16 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Какие бывают автошины. Галоши для колёс

Но, во-первых, общая эрудиция никому не вредила (кроссворды, викторины, хорошенькая попутчица). А во-вторых, полезно знать хоть что-то о том, от чего зависит наша жизнь. И еще – за что мы платим такие деньги?

Давайте познакомимся…
Статья в энциклопедии гласит: «ШИНА – пневматическая резиновая или резинотканевая оболочка с протектором, надеваемая на обод колеса транспортного средства. Основными элементами шины являются: каркас, протектор, брекер, боковина, борт». Действительно, краткость – сестра таланта! А если копнуть глубже?

3 - Зимняя шина.jpg

Уже почти век внешне автомобильная покрышка практически не претерпела серьезных изменений. Такая же черная, круглая и резиновая. Но вот содержание... Увеличение скорости и грузоподъемности автомобиля требовали нового подхода к безопасности, обеспечить которую, как связующий элемент между автомобилем и дорогой, могла шина. Современная шина не несет в себе ничего лишнего или бесполезного. Каждая ее деталь – результат многолетних исследований и испытаний. В зависимости от свойств материалов, используемых при производстве, меняются эксплуатационные качества шин. Это связано не только с дорожными условиями, типом и грузоподъемностью транспортного средства, но и с климатическими, сезонными условиями. Что является поводом подразделять шины на классы, виды и типы. Но к дележу еще вернемся, а пока попытаемся познать внутренний мир шины.

...разрежем…
Конечно, не с целью досадить ближнему или пустить под откос вражескую технику, а чтобы узнать, из чего состоит эта, с виду цельная и прочная, штуковина. И здесь нас ожидает открытие – никакого единства материалов нет! Шина – слоеный пирог, приготовление которого – процесс длительный, скрупулезный и очень сложный.

Основа шины – каркас, обуславливающий ее конфигурацию и придающий прочность, гибкость, упругость. Он изготавливается из специальной обрезиненной с двух сторон ткани, называемой кордом. Следующий слой (называемый «подушечным») – брекер. Это два и более резинокордных слоя, расположенных по всей окружности покрышки между каркасом и протектором. Брекер служит для усиления каркаса, для прочной и эластичной связи между каркасом и протектором, у которого, в свою очередь, масса задач: обеспечить необходимый эксплуатационный ресурс шин, сцепление с дорогой, ослабить воздействие ударных нагрузок на каркас, уменьшить крутильное колебание трансмиссии автомобиля, предохранить каркас и камеру от механических повреждений. Протектор делается из толстого профилированного слоя износостойкой резины, расчлененного канавками и выступами, образующими в совокупности его рисунок, от которого зависят тягово-сцепные свойства, сопротивление качанию шин, отвод воды из плоскости контакта, тепла от каркаса, а также уровень шума и вибрации, возникающих при движении автомобиля. Одно целое с протектором – боковина. Тоже слой резины, но потоньше – 1,5-3,0 мм, которым покрыты боковые стенки покрышек, предохраняющие каркас от механических повреждений и влаги. Боковины изготовляются тонкими и эластичными, чтобы воспринимать многократный изгиб и оказывать малое влияние на жесткость каркаса.

1 - Каркас покрышки.jpg

На боковинах наносят размер покрышек шин и другие обозначения. И последнее, без чего покрышка не будет работать, – бортовое кольцо. Изготовленное из параллельных рядов стальной проволоки, оно является основой борта, придавая ему прочность и жесткость.

6 - Роман Нагервадзе.jpgМнение. Резина для автомобильных соревнований – отдельный сегмент рынка, получивший развитие с появлением рынка тюнинга, а также распространением драг-рейсинга (заезды по прямой на четверть мили – 402 метра) и дрифтинга (соревнования по управляемому заносу). Для каждого вида спорта резина имеет свои особенности и различные характеристики. И дрифтинг, и драг-рейсинг популярны во Владивостоке, более того, столица Приморья – единственное место в России, где официально проходит чемпионат по дрифтингу. Об особенностях резины для драг-рейсинга, нашему корреспонденту рассказал Роман Нагервадзе – двукратный победитель крупнейших соревнований в России по этой дисциплине (на фото слева).
AG: Каковы основные требования к драговой резине?
– Прежде всего, важна ее мягкость. Чем мягче резина, тем лучше сцепление с покрытием и на старте (что жизненно важно), и на всем протяжении трассы.
AG: Какими способами достигается эта мягкость?
– Во-первых, для сликов (так называются покрышки для драг-рейсинга) используется специальный состав резины, отличный от обычного. Во-вторых, для того чтобы резина была достаточно мягкой, ее прогревают перед заездом, а уже на линии старта помощники очищают слики от камней и грязи, которые снижают площадь касания покрышки с дорожным покрытием.
AG: Какие дополнительные факторы влияют на выбор и подготовку сликов к соревнованиям?
– В зависимости от погоды, температуры воздуха и дорожного покрытия необходимо варьировать давление в сликах, при выборе которого учитываются характеристики машины, распределение крутящего момента на оси и т.д. Многие думают, что «надел слики и поехал». Это ошибка. Выбор и подготовка резины к заезду – долгий и трудоемкий процесс. Используемая резина в большой степени влияет на результат. Поэтому внимание к ней уделяется очень большое.
AG: Каков принцип действия сликов?
– При старте разогретый слик на доли секунды остается на месте, тогда как сами диски уже начали вращение. Резина «закручивается» приблизительно на одну четвертую радиуса шины, появляются так называемые «морщины». Когда нагрузка на резину достигает пикового значения, колесо моментально прокручивается, придавая машине внушительный толчок.
AG: Есть какие-нибудь существенные различия в сликах?
– По большому счету, нет. Единственное, существуют специальные клеевые слики, предназначенные для использования на специальной трассе, которую перед гонкой покрывают специальным клеем. Но в России пока подобных трасс не существует.
AG: Какие модели драговой резины самые популярные и где их можно приобрести?
– Основными производителями резины для драг-рейсинга являются компании Goodyear, Mickey Thompson и Hoosier. Получить такие покрышки можно только по спецзаказу из Японии. Но это весьма дорогостоящее удовольствие.
AG: И последний вопрос. На сколько хватает комплекта сликов?
– Всего на несколько заездов с предварительным прогревом.

…поделим…
Но знание, из чего состоит шина, еще не позволяет чувствовать себя свободно в океане предлагаемых рынком шин. Вероятно, чтобы не вносить брожение в умы потенциальных потребителей и облегчить выбор автомобильной «обувки», имеется достаточно подробная классификация шин. Отбор производится в зависимости от того, какие качества ставятся владельцем автомобиля на первое место, а какие – на второе и третье. Правильно выбрав покрышки, можно значительно улучшить ходовые качества автомобиля, а также существенно повысить шансы добраться из пункта А в пункт В. Так на какие классы и виды делятся обитатели мира шин? Основные показатели – назначение, форма профиля, габариты, конструкция и принцип герметизации. По порядку и пойдем.

По назначению шины предназначены для применения на легковых автомобилях и прицепах к ним. И отдельно для грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов, автобусов и троллейбусов. По габаритам шины делятся на крупногабаритные с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более, среднегабаритные с шириной профиля от 200 мм до 350 мм (от 7 до14 дюймов) и малогабаритные с шириной профиля не более 260 мм (до 10 дюймов).

По форме профиля имеются шины обычного профиля с отношением высоты профиля (В) к его ширине (Ш) более 0,89:
- широкопрофильные, В/Ш = 0,6 – 0,9;
- низкопрофильные, В/Ш = 0,7 – 0,88;
- сверхнизкопрофильные, В/Ш = < 0,7; - арочные, В/Ш = 0,39 – 0,5;
- пневмокатки, В/Ш = 0,25 – 0,39.

Со снижением профиля шин повышаются устойчивость, управляемость и плавность хода автомобиля (следовательно, безопасность и комфортность езды), увеличиваются экономичность, пробег и грузоподъемность шин. Увеличение ширины профиля шины отрицательно влияет на динамику разгона, скорость, экономию топлива, возрастает уровень шума. Но при этом улучшаются тормозные свойства, устойчивость и управляемость. Широкопрофильные шины обеспечивают повышенную проходимость по дорогам с мягким грунтом или плохим покрытием и несколько уменьшают расход топлива.

5 - Грязевая резина.jpg

Шины могут быть камерные и бескамерные. Едва ли это требует дополнительных объяснений, но некоторые нюансы все же существуют. Считается, что бескамерная шина намного безопаснее на больших скоростях, так как давление воздуха в ней падает постепенно. И плюс к этому, бескамерная шина до того, как начнет спускать воздух, в состоянии выдержать несколько проколов. Но бескамерные шины можно устанавливать только на диски, имеющие хампы, – специальные выступы на ободе. Об этом не стоит забывать!

7 - Александр Крупин.jpgМнение. О резине для дрифтинга нашему корреспонденту рассказал победитель чемпионата по дрифтингу 2005 года и серебряный призер чемпионата 2006 года Александр Крупин.
AG: Резина для дрифтинга. В чем ее особенности?
– Дрифтовая резина обязательно низкопрофильная, чтобы избежать заламывания при колоссальных боковых нагрузках; она должна быть жесткой, но не совсем «пластмассовой», и при этом обязана хорошо греться. Понятие «резина для дрифтинга» применимо ТОЛЬКО к летней спортивной резине, и никогда к зимней или так называемой «всесезонке».
AG: Влияет ли давление в шинах на поведение автомобиля в управляемом заносе?
– Безусловно. При этом необходимо учитывать, что давление в холодной шине гораздо меньше, чем в разогретой. Следует принимать во внимание температуру асфальта, воздуха и многие другие условия. Все эти факторы оказывают серьезное влияние на управление машины. Следовательно, работа с давлением в шинах обязательна. Поэтому для дрифтинга необходимо иметь с собой компрессор и манометр.
AG: Имеет ли значение для дрифтинга ширина дисков и, соответственно, резины?
– Безусловно. В Японии, например, на широкие диски ставят резину, более узкую, чем та, на которую они рассчитаны. Это делается как раз для того, чтобы геометрия резины не изменялась под нагрузкой. Такая практика пришла и к нам.
AG: Почему для дрифтинга важно, чтобы резина была жесткой?
– Резина должна быть не только жесткой, но и, повторюсь, хорошо греться. Важно найти компромисс, ведь чем жестче резина, тем она хуже нагревается. А в дрифтинге важно, чтобы резины была разогрета – это позволяет полностью контролировать машину в заносе. Но слишком мягкая резина с трудом позволяет машине цепляться за покрытие, и автомобиль начинает «плавать».
AG: Существует ли специальная резина для дрифтинга?
– Конечно. Но в нашем городе достать ее практически невозможно, вот мы и пытаемся подбирать наиболее оптимальную из той, что представлена на рынке.
AG: В чем особенности специальной дрифтовой резины? И почему она не предлагается во Владивостоке?
– Состав такой резины уникален. Она состоит как бы из двух частей: одна половина у нее жесткая (внешняя часть), другая гораздо мягче. Такая технология позволяет полностью контролировать автомобиль. То, что эта резина отсутствует во Владивостоке, объясняется просто: очень высокая цена и минимальный спрос. Дрифтинг у нас пока не стал массовым видом автоспорта, так как требует соответствующей и весьма недешевой подготовки машины. Надеюсь, в скором времени ситуация изменится.
AG: Сколько уходит резины на сезон соревнований?
– В чемпионате 9 этапов, на каждом из которых, не считая тренировок, нужно проехать от 9 до12 кругов. Для успешного участия резина должна быть новой, так как б/у не хватит и на несколько кругов. В сезоне 2006 года у меня ушло где-то 20-25 пар задней резины. Это с учетом тренировок.

