20 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Многоуровневые парковки во Владивостоке. Всем стоять?!

Мест для размещения личных авто катастрофически не хватает – по статистике, лишь двадцать две машины из ста без проблем припаркуются вдоль магистралей, на автостоянках и в гаражах. Куда девать остальные – вопрос открытый. А ведь приморская столица – не только будущее лицо России для гостей из стран Азиатско-Тихоокеанского содружества, но и самый автомобилизированный город в стране, у каждого второго жителя Владивостока есть собственное авто.

Мнение всех горожан сходится – одной лишь реконструкцией и строительством новых дорог проблему парковок и пробок не решить, нужно возводить современные паркинги. Нынешняя администрация Владивостока стала заниматься этим моментом практически сразу же после начала своей работы, была выработана концепция развития сети автостоянок, парковок и гаражей в городском округе. Даже были найдены потенциальные инвесторы, но из-за неопределенностей с собственностью городских земель проект временно был заморожен. Теперь же у владивостокцев появился реальный шанс вздохнуть с облегчением. «Второе дыхание» решение вопроса с парковками во Владивостоке получило уже в начале 2010 года, когда администрация Приморской столицы озаботилась поиском инвесторов для строительства паркингов.

Передача 2.jpg
Передача "краевых" земель в ведение городских властей.
Фото пресс-службы администрации Владивостока

Концепция
Мы уже упомянули, что парковочные места есть только для 22% колесящих по Владивостоку автомобилей. А ведь большинство автостоянок, работающих не круглосуточно парковок и гаражей не соответствуют обязательным требованиям. Вердикт администрации Игоря Пушкарева был однозначным: реконструировать и строить новое. Главная задача – максимальная экономия городской территории и привлечение инвестиционных ресурсов в развитие инфраструктуры приморской столицы.

!Это интересно! Автостоянкой называется специально оборудованное охраняемое место или инженерное сооружение, предназначенное для организованного хранения транспортных средств. По некоторым данным, около 40% из действующих во Владивостоке автостоянок являются нелегальными.
Парковка – это площадка или участок проезжей части в местах сосредоточения объектов социального, культурно-бытового и производственного назначения. Парковки должны быть открытыми для общего пользования, оснащенными дорожными знаками, разметкой и оборудованными всем необходимым для осуществления платежей за использование.
В настоящее время гаражная сеть Владивостока состоит из капитальных гаражей, включенных в состав гаражно-строительных кооперативов (ГСК), и из временных гаражей в составе коллективных автомобильных стоянок (КАС). В планах городской администрации значится полное избавление приморской столицы от временных гаражей.

Одним из пунктов концепции значится создание новых парковочных мест для хранения частных автомобилей за счет строительства оборудованных плоскостных и многоуровневых парковок. При строительстве новых и реконструкции действующих объектов приоритет будет отдаваться проектам, которые предусматривают создание наибольшего числа машиномест с использованием минимальной площади участков. Очевидно, наиболее перспективными станут многоуровневые паркинги, которые прекрасно зарекомендовали себя не только за рубежом и на Западе России, но и в соседних регионах, например, в Хабаровском крае.

Концепция не допускает строительства ГСК за счет привлечения новых земельных участков, гаражно-строительные кооперативы смогут расширяться только путем, например, создания надстроек, то есть путем повышения эффективности использования территорий.

01.jpg

Уже действующие паркинги, автостоянки и гаражи вскоре будут должны соответствовать определенным требованиям. Вот некоторые из них: стоящие авто не могут создавать препятствий другим участникам движения, обязательно наличие асфальтобетонного покрытия (и сколько во Владивостоке таких стоянок?), освещения в темное время суток.

Функции по реализации концепции развития сети автостоянок, парковок и гаражей во Владивостокском городском округе на себя возьмет МУПВ «Парковки, стоянки и гаражи». Сотрудники этого унитарного предприятия и будут выносить решение о целесообразности того или иного проекта, а также осуществлять контроль над действующими объектами, предназначенными для хранения транспорта.

Землю – горожанам
Около года решался вопрос о передаче земель, пригодных для строительства многоуровневых паркингов, из ведения администрации Приморского края в собственность Владивостока. Участки были переданы «в край» 1 февраля 2007 года как неразграниченные. В начале февраля нынешнего года губернатор Сергей Дарькин в ходе совещания со специалистами заявил о готовности вернуть землю в собственность администрации краевой столицы, но с обязательным условием: территория должна использоваться максимально эффективно и строго по назначению. 14 декабря 2008 года соответствующее соглашение было подписано, и теперь с уверенностью можно сказать, что на 12 земельных участках разместятся многоуровневые паркинги, а на 30 прилегающих к берегу участках – комфортные для отдыха пляжи.

