложений на деталях больше.

Михаил Поляков.jpgМнение. Михаил Поляков, генеральный директор компании «Дескриптор трейдинг»:
- Сейчас в технологии производства масел CASTROL наблюдаются следующие тенденции. Начиная с прошлого года, для производства масел CASTROL стали использоваться так называемые нано технологии. Использование таких технологий позволяет вывести свойства смазочных материалов на качественно новый уровень. Например, использование нано технологий в производстве CASTROL MAGNATEC нового поколения (появилось у Российских Дистрибьюторов с начала 2007 года) позволило свести к минимуму (новый рубеж характеристик!) износ двигателя, особенно в момент «холодного старта» (этому также способствует применение «Умных Молекул» (оригинальная разработка CASTROL). Также благодаря этим технологиям удалось добиться более высокой стабильности свойств смазочных материалов как в широком диапазоне температур (от морозов до высоких температур), так и в процессе работы смазочных материалов в двигателе (в течения работы смазочного материала между заменами масла). Вообще, технология производства смазочных материалов (особенно моторных масел) не стоит на месте.CASTROL совершенствует технологии каждый год, обеспечивая при этом преемственность и совместимость продуктов. Только подобные не прекращающиеся совершенствования технологий производства смазочных материалов позволяют CASTROL соответствовать постоянно растущим требованиям производителей двигателей и автомобилей, позволяя им полностью раскрывать свои свойства и сводить к минимуму износ. Также, постоянно совершенствуются технологии в традиционном для CASTROL направлении «смазочные материалы для автомобильного спорта», где смазочные материалы работают в условиях «экстремальных» нагрузок. Недавно на российский рынок была представлена группа масел EDGE, где был применен ряд новых «спортивных» технологий.

У соприкасающихся поверхностей различают два вида смазки – жидкостное, которое также называют гидродинамическим, и полужидкостное, такой режим именуют граничным смазыванием. В первом случае детали фактически не соприкасаются, между ними образуется тончайшая масляная пленка (пример – подшипники коленчатого вала), а во втором случае наряду с пленкой присутствует и прямой контакт механизмов (например, поршневые кольца при подходе к верхней мертвой точке работают фактически без смазки). Конечно, при граничном смазывании износ деталей заметно увеличивается, но все же при этом потери мощности в 2 – 10 раз меньше, чем вообще без смазки.

Engine oil.jpg

Перейдем к главному свойству моторных масел – вязкости. Вязкостью называют свойство жидкости оказывать сопротивление взаимному перемещению ее слоев под действием внешних сил. Различают кинематическую и динамическую величины, они зависят от температуры, при понижении которой увеличиваются. Так при понижении температуры от 100º до 0? С вязкость различных масел увеличивается в 30 – 300 раз, и даже более, а при определенной температуре масло вообще теряет подвижность. Для моторных масел температура застывания, как правило, составляет: для летних - минус 10?...15? C, для зимних - минус 25?.. 30? С, для загущенных (всесезонных) - минус 35?...45? С, для северных (синтетических) - минус 50?-55? С. Вязкостно-температурные свойства являются основными при выборе моторного масла для конкретного типа двигателя и условии его эксплуатации. Нужно, чтобы при самых высоких рабочих температурах в двигателе вязкость была достаточной для надежной смазки и минимального износа деталей, эффективного уплотнения сопряжении и небольшого расхода масла на угар. При отрицательных температурах вязкость должна обеспечивать эффективный пуск двигателя, своевременную подачу масла к парам трения.

В последнее время популярными стали всесезонные масла. Для их получения в основу, полученную при перегонке нефти, добавляют загущающие полимерные присадки. При работе на загущенных маслах достигается экономия топлива, которая доходит до 5 % при длительных пробегах и до 15 % при коротких пробегах в зимнее время (с частыми пусками). Уменьшение времени пуска холодного двигателя на загущенных маслах и их быстрое поступление к трущимся поверхностям, то есть хорошая прокачиваемость, обеспечивают снижение пускового износа. Загущенные масла при рабочих температурах двигателей сохраняют более высокую вязкость, чем обычные зимние незагущенные масла, поэтому они могут применяться всесезонно и имеют повышенный срок службы до замены.

