24 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Что такое ксенон. Ночная сила дневного света

Из разряда модных фишек и элементов тюнинга, к которым его пытаются отнести, ксенон уже давно перешел в атрибут первой автомобильной необходимости. Статистика ГИБДД бесстрастна. Среди причин, способствующих аварийности, лидером оказывается плохая освещенность улиц и дорог в ночное время. Добавьте к этому недисциплированность пешеходов, перебегающих дорогу не там, где надо, а там, где нравится, а также открытые люки, ямы и провалившиеся ливневки – вот вам один из основных аргументов, почему свет фар должен быть ярче.

Многие автолюбители, не задумываясь, по привычке, пользуются галогеновыми лампами, установленными в фарах. Конечно, за десятки лет эксплуатации галоген себя оправдал, ибо конкурентов у него просто не было. Быстро меняющееся время принесло новые технологии, поэтому и европейские, и азиатские страны, в которых расположены заводы-автогиганты, последние пять лет уверенно используют в световых элементах ксенон. Чтобы это проверить – далеко ходить и ездить не надо – достаточно на любом авторынке или автосалоне посмотреть «свежие» «Тойоты», «Ниссаны» и «Мазды».

1 - Все о ксеноне.jpg

Главное – безопасность
Что нужно знать автолюбителю, который не хочет попасть в ДТП в темное время суток? Всего лишь несколько цифр и фактов. Спектр света ксеноновой лампы практически равен дневному. Это означает, что ночью видно точно так же, как днем. Ни дождь, ни туман, ни снег не могут помешать водителю наблюдать за дорожной обстановкой, поскольку, говоря простым русским языком, ксеноновый свет «пробивает», а не «освещает» их. Светоотдача от ксеноновой лампы почти в три раза больше, чем у устаревшего галогена. При этом дополнительной нагрузки на электрику автомобиля нет. Наоборот – 35-ваттная ксеноновая лампа выдает световой поток порядка 3500 люмен, тогда как 55-ватная галогенка – всего 1500. Кроме всего этого, ксеноновый свет – «холодный», поэтому фары не нагреваются и в принципе не могут прийти в негодность при резком перепаде температуры внешней среды (например, при попадании на их стекло холодной воды). Да, кстати, немаловажный плюс ксенона – отсутствие в лампочках нити накаливания, им не страшны тряска и даже удары. Принцип действия прост: несколько инертных газов, закачанных в колбу, под воздействием электричества дают чрезвычайно яркое свечение. Естественно, служат такие лампы в пять раз дольше, выдерживая 2000 часов непрерывной работы по сравнению с 400 у «галогенки».

!Это интересно! При разбирательстве в ГИБДД или следственном управлении УВД города немаловажным фактором является то, имел ли водитель «техническую возможность» избежать столкновения с другим автомобилем или наезда на пешехода. Освещенность улицы, скорость, место появления пешехода или второй машины – все может быть подвергнуто огромному количестве экспертиз, причем не только в Приморье, но и в Хабаровске, Новосибирске и даже в Москве. Так вот, использование ксенона – это как раз та дополнительная «техническая возможность», которая дает автолюбителю запас времени на необходимый маневр.

Цены вас устроят
А вы знали, что одни и те же ксеноновые лампы легко переставить с модели на модель? Надоела «Королла»? Не вопрос. Лампы демонтируются и переставляются на другую машину, будь то «Краун», «Карина», «Куб» или «Примера». То есть машина другая, а лампы – те же. В общем, покупка раз и навсегда.

3 - Все о ксеноне.jpg

Увы, галогену скоро придется окончательно уйти на покой, ибо уже сегодня цены на ксеноновые лампы весьма демократичны. У владивостокского дилера южнокорейской фирмы KAIXEN – одного из мировых производителей «света», цены держатся в пределах 7-10 тысяч рублей за комплект. Нельзя сказать, что это дорого. Во-первых, не дешевы и «мощные» «галогенки», цена которых доходит до 1500 рублей за штуку, а во-вторых, примитивнейшая автомобильная сигнализация, зачастую не защищающая автомобиль, а являющаяся чем-то вроде дополнительной опции «открытие дверей» или «автозапуск», стоит не менее 7 тысяч рублей. Однако даже между собой нельзя сравнивать пользу от примитивной сигнализации и «дневного» ксенонового света. Статистика угонов свидетельствует: «средние сигнализации» угонщик щелкает как орешки. То есть главную свою функцию – обеспечение безопасности автомобиля – они не выполняют. А вот ксенон, освещающий всю дорогу на десятки метров, со своими функциями справляется на все 100 процентов. Конечно, сигнализация нужна хотя бы для того, чтобы машину не угнали какие-нибудь малолетки-самоучки, но и без ярких фар не обойтись. Стоит ли экономить? Да, еще один важный момент: официальных дилер фирмы KAIXEN, работающий во Владивостоке, дает годовую гарантию на свою продукцию. Скажем так, гарантия в местном автобизнесе – вещь пока еще редкая. Надо быть уверенным в товаре. И у дилера есть эта уверенность. Переставить ксеноновые фары – дело достаточно простое, чего не скажешь о тех самых сигнализациях, на монтаж и демонтаж которых уходят часы.

