4 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Всё о бронеавтомобилях. Последний бронепоезд

Современные бронемашины по степени защиты вполне могут сравниваться с армейской техникой, при этом внешне воспроизводя исходные данные автомобиля. Однако, в отличие от военных бронемашин, бронированный автомобиль может купить каждый желающий – в зависимости от уровня своих доходов и опасности, которая ему угрожает.

Как всё начиналось
Первую идею в бронировании транспорта еще восемьсот лет назад подсказал Чингисхан, который в особых случаях передвигался на специальной обитой железом арбе-броневике из толстых досок. Эту идею он, скорее всего, почерпнул в Китае, где уже тогда имелся опыт изготовления различных дорожных повозок для вельмож. Впрочем, от далекой и мудрой Азии вернемся к более молодым и менее предусмотрительным странам. Когда был изобретен автомобиль, никому в Европе и Новом Свете в голову не приходило, что через какое-то время его пассажиров придется защищать. Эрцгерцога Фердинанда убили в 1914 году – это было первое в истории нападение на VIP-персону в автомобиле. Следствием этого стала Первая мировая война, во время которой и начали заковывать еще совсем юные автомобили в броню.

Mercedes-Benz 770K.jpg

Одним из первых усилить автомобиль броневыми листами и вооружить его пулеметами предложил в 1900 г. русский изобретатель Б. Луцкой, изобретатель первого грузовика отечественной конструкции. Но военные чиновники, раздосадованные недавней неудачей с паровым бронированным трактором, под горячую руку отвергли предложение Луцкого. А когда в 1905 году прошел испытания броневик князя Михаила Накашидзе, Николай II сказал пророческие слова: «Без сомнения, у этого оружия большое будущее». Первые военные бронемашины были созданы в Германии и Австро-Венгрии в 1903-1905 годах на шасси обычных легковых авто. В битвах Первой мировой стала очевидна их полнейшая неадаптированность к боевым задачам, и эволюция армейских бронемашин позже пошла по другому пути.

!Это интересно! Председатель правительства Испании Хосе Мария Аспар, отдавая должное «Мерседесу» и BMW, все же является приверженцем «Ауди A-JW8». И не зря: именно такая бронированная «Ауди» спасла Аспару жизнь в 1995 г. при покушении – автомобиль был до неузнаваемости искