29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Видимость на ночной дороге. Свет в конце тоннеля

Проблему уличного освещения, в том числе – что особенно важно для водителей транспортных средств – освещения дорог, у нас никак не могут решить. Везде ссылаются на нехватку финансов, а количество наездов на пешеходов на неосвещенных дорогах и улицах столицы Приморья растет.

Стоит попробовать
Вам никогда не приходилось в самый солнцепек, находясь в пробке и посмотрев вверх, увидеть светящиеся тусклым светом фонари? Почему они горят? Ответ прост – забыли выключить. Зато ночью, часов так с 12 и до утра, гореть они будут вряд ли. А ведь именно тогда их свет так нужен, пусть и редким, водителям и пешеходам! В темное время суток качественное уличное освещение повышает производительность зрительного аппарата и существенно влияет на снижение числа аварий. Установлено, что общее количество ДТП может быть уменьшено на 30%, а число происшествий в зонах особой опасности (например, на перекрестках) – на 45%. Удвоение средней яркости дорожного покрытия значительно уменьшает число ДТП в ночной период. Это отчетливо продемонстрировали эксперименты, проведенные по заказу министерства транспорта Германии на десяти участках дорог в шести крупных городах. Количество ДТП удалось снизить на 28%. Аварий с участием пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов стало меньше на 68%, а несчастных случаев – на 45%.

IMG_0880.JPG

По правилам
В большинстве случаев людей сбивают в темное время суток. И весьма часто при этом существенную, если не определяющую роль играет недостаточная (а то и вовсе отсутствующая) освещенность дорожного полотна. Но если начать искать крайнего, ответственного за это, он, как всегда, не найдется. А ведь существуют соответствующие правила в законодательстве! Например: доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения. В ГОСТе не указано должное расстояние между светильниками, но обычно их размещают с разрывом в 30 метров. Это позволяет наиболее эффективно использовать световой поток, так как один фонарь достаточным количеством света охватывает площадь диаметром примерно в 60 метров. Включение наружных осветительных установок следует производить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 люксов, а отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 люксов (согласно ГОСТу). Для работы за столом в темное время суток обычному ученику требуется освещение в несколько сотен люксов.

В дневное время наружная освещенность меняется от 5000 до 100 000 люкс, в то время как ночью 1 люкс составляет почти максимум возможностей лунного света. Наша способность видеть во всем этом широком диапазоне яркости объясняется способностью глаз адаптироваться. Тем не менее при некоторых условиях адаптации зрительная восприимчивость снижается. Наилучшие условия для зрения создаются при дневном свете, когда в глазном дне активизируются так называемые колбочки – светочувствительные рецепторы, способные к восприятию света с различением длины волны. В это время мы легко различаем цвета и объекты, можем четко разглядеть мелкие детали поля зрения. В темноте в действие вступают другие рецепторы – палочки, практически нечувствительные к цвету и высокочувствительные к яркости. В переходное время суток, в сумерках, активны оба вида рецепторов.

Чёрные дыры
Искусственное освещение играет ключевую роль в вопросе безопасности движения в тоннелях. В течение дня вероятность ДТП высока за счет разницы в уровнях яркости дневного света и сравнительно темного пространства тоннеля. Резкая переадаптация зрения требует большого напряжения. Обратный процесс, имеющий место на выезде из тоннеля, менее важен, равно как и момент въезда в освещенный тоннель ночью. Таким образом, освещение этих сооружений должно учитывать адаптивные способности человеческого глаза. Снаружи въезд в тоннель выглядит как черная дыра. Исправить положение можно при помощи интенсивного наружного освещения, плавно уменьшающегося в переходной зоне въезда. Для остального тоннеля достаточно сравнительно низкой освещенности.

IMG_0892.JPG

Пожалуй, единственное место, которым Владивосток может гордиться в плане освещенности, это проспект Красоты. Даже с противоположной стороны, с мыса Чуркина, бросается в глаза яркая полоса светящихся огней. Согласно норме, мощность осветительных приборов в уличных фонарях должна составлять не менее 200 Вт, здесь же предприятие «Владсвет-1», устанавливая освещение, не пожадничало и поставило лампы в 450 Вт, что сразу дало видимый результат.

Безденежье или безразличие?
Немалой проблемой для водителей являются так называемые закрытые, или «слепые», повороты. Слепым поворотом называется поворот или перекресток с ограниченной видимостью. Нередко возникает ситуация, когда за закрытым поворотом люди начинают переходить дорогу или несется какой-нибудь «ас». Конечно, водитель обязан видеть и предвидеть все, но в жизни все получается по-другому. Уже достаточно давно на этот случай придумали простое, но в то же время очень полезное для закрытых поворотов устройство, такое, как «зеркало безопасности». Современные дорожные зеркала – это новое поколение зеркал для поддержания безопасной езды и маневрирования на участках дорог с ограниченной видимостью, слепыми поворотами.

Дорожные зеркала оснащены светоотражающими элементами по контуру, подобными тем, что используются в отражающих элементах автомашин и видны издалека. Использование дорожных зеркал позволяет обезопасить движение машин на сложных участках дороги с ограниченной видимостью в дневное и ночное время. Конструкция включает рамку с кронштейнами для крепления на опору. Зеркало изготавливается из триплекса и имеет выпуклую форму для увеличения угла обзора. Оно устанавливается непосредственно на опасном участке дороги, чтобы водитель мог видеть, что находится за поворотом, – не переходит ли кто-нибудь улицу или не летит ли там очередной лихач. Важными преимуществами такого зеркала являются: высокая отражающая способность, большой угол обзора – 120 градусов с любой стороны, большой размер, огромная видимая площадь. Это полезное устройство оптимизировано для использования на улице, не бьется. В цивилизованных странах такие зеркала висят на каждом маленьком перекрестке, стоят у каждого угла дороги. Сразу видно, кто навстречу едет, и «лбом не стукнешься». Например, в Японии люди говорят, что уже настолько привыкли смотреть в эти зеркала на каждом повороте, что там, где их нет, уже пройти боишься. Как же тут за угол дома заворачивать, когда не знаешь, что тебя там ждет? Вдруг, за углом притаился страшный японский зверь абунай?

road mirror6.jpg

Стоимость такого зеркала невелика, эти устройства уже имеются в некоторых крупных городах России – Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге. Во Владивостоке еще не брались за установку такого вида конструкций. Возможно, у нас считают это бесполезной тратой денег? Или опасаются, что это зеркало тут же пропадет и будет висеть в чьей-либо ванной? Сомнительно. Вряд ли кто захочет смотреть на свое выпуклое лицо шириной в полметра. Поэтому остается надеяться на благоразумие вышестоящих чинов, ведь у нас в городе есть ряд мест, где такие зеркала просто необходимы. Например, всем известный подъем с Некрасовского моста в сторону улицы Гоголя. Там идет широкая дорога, затем закрытый поворот направо. Несмотря на то что рядом три перехода (один подземный и два надземных), многие люди имеют странную привычку пересекать это место непосредственно через проезжую часть. При свободной дороге машины, как правило, вылетают из поворота на достаточно высокой скорости, естественно, не ожидая встретить пешехода, поскольку их там быть попросту не должно. Но если при этом попадается кто-то, рискнувший на переход дороги в неположенном месте, зачастую только по счастливой случайности водители успевают увести машину в сторону или пешеход отпрыгнуть. Нередко там происходят наезды на людей. Глядишь, стояло бы в этом месте такое зеркало, пешеходы бы видели, стоит ли им туда соваться, а водители заранее сбрасывали скорость, видя в зеркале стоящего у обочины человека. Также не хочется оставлять без внимания поворот с улицы Вилковой на 40 лет ВЛКСМ, где сразу же после закрытого поворота через несколько метров находится пешеходный переход.

А если обсуждать дорогу на Шамору, то там через каждые 50 метров необходимо такое зеркало. Остается надеяться, что ответственные за безопасность дорожного движения лица поймут всю важность проблемы и будет сокращать аварийность на дорогах не репрессивными методами, типа повышения размеров штрафов или попыток запрета правого руля, а наиболее эффективными – установкой освещения на дорогах, зеркал безопасности и прочих нужных и полезных устройств, обеспечивающих водителю максимально возможное поступление зрительной информации об окружающей обстановке.