02.jpg

Дело за малым – найти инвесторов (читай: арендаторов). Насколько «парковочный» бизнес прибылен? В 2008 году в Хабаровске открылась многоярусная парковка, рассчитанная на 370 «железных коней». Первый час аренды машиноместа бесплатный, каждый последующий обходится в 60 рублей. Комплекс сделан комбинированным – надземным и подземным, в двух этажах ниже «ватерлинии» хабаровские предприниматели разместили автостоянку длительного пользования, тариф – 150 рублей в сутки. Ставки едины для любого авто – от компактной «табуретки» до элитного джипа. Если хотя бы надземная часть паркинга заполнена полностью, в час его владельцы получают 22 200 рублей. Вычтем из этой цифры многочисленные расходы, и мы все равно останемся в неплохом «плюсе». Вероятно, и во Владивостоке найдется множество бизнесменов, готовых вложиться в проекты парковок.

Уже известно, что одна из будущих многоуровневых парковок разместится на пустующем ныне участке земли, прилегающем к Владивостокской ТЭЦ-1, что неподалеку от спорткомплекса «Олимпиец». Экономически рентабельной видится и передача под паркинг многоуровневой таможенной стоянки по соседству с Морским вокзалом. Авторами этой идеи стали сами владивостокские таможенники, каждый день наблюдающие практически пустое в последнее время строение.

Кстати, некоторые горожане, даже видя благие намерения чиновников из мэрии, относятся к идее строительства 12 паркингов скептически. А опасаться есть чего: помните, что планировали возвести напротив здания городской администрации? Верно, многоуровневую парковку. А теперь на этом месте сверкает тонированными стеклами многоэтажка… Остается невостребованным и вырытый много лет назад котлован на ул. Алеутской, рядом с Домом строительных организаций.

Москва.jpg
Действующий надземный паркинг в Москве

Вам наверх или вниз?
Рельеф Владивостока гористый, а грунт по большей части скальный. Многие эксперты, в том числе и главный архитектор «Приморгражданпроекта» Владимир Воробьев, говорят о том, что подземные стоянки, которые спасают десятки крупных городов, здесь построить крайне сложно, и эти проекты будут медленно окупаться. Оптимальное для Владивостока решение – это многоуровневые паркинги, «стремящиеся» ввысь. Строительство ведется быстрее, да и организовать въезд и выезд на их территорию проще, нежели в ситуации с подземными стоянками.

Во многих городах и странах используются автоматизированные механизированные многоуровневые паркинги. Автовладельцу нужно лишь загнать свою машину на подъемник, оплатить через терминал услуги хранения, а далее автоматика сделает все сама – поднимет машину на нужный уровень и перенесет на свободное место. Для Владивостока идея подобного проекта видится просто фантастикой, но оказывается, что с такими решениями местные специалисты уже знакомы.

Щелково.jpg
Проект паркинга в подмосковном городе Щёлково

Уже несколько лет компания-поставщик из Артёма безуспешно пытается пробиться на рынок краевого центра со сборными многоуровневыми парковками южнокорейского производства. Их удобство заключается не только в скорости строительства, но и в простоте разработки каждого проекта. Интересно, что эта приморская фирма давно и успешно работает со многими российскими регионами, а вот на «домашнем» рынке заказчиков нет. Специалисты уже подготовили проект многоуровневого паркинга высотой 21 метр для Владивостока, и они предполагают, что сроки строительства объекта «с нуля» окажутся в пределах полугода (это с учетом доставки конструкций из Южной Кореи). Стоимость одного машиноместа оценивается в 15 тысяч долларов, в этом случае при курсе рубль/доллар в 33,5 рубля и стоимости суточной аренды машиноместа в 150 рублей проект окупится в течение 9 лет. Чем не вариант решения проблемы пробок и стоянки при участии в финансировании проекта городской администрации, и почему к сборным паркингам до сих пор не обратились? Ну, не в нашей это компетенции…

Москва 1.jpg
Сборная парковка в одном из московских дилерских центров
служит и для охраны автомобилей

Там, где нас нет
Напоследок, отвлечемся от местного аспекта и узнаем, как в России и «за кордоном» организованы многоуровневые паркинги. Москва пошла по пути строительства надземных паркингов. В 2008 году в разных административных округах российской столицы уже действовали такие парковки, рассчитанные более чем на 8 000 машиномест. При строительстве каждого очередного объекта используется земля, освобождаемая при сносе гаражно-строительных кооперативов, при этом каждому собственнику гаража полагается машиноместо поблизости от дома.

План по строительству многоуровневых паркингов, в том числе и небольших «перехватывающих», разработан в Минске в 2006 году, и сейчас первые объекты уже строятся. Возводятся и паркинги в украинском Запорожье. А вот власти итальянской столицы решили сделать многоуровневые стоянки не только эффективными, но и эстетичными – римские парковки делаются подземными, а над ними располагают скверы и аллеи. Важный минус подземных паркингов – большая высота каждого этажа, эксперты считают, что она должна составлять не менее 2,9 метров, а также необходимость создания мощной системы вентиляции.

Дизайн-проект2.png

!
Это интересно! Австралийский дизайнер Аксель Пимоэллер при помощи обычной краски создал самый необычный в мире интерьер многоуровневой парковки, которая располагается в самом высоком небоскребе Мельбурна – Eureka Tower. Только с определенного ракурса изображенные на полах, потолках и стенах трехмерные буквы, играющие роль указателей направления движения, различимы, в остальных случаях они видятся лишь как хаотичный набор линий. Если автомобилист припаркуется хоть немного неверно, он поймет это, так как не увидит иллюзорной надписи. Проект оформления парковки уже выиграл ряд международных конкурсов.

Традиционно в Соединенных Штатах строились паркинги, подобные тем, что мы привыкли видеть в классических блокбастерах – со въездом на первом этаже, без остекления, и с доступом на каждый этаж по «винтовой» дороге. Сейчас же в американских мегаполисах обратились к автоматическим механизированным парковкам, занимающим гораздо меньше площади. А всемирным лидером в области использования многоуровневых парковок уже много лет считается Япония.

Исполнительный директор Немецкой ассоциации гаражного строительства Петер Ребери считает, что за вертикальными парковками будущее, и что устройство традиционных автостоянок – непомерная роскошь для современных городов. К тому же, вертикальные паркинги изготавливаются с гарантией защиты от падения автомобилей, и каждое машиноместо обычно получает автономную систему пожаротушения.

Стоянки будущего
А теперь узнаем, какие парковки вполне могут воплотиться в реальность в будущем. Власти Красноярска предложили местным предпринимателям вложиться в проект создания плавучих автостоянок. Возле набережных Енисея могут разместиться четыре построенных специально для этих целей баржи вместимостью 800 автомобилей каждая. Такая (кстати, вполне реалистичная) мера позволит избавить от пробок центральную часть города. Но это – самая «скромная» из идей по использованию воды для решения проблемы парковок.

США 1.jpg
Типовая надземная парковка в США

В Стране восходящего солнца уже есть насыпные острова, созданные исключительно для хранения автомобилей. Московские власти долгие годы разрабатывают проект, согласно которым на дне Москва-реки будут построены паркинги с заездом с набережных. Одна из таких стоянок может появиться возле стен Кремля. В Краснодарском крае уже согласован проект первого в стране насыпного острова «Федерация», включающий в себя аналогичные подводные парковки.

Немецкие архитекторы из компании CarLoft предложили не менее смелую, чем «подводную», идею: они разработали проект домов, в которые жильцы смогут въезжать прямо на собственных авто (!), не выходя из-за руля подниматься на нужный этаж, и парковать машину на выделяющемся из стены балконе. Удивительно, но строительство первых подобных зданий уже идет в Берлине!

03.jpg

Вернемся к нашим…
А мы вернемся в день сегодняшний, во Владивосток. Как говорил небезызвестный Остап Бендер, лед тронулся! В городе появилась концепция, согласно которой парковки, автостоянки и гаражно-строительные кооперативы будут возводиться организованно и под четким контролем. Площадки на территории города уже готовы для освоения, хоть сейчас бери в аренду и строй. На самом деле проблема хранения автомобилей, в том числе и на многоуровневых парковках, требует гораздо большего внимания, чем принятие одного-двух законодательных актов. Но, как известно, главное начать…