24 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Приморский акцент «обновляемого» КоАП

Копья летят с двух сторон: один из инициаторов «закручивания гаек», бывший главный гаишник России Владимир Федоров, обвиняет водителей в неграмотности и грубейших нарушениях Правил дорожного движения, а депутат Госдумы Виктор Похмелкин предупреждает, что коррупция в ГИБДД из-за этого станет повальной и весьма «дорогостоящей». Народу, конечно, ближе позиция Похмелкина – мол, нечего лезть в наш карман, сначала разберитесь с дорогами. О том, чего можно ждать от нововведений, наш разговор с начальником отделения по исполнению административного законодательства ГИБДД УВД Приморского края подполковником милиции Тамарой Шипиловой.

Воспитание «просечками»
AG: Тамара Ивановна, водители опасаются, что «обновленные» правила будут чрезвычайно жесткими, а главное – не будут учитывать некоторых особенностей дорожного движения и российского менталитета. Такой формализм приведет к тому, что дорожные условия не улучшатся, а водителей, которые в этих условиях будут совершать нарушения, штрафовать будут больше и чаще.
– Во-первых, пока прошло лишь первое чтение законопроекта о поправках к КоАП, а второе чтение запланировано на май. Третье чтение, после которого закон отправляется на подпись к президенту, будет во втором полугодии. Президент должен подписать или не подписать. Реально вступление поправок в силу следует ожидать, скорее, лишь в 2008 году. Во-вторых, некоторых изменений и ужесточений не избежать. А вообще, часть поправок была даже инициирована управлением ГИБДД Приморского края. Правда, вносились они не разово, а в течение последних 10 лет! Мы, в частности, настаивали на том, что в качестве меры если не наказания, то, как минимум, сдерживания и перевоспитания водителей была возрождена накопительная балльная система. Она позволяет начислять за каждое нарушение определенную сумму баллов, которые накапливаются в течение года. Набрал больше определенной нормы – лишаешься права управления транспортным средством и отправляешься на пересдачу. Понятно, пересдавать никому не хочется, и даже самый недисциплинированный водитель вынужден или не нарушать, или не выезжать на дорогу. Пересдача носит профилактический эффект и в том, что для экзамена приходится заново и полностью выучить ПДД. К сожалению, в первом чтении депутаты оставили вопрос с балльной системой «за бортом». Водители постарше помнят существовавшую в советские годы систему просечек, которые делал автоинспектор. Три просечки означало пересдачу. Даже таксисты, поведение которых тогда на дороге изобиловало многочисленными нарушениями, старались больше двух просечек в год не зарабатывать: слишком денежной была их профессия. Система баллов работала в нашей стране с 1992-го по 1997 годы. И тоже являлась серьезным фактором сдерживания, после ее отмены резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий.

Сегодня можно найти много минусов обновленных правил, однако есть и очевидные плюсы. Законодатели учли одну из наших инициатив, что ответственность за нарушение ПДД и за ДТП, совершенное на конкретном автомобиле, теперь возлагается на собственника транспортного средства. Часто автомобили, проданные по доверенности, впоследствии становятся орудием преступлений, или же на них совершаются аварии с тяжкими последствиями. Впоследствии усложняется процесс выявления лица, формально являющегося виновником, поскольку по доверенности автомобиль может быть продан десятки раз! Одно дело, когда автомобиль угнан и преступники им воспользовались. Другое – когда человек сам предоставил его непонятно кому, и это привело к гибели человека, тяжелой травме и к совершению преступления. Не говоря о том, что продажа машины по доверенности является способом ухода от уплаты налогов – то есть налоговым преступлением. Если будет возложена ответственность на собственника автомашины, возможно, сократится или вообще прекратится тянуться шлейф полукриминальных продаж автомобилей.

Еще момент, на котором законодатели заострили внимание (и с этой инициативой обращались к депутатам сотрудники Приморского управления ГИБДД) – переподготовка специалистов, которые готовят будущих водителей. Сегодня подготовка в автошколах, увы, не отличается качеством. Инструктором может выступить любой человек, имеющий три года водительского стажа, чего явно недостаточно. Специалист по подготовке водителей должен сам быть практиком и, как минимум, раз в полгода повышать свою квалификацию и проходить переподготовку. Уметь объяснить и практически применять знания по устройству автомобиля, чтобы курсант умел в реальной обстановке хотя бы элементарно поменять пробитое колесо и выбрал правильную манеру вождения. А о культуре поведения на дорогах практически ни в одной учебной организации речь вообще не ведется. А главное – умение оказывать грамотную доврачебную помощь пострадавшему в ДТП, и не только. Сегодня положено проводить три-пять занятий по медицинской подготовке. Этого явно недостаточно, но так и это время сокращают, пытаются уложиться нередко в одно получасовое занятие! А ведь речь идет о жизни человека. Поэтому говорить только о том, что нововведения в административном законодательстве ухудшат жизнь всех водителей, – просто неразумно. Давайте будем объективными: одними штрафами проблему не решить, но и без них сегодня не обойтись.

AG: Но ведь все равно человеческий фактор играет свою роль! Вот сказал инспектор ГИБДД, что было нарушение – и ничего не докажешь. Просто вчера был штраф 200 рублей, а завтра станет 1500 рублей.
– Уже сегодня сами сотрудники ГИБДД стараются свести влияние человеческого фактора к минимуму. К июлю этого года во Владивостоке появится 50 видеокамер, которые будут следить за основными проблемными перекрестками, зданиями вокзалов, площадями, автобусными остановками, т.е. за местами, где имеется концентрация людей и транспорта. Вся записанная информация будет храниться у сотрудников специализированной службы, здание для которой планируется построить в центре Владивостока. Записываться на видеокамеры будут не только нарушения ПДД, но и административные правонарушения. Все это будет направлено на охрану общественного порядка в местах концентрации людей. Такая система позволит потом тщательнее разбираться с ДТП и более четко устанавливать, кто как действовал на дороге. Камеры будут закреплены на определенной высоте, в основном на столбах. Кроме Владивостока, будет установлено восемь камер в Артеме, пять – в Уссурийске, четырнадцать – в Находке. Использование устройств видеоконтроля в разборе ДТП и при вынесении решения о наложении штрафа за нарушения позволит свести к минимуму человеческий фактор. Водителю будет проще доказать свою невиновность на рассмотрении дел или оспорить решение ГИБДД в суде, а сотрудникам Госавтоинспекции – принимать объективные решения.

Опять же – штраф штрафу рознь. Скажем, ремень безопасности реально влияет на тяжесть последствий в случае столкновения. Он позволяет не разбить голову и не сломать грудную клетку, однако из-за «копеечности» штрафа сегодня водитель позволяет себе не пользоваться им – не пристегнутый ремень безопасности обходится водителю 50 рублей. А будет обходиться 300. И если на пути следования, водителя остановят, скажем, четыре раза и каждая остановка обойдется в 300 рублей – посчитайте конечную сумму. Или возьмем Лесозаводск. Там большое количество железнодорожных переездов, пересекающих проезжие части города. Местные водители терпеливо ожидают, когда проедет поезд. Однако гости города или те, кто в нем бывает проездом, не хотят терять драгоценные минуты, ожидая, когда перестанет мигать семафор, да и риск с их стороны кажется, невеликим, подумаешь, штраф 500 рублей – и свободен! Полагаю, при штрафе в полторы тысячи рублей за такое нарушение желающих лихачить на ж/д-переездах Лесозаводска убавится.

AG: Но наш уровень жизни таков, что увеличение штрафов – прямой путь к разорению. Мы равняемся на цивилизованную Европу, а там доходы в разы (если не в десятки раз) выше. Как быть с этим?
– В цивилизованной Европе штрафы, даже для их уровня жизни, тоже немаленькие. Во Франции, например, управление транспортным средством в нетрезвом виде может обойтись водителю в 150 тысяч евро (!). Не думаю, что для французов такая сумма является копеечной. За это же нарушение во Франции водитель может быть приговорен к трем годам лишения свободы и лишению права управления. Порог ограничения – до трех лет тюрьмы. Там же превышение допустимой скорости на 40 километров в час и более расценивается как преступление и обходится водителю от 760 до 4575 евро штрафа. А может еще караться временным лишением прав.