Александр Хабибулин.jpgМнение. Александр Хабибулин, генеральный директор ЗАО «Хабиба»:
- Как правило, новые масла разрабатываются с появлением спроса на рынке, который стимулируется введением новых технических условий (ТУ). Это связано с появлением новых конструкций двигателей, что обусловлено экологическими стандартами снижения токсичности отработанных газов. Цепочка выглядит так: «Новые государственные нормы (качество чистого воздуха – EPA (США), Евро 3,4,5, MOT (Япония)) → Новые конструкции двигателей ? Новые ТУ на масла (API, ACEA, JASO).
Эволюция ТУ: ТУ Cat CF-1 (компания Caterpillar, июнь 2003 года) повысили требования по снижению нагара на поршнях и расходу масла.
Модифицированная версия ТУ CES 20078 (компания Cummins, май 2003 года) повышает требования к нейтрализации кислот.
ТУ Mack EO-N Premium Plus ‘03 (компания Mack, сентябрь 2003 года) повышают требования в отношении сопротивления сдвигу, защиты от нагара и защиты поршневых колец/гильз от износа и коррозии.
Обновленная отраслевая классификация CI-4 PLUS стала лицензируемой в сентябре 2004 года. Ее появление стало следствием общей обеспокоенности проблемами, связанные с нагаром и сопротивлением сдвигу.
ТУ PC-10 рассчитаны на новые моторные масла для двигателей грузовиков, соответствующих требованиям по токсичности отработанных газов на 2007 год.
При разработке новых технических условий на моторные масла для многих проблем, возникших с появлением двигателей с системами EGR и ACERT в 2002-2004 г., необходимы новые решения.
Сегодня 2007 год. По нормативам уровень содержания серы в масле 0,5 масс. % стандарт 0,4 масс. % макс. Уровень содержания золы в масле 1,3-1,5 масс. % стандарт 1,0 масс. % макс. Уровень содержания фосфора в масле 0,12-0,15 масс. % стандарт 0,12 масс. % макс.
Нормы по токсичности отработанных газов продолжают изменяться в сторону снижения содержания оксидов азота NOx. В 2010 году нормы по твердым частицам и NOx будут снижены в 10 раз по сравнению с 2002 годом.
Все данные приведены на основе Европейских показателей и к нам эти требования придут при переходе на Евро 3, за исключением той техники которая уже бегает по нашим дорогам, Но мало кто знает, что для этих двигателей подобрать масло без ведущих брендов на нашем рынке было бы маловероятно, т.к. лаборатории очень дорогое удовольствие.

Раз заговорили о замене масла, обратимся к этой процедуре, от которой зависит жизнеспособность двигателя. Даже если пользоваться «всесезонкой», замена один раз в год обязательна, а при каждой замене масла следует менять масляный фильтр. Масляный фильтр представляет собой сетку, задерживающую твердые частицы грязи и металла, которые собираются моторным маслом при циркуляции. Когда фильтр забит, обходной клапан позволяет этим частицам продолжать «путешествовать» с маслом по двигателю, нанося урон деталям и создавая отложения. Процесс накопления отложений неизбежен, но моторное масло может помочь его задержать. Все отложения в двигателе условно разделяют на три группы: высокотемпературные – нагары, среднетемпературные – лаки, и низкотемпературные, то есть шламы и осадки. Лаки образуются на деталях цилиндропоршневой группы – поршнях, кольцах, стенках цилиндров. Количество их зависит от возраста автомобиля, состояния двигателя, применяемого масла и периодичности его замены.

Схема системы смазки.jpg

Наиболее опасным считается образование лаков: они способствуют перегреву поршня двигателя и накоплению нагара, скрепляя его с металлической поверхностью. В лаках собираются ускоряющие износ частицы нагара, пыли и металла. Накопление таких частиц в канавках поршневых колец приводит к потере кольцом подвижности и, в результате к прорыву отработавших газов и продуктов сгорания, содержащих пары спирта, органические кислоты и другие продукты его разложения, из камеры сгорания в картерное масло. Все это приводит к ухудшению его качества, увеличению износа всех трущихся поверхностей и, в конце концов, к снижению мощности двигателя. В нормально работающем двигателе поршневые кольца свободно перемещаются в своих канавках. При заполнении канавок лаковыми отложениями кольца заклиниваются («пригорают»). Это приводит к повышению расхода масла, прорыву больших количеств газов из камеры сгорания в картер, падению мощности двигателя; ломаются кольца, и может произойти заклинивание поршня в цилиндре. Пригоревшие кольца приходится преждевременно заменять.