!Это интересно! Ксенон относится к так называемым HID-технологиям. High Intensity Discharge (HID) – он же разряд высокой интенсивности, позволяет обойтись без нити накаливания. Светится не спираль (ее просто нет), под воздействием электричества яркое свечение дает сама газовая среда. Сегодня эту технологию нельзя назвать революционной: и в автомобилестроении, и в изготовлении бытовой техники это уже сегодняшний, но никак не завтрашний день. Неудивительно, что она активно вытесняет галоген.

Да, несколько лет назад, когда ксенон только пробивал себе дорогу, имелись определенные проблемы с его установкой. Самые первые образцы подходили не ко всем типам фар, приходилось подгонять одно под другое, долгое время производители не могли добиться, чтобы одна и та же лампа давала «дальний» и «ближний» свет, но сегодня все эти проблемы благополучно преодолены. Установить ксеноновые лампы – проще простого: требует две лампы и два блока управления, которые должны быть хорошо закреплены под капотом или в салоне. Проблема с ближним и дальним светом также решена: теперь переключение света достигается просто – в лампе всего-навсего меняется фокусное расстояние. Ксенон стал не просто доступным. Он стал безупречным. Не случайно лозунгом фирмы KAIXEN являются следующие слова: «Driving Out Darkness», что в переводе означает: «Вождение без тьмы». Южнокорейский производитель, в числе прочих плюсов, указывает улучшенный боковой обзор, который дает свет ксеноновых фар, а также лучший визуальный обзор низа дорожного полотна и более высокую световую температуру. Проще говоря, лампы дают более яркий белый свет, а не визуально искажающий расстояние желтый. Нужно ли говорить, что элементарная нехватка света фар в ночное время вынуждает водителя излишне напрягать зрение и переутомляться. И это при том, что дорожное движение не идеально. Вот и получается, что, катаясь по городу и пригороду с недостаточно ярким светом, вы в очередной раз рискуете надолго увеличить свое внутриглазное давление, которое, в отличие от артериального, просто менее заметно и не менее разрушительно. А если и после всего этого остались скептически настроенные к ксенону люди, то им следует напомнить, что не все «лежачие полицейские» в приморских городах имеют предупреждающие знаки со светооталкивающим покрытием. Зачастую некоторые из них представляют убойные для «ходовки» автомобиля конструкции, подкарауливающие водителя в самых неожиданных местах. Так вот ксенон позволяет разглядеть эти дорожные шедевры заранее, что, в свою очередь, весьма полезно для «здоровья» автомобиля.

2 - Все о ксеноне.jpg

Кстати, для тех автомобилей, которые снабжены противотуманными фарами, тоже найдется хорошая ксеноновая добавка: «туманка» превращается в настоящий прожектор, столь незаменимый у нас в Приморье – краю вечных туманов.

Нередко ксенону ставят в вину то, что, дескать, излишне ярок и слепит водителей встречных автомобилей, но это не так. Ослепление встречного потока зависит не от яркости фары, а от того, как они настроены. Если сразу после привоза иномарки из Японии ее фары не были перенастроены на левостороннее движение, то слепить будет не только ксенон, тут разрушительно воздействует на встречных водителей и галоген. «Слепящая» проблема – совсем не проблема, если ксеноновые лампы устанавливаются специалистами, а настраиваются работниками центра инструментального контроля. На это уходит всего лишь несколько минут.

Сегодня уже трудно представить современный автомобиль без автоматического стеклоподъемника, кондиционера и подушки безопасности. Обыденностью становятся автоматическая коробка передач и GPRS-навигация. Про подвески, управляемые электроникой, и противоюзовые системы и говорить неудобно – все это обычные вещи. Во многих сегодняшних автомобилях уже установлены штатные камеры заднего вида и датчики движения. Без всего этого ездить можно, но уже как-то очень неуютно. Вот и ксеноновые лампы – обыденный товар из сегодняшнего современного перечня, который просто нельзя проигнорировать. И он не может уступать архаичному галогену пальму первенства, поскольку на кону самое главное – безопасность. Ну и доступность, конечно. Куда без нее…