Другое дело, что в Европе нарушения фиксируют видеокамеры, а решение о наказании выносит суд. Там функции дорожной полиции сводят к профилактике, выявлению нарушения и его пресечению, но не к вынесению решений о наказании, это право делегировано только судебным органам. Вы наверняка видите зарубежные фильмы, когда полицейский кладет на лобовое стекло протокол с указанным нарушением – например, правил парковки, и ни у одного водителя не возникает мысль, что такой документ можно выкинуть и не явиться в суд или же вообще отказаться от уплаты штрафа. В идеале и Госавтоинспекция должна заниматься профилактикой правонарушений и выявлять их, но не принимать мер административного наказания. В Российской Федерации на протяжении пяти лет работают мировые судьи, которые рассматривают материалы, где, согласно административному законодательству, предусмотрено лишение права управления. Если делегировать право рассмотрения всех дел, выявленных в процессе обеспечения безопасности дорожного движения, мировым судьям, тогда изжило бы себя мнение о злоупотреблениях властью со стороны инспекторов ДПС.

AG: Но ведь один из пунктов претензий всех правозащитников как раз и касается роста коррупции в рядах ГИБДД. Увеличатся штрафы – проще будет откупиться на месте, только суммы этих «откупных» вырастут. Крайним все равно останется водитель, не так ли?
– За мою долгую службу в ГИБДД (а это более 20 лет) я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы инспектор, остановивший водителя за нарушение, потребовал: «Дай денег, иначе тюрьма!» Всегда именно водитель предлагает инспектору откупиться – ведь инспектор ДПС – первое лицо, которое непосредственно выявило нарушение правил. Скажу больше – за прошлый год сотрудниками ГИБДД и других подразделений милиции, с участием прокуратуры задержаны ДЕСЯТКИ взяткодателей, которые пытались откупиться от инспекторов, работающих на линии. В среднем пытались давать от 500 до 1000 рублей. Попытки дачи взяток оканчивались уголовными делами против водителей, следствием и судом, на которые подозреваемые затрачивали суммы намного большие, чем им обошелся бы самый крупный штраф. Чем это объяснить? Трудно сказать и, как правило, при работе следователей водители поясняют, что не было времени ждать оформления нарушения, а то и просто хотелось показать себя морально выше инспектора. Мало кто считает затраты на перспективу. Если официальный штраф за нарушение может выйти в размере 1000 рублей, то взятка «стоит» больше – включите в нее стоимость услуг адвоката и пятно в биографии, да и штраф все равно платить приходится! Вот вам и ответ на вопрос, кто на самом деле порождает коррупцию. Сегодня за сотрудником ГИБДД надзирают и управление собственной безопасности, и прокуратура, а проверки проводятся довольно серьезные. В отношении действительно нечистых на руку сотрудников возбуждаются уголовные дела, по результатам которых сотрудников безжалостно увольняют. Человек не может быть идеальным, да в мире вообще нет идеалов, равно как и среди сотрудников органов внутренних дел. Чтобы в Госавтоинспекции проходили службу достойные люди, возрождается конкурсный отбор кандидатов на должность инспектора ДПС. Далеко не все, кто подходит согласно формальным признаком, попадают к нам. Есть образовательный ценз, психологический отсев – все это кандидату нужно преодолеть. Понятно, у человека с высшим или средним специальным образованием уровень правосознания выше, чем у того, кто пришел после школы-восьмилетки и двух лет армии. Есть огромное желание, чтобы уровень правосознания был высок у всех участников дорожного движения! Как сегодня принято говорить, желаю всем главной дороги, и чтобы по «зеленому»!