Лаковые отложения обладают плохой теплопроводностью, поэтому отвод тепла от поршня, покрытого лаком, ухудшается, поршень перегревается, и нормальная работа двигателя может быть нарушена. Количество лаковых отложений возрастает при увеличении времени работы двигателя и повышении температуры его деталей. Интенсивность образования лака зависит как от конструкционных особенностей и условий работы двигателя, так и от качества топлива и масла. Масло должно поддерживать смолистые вещества «на весу» и препятствовать отложению лаковых пленок на металлических поверхностях. Для придания маслу этих свойств в моторное масло добавляют специальное вещество – присадку. При удачном выборе присадки даже после длительной работы двигателя его детали остаются совершенно чистыми. Масло, содержащее такую присадку, не смывает лак с деталей, а предупреждает образование на них лака.

Павел Лунев.jpgМнение. Павел Лунёв, генеральный директор ЗАО НК «РИД»:
- В последнее время все больше и больше внимания уделяется качеству масла, а именно экологической безопасности и экономии средств при его замене. Состав частного автопарка меняется очень динамично. Это обусловлено как повышением таможенных пошлин на ввозимые автомобилей старше 7 лет, так и открытием автосалонов, где можно купить европейские, корейские и даже китайские автомобили. Как следствие, качество масла должно повышаться. Где спрос, там и предложение, а спрос меняется в сторону более качественных продуктов.
Как осуществляется экономия средств? Да очень просто: чтобы сэкономить на частых заменах минерального масла пусть даже самого именитого брэнда, где замена происходит на 3-4 тысячах километров пробега, проще купить высококачественную всесезонную синтетику и менять его после 7-10 тысяч пробега (в зависимости от рекомендаций производителей). Посчитать несложно – время и деньги уже сэкономлены. И решать, когда переходить с летнего масла на зимнее также уже не нужно. Экономия средств за счет качества масла (применение масла сомнительного происхождения и низкой ценой) может привести к потерям связанных с ремонтом двигателя.
Тематика последних автосалонов – экономичный и экологичный автомобиль. Производители масел учитывают эти тенденции и уже сейчас производят масла с низким содержанием серы и фосфора, с классами по API SL и выше, где речь идет уже о воздействии на окружающую среду.
То же направление можно видеть и по коммерческому дизельному транспорту. Появляются, а в европейской части нашей страны уже широко используются дизеля с системой рециркуляции выхлопных газов, отечественные ЕВРО-3 и им всем нужно масло! Причем высококачественное, с увеличенным моторесурсом, высокими вязкостными характеристиками, с официальными допусками к применению от производителей автотранспорта.
Рынок меняется, спрос меняется и производители масел должны учитывать все эти факты, а продавцы – предлагать своим клиентам востребованную продукцию, экономя их время и деньги.
Хочется заметить, что и отечественный производитель начал выпуск масел соответствующих классификаций.

Глядя на масляный щуп, зачастую обращают внимание лишь на уровень смазывающей жидкости. Кстати, его нужно проверять только на двигателе, остановленном задолго до этого – чтобы увидеть реальный уровень масла, нужно чтобы оно успело стечь в картер. О цвете смазывающей жидкости задумываются редко. На самом деле уже новое масло может быть как темным, так и светлым, это зависит от наличия или отсутствия определенных присадок. Но, запомнив, каким цветом обладает «свежее» масло, можно определить время ближайшей замены. Постоянно образующиеся продукты химического окисления и механического износа частично оседают на дне картера, а частично вместе с маслом циркулируют по системе. Если масло со временем темнеет, это в первую очередь говорит не о неполадках в двигателе, а именно о качестве смазки – наличие примесей «на весу» подтверждает, что масло не поддельное.

Наконец, другой необходимый в автотранспорте вид масел – трансмиссионное. Трансмиссионные масла, так же как и моторные, представляют собой базовые масла, дополненные различными функциональными присадками. В агрегатах трансмиссий смазочное масло является неотъемлемым элементом конструкции. Способность масла выполнять и длительно сохранять функции конструкционного материала определяется его эксплуатационными свойствами. Общие требования к трансмиссионным маслам определяются конструкционными особенностями, назначением и условиями эксплуатации агрегата трансмиссии (например, коробки передач, раздаточной коробки или ведущего моста).

Вот основные аспекты работы моторного и трансмиссионного масел. Самое главное – почаще следить за уровнем масла и его цветом, иначе двигатель выйдет из строя, каким бы совершенным он ни был. Не стоит забывать, что автомобиль даже при наличии новейшей электроники и всевозможных систем безопасности продолжает оставаться железным конем, требующим ухода, чистки и защиты.