По конструкции разделение осуществляется на радиальные и диагональные шины. Здесь стоит вспомнить о корде – нитях, связывающих шину в единое целое. Если эти нити в соседних слоях каркаса перекрещиваются, а угол между направлением нитей и меридиональной плоскостью шины составляет 50-55 градусов, значит, перед нами диагональная шина. В радиальных шинах нити всех слоев корда располагаются в меридиональной плоскости. Такие шины имеют меньшие теплообразование и потери на качение, большие сроки службы, максимальную нагрузку и допустимую скорость.

И самое важное во всей классификации – назначение и условия эксплуатации. Исходя из требований к дорожному покрытию шины подразделяются на:
- Дорожные (в обиходе называемые летними), предназначенные для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Эти шины обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
- Зимние, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества которых могут изменяться в зависимости от ситуации от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней резине. Зимние шины условно можно подразделить на шипованные и нешипованные. Часть зимних шин поставляется с шипами, часть позволяет их устанавливать самостоятельно в случае необходимости. Шипы, как правило, железные, но в последнее время набирают популярность пластиковые, а в Японии на некоторых типах зимних шин используются даже резиновые шипы.
- Всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым, и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин. Но сложнее в изготовлении и потому недешевы.
- Универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для внедорожников, совершающих примерно равные пробеги по шоссе и грунтовкам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
- Повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины лучше лишь при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

Но это касается общих характеристик шин. Еще есть возможность разделить уже «поделенные» шины. Как уже упоминалось, каждый из элементов конструкции шины имеет свое назначение. И последний из них, не рассмотренный выше, – протектор. Рисунок протектора – плод бессонных ночей конструкторов, вдохновение которых питается не эстетическими пристрастиями, а целесообразностью и заботой о будущем автолюбителе. Существует несколько типов рисунка протектора:
- Ненаправленный рисунок – симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Шина с таким рисунком обладает одинаковыми свойствами независимо от направления вращения. Является наиболее универсальным – большая часть шин выпускается с таким рисунком.
- Направленный рисунок – симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью.
- Асимметричный рисунок – не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя – на мокрой.

Конечно, подобное деление условно – в современной шине, как правило, сочетаются несколько типов рисунка. Ведь никто не ездит только по ровной дороге или только по воде!

4 - Ассимметричный рисунок протектора.jpg

…поэксплуатируем…
Шина – то немногое, что связывает автомобиль с дорогой. Только представьте, что от незначительного по площади куска резины зависит жизнь водителя, сохранность его имущества и безопасность окружающих. Потому рекомендации по уходу за шинами заслуживают того, чтобы с ними ознакомиться. Первое. Следует всегда поддерживать шины в хорошем состоянии. Для этого необходимо регулярно производить их осмотр, обращая особое внимание на протектор, проверяя степень износа, наличие порезов, повреждений и посторонних предметов (частиц гравия, гвоздей и т.д.). Обнаружив аномалии при движении (сильные вибрации, уход автомобиля вбок), срочно обращайтесь к специалисту, чтобы узнать о необходимости и возможности ремонта. При замене шин тоже лучше воспользоваться услугами специализированных мастерских, поскольку там для этой деликатной операции имеется надлежащее оборудование. Не следует поправлять конструкторов и устанавливать что-то кроме шин, рекомендованных производителем. Необходимо, чтобы шины, монтируемые на одну ось, были одного типа и размера. Не рекомендуется (а в некоторых странах и запрещается) монтировать на заднюю ось диагональные шины, если на передней установлены радиальные. Не следует недооценивать такой важный параметр шины, как внутреннее давление, – эксплуатация покрышек с давлением ниже нормы приводит к их повреждениям. Эти повреждения необратимы: они могут вызвать разрушение шины и, как следствие, «взрыв» ее на ходу. Но если все написанное выше прочитано и учтено, подобные неприятности будут происходить с кем-то другим. Только не с вами.