4 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Компании-производители покрышек. Хищники приходят с Востока

Очевидно, что автомобильный бизнес в России становится все перспективнее, и уже сейчас, по экспертным оценкам, емкость рынка машин в нашей стране составляет 25-30 миллиардов долларов. Однако есть еще и другой, даже более привлекательный, рынок – автомобильных деталей и запчастей. Его львиную долю занимают автомобильные шины. Емкость рынка запчастей и комплектующих сегодня по самым скромным подсчетам превышает 50 миллиардов долларов. Отдельным его сегментом специалисты выделяют рынок автомобильных шин, который из года в год не только расширяется, но все больше превращается в лакомый кусочек для хищников мира крупнейших производителей. Для сравнения: рынок фильтров сегодня оценивается в 250-300 миллионов долларов, аккумуляторов – в 400-500 миллионов, емкость рынка покрышек зашкаливает за 2,5-3 миллиарда (!) долларов.

Русские шины – для «ВАЗов» и самолётов
Понятно, что спрос на автомобильные шины диктует ни на минуту не прекращающийся рост автопарка России. Вместе с тем из года в год все больше обостряется конкуренция между отечественными и зарубежными производителями. Без преувеличения, российский шинный рынок очень привлекательный: сегодня сюда поступают покрышки более чем из 50 стран мира. Вообще, если рассматривать существующий в России шинный рынок, то его, пожалуй, можно разделить по трем основным направлениям.

1 - Покрышка Matador Омскшина.jpg

Первое ориентировано на потребителей автопродукции отечественных производителей. Сегодня российские производители ежегодно выпускают около 37 миллионов шин и успевают обувать не только транспортные средства России, но и стран СНГ. Самые крупные холдинговые предприятия, работающие на этом направлении: ООО «Сибур-Русские шины» (в нее входят четыре завода: «Волтайр», «Омскшина», «Ярославский шинный завод» и «Уралшина»), ОАО «Амтел», поставляющий шины для «ВАЗов», «ГАЗов», «ПАЗов», сельскохозяйственной, строительной техники и даже самолетов, и ОАО «Нижнекамскшина», входящая в состав ОАО «Татнефть».

Однако, несмотря на высокий процент покупателей отечественной продукции, в этом направлении зародились настораживающие тенденции. Пока поклонники отечественного автомобилестроения, как истинные патриоты, рады эксплуатировать российские покрышки, сами производители пребывают в не очень радужном настроении, открыто заявляя, что работать с российскими автозаводами им неинтересно. Так, например, в одном из интервью первый вице-президент компании «Амтел» Алексей Гурин объяснил, что их компания лучше будет работать с бизнесом, «который оперирует такими понятиями, как прибыль, возвратные инвестиции», чем с тем же «АвтоВАЗом», который просит у производителей вместо шины «что-то круглое и черное». А раз такие настроения у самих изготовителей шин, то что же говорить об их потребителях…

Второе направление шинного рынка обслуживает владельцев новеньких иномарок элитных брендов. Самым интересным в этом плане представляется, конечно, московский рынок, где особенно хорошо продаются покрышки премиум-класса. Вот только высокодоходный сегмент рынка – не значит раскрученный. Наиболее «народный» пласт охватывает направление третье. Оно объединяет покупателей подержанных машин зарубежных брендов: как тех, которые ввозятся в страну, так и собранных на ее территории. И в том и другом случае топ марок шин, способных конкурировать на российском рынке, примерно одинаков и представлен продукцией крупнейших европейских, азиатских и американских шинных компаний: Nokian Tyres, Michelin, Goodyear, Bridgestone, Continental. Правда, надо оговориться сразу, наш, дальневосточный, регион из этого правила, мягко говоря, немного выбивается.

На пути к цивилизации
По мнению экспертов французской компании Michelin, спрос на легковые шины в России будет расти, как минимум, еще ближайшие 10 лет. Но уже сегодня производство шин намного опережает выпуск самих автомобилей. Ассортимент брендов настолько широк, что можно растеряться. Единственные, кому это не грозит, наверное, дальневосточники, которые давно и прочно доверились всему японскому, в том числе автомобилям и их комплектующих.

Если вспомнить, еще несколько лет назад наш местный шинный рынок, был представлен в основном резиной «секонд-хенд», и преимущественно – японской. Ничего сверхнеобычного в этом нет, автомобилисты всего лишь руководствовались принципом: подержанному авто сойдут и подержанные шины. А они могут быть и суперсолидных брендов. Причин такой любви к японской резине несколько, в первую очередь, она связана с самим авторитетом страны. Поскольку в Японии развита система скоростного общественного электротранспорта, годовой пробег автомобилей внутри страны редко превышает 10 тысяч километров. А автошины меняются так же часто, как появляется реклама о новых моделях резины. К слову, жалоб к качеству и техническому состоянию японских шин, хотя и «бэушных», но с малым пробегом, не было ни у жителей регионов Дальнего Востока России, ни у жителей Австралии, а также Новой Зеландии и Китая, где до сих пор широко развит вторичный рынок японских автотоваров.

3 - Покрышка Hankook.jpg

Сегодня ситуация, конечно, несколько изменилась. На Дальний Восток все больше приходят европейские марки, автомобилисты все чаще прибегают к услугам крупных фирм, а дешевые распродажи покрышек исчезают с обочин родного региона, делая торговлю шинами более цивилизованной. Вот только подержанные автошины по-прежнему составляют большую часть всего объема дальневосточного рынка.

В то же время Россия, как потенциальный покупатель, представляется Японии как непаханое поле, это рынок, где можно продавать и продавать. Недавно посетивший Владивосток специалист известнейшей корпорации Bridgestone Такао Кимура признался, что их компания действительно считает российский рынок одним из самых динамично развивающихся, а Дальний Восток, в частности, – очень перспективным регионом для сотрудничества.

Не заменит ли Японию Китай?
Если остановиться на секторе новых шин, то у нас ассортимент брендов примерно такой же, как и по всей стране в целом, но только с поправкой на географию региона. Дальневосточным автомобилистам больше известны азиатские производители, нежели европейские. Ну, например, если в центральной России среди продавцов новых шин уже несколько лет лидирует финская компания Nokian Tyres, то на Дальнем Востоке этот бренд стал известен лишь год-два назад. В частности, в Приморском крае Nokian еще даже не прошел испытание зимой. Зато давно зарекомендовали себя шины корейской марки Hankook и уже не раз упомянутой японской корпорации Bridgestone. Сегодня в Приморье они особенно популярны, но если новая японская резина отличается довольно высокой стоимостью, то корейская вполне устраивает многих автомобилистов и по цене, и по качеству.

Не так давно стала претендовать на лидеры продаж и тайваньская шинная марка Federal, у которой почти сразу же появились свои поклонники. Другой популярный бренд – Yokohama, который так же входит в TOP-10 крупнейших производителей шин в мире и имеет производственные подразделения в Америке и на Филиппинах. Шины этой фирмы можно подобрать даже для строительных машин.

Вообще, с точки зрения представленности брендов, рынок автомобильных шин на Дальнем Востоке относительно стабильный. Однако уже сейчас специалисты прогнозируют его недалекий передел. Пока отечественные заводы-производители шин предпринимают попытки перевооружения и ориентирования на мировые марки, на рынок поступает много предложений из Юго-Восточной Азии: в первую очередь, Китая и Индии. Рыночные эксперты предполагают, что тот же Китай, дорвись он до серьезного производства резины, может составить неслабую конкуренцию как европейским, так и азиатским производителям. Низкие цены и среднее качество могут увести у японцев значительную часть покупателей.

Пока же в бизнесе автомобильных шин с китайскими производителями работают лишь немногие. При этом, как ни странно, не осыпая наших ближайших соседей особыми претензиями. Что уже само по себе заставляет призадуматься.

Однако на сколько бы градусов ни развернулся рынок автомобильных шин, по-прежнему обидно за российских производителей. Ведь поставь, допустим, перед приморцем два одинаковых колеса: импортное и отечественное – автомобилист без раздумий отдаст предпочтение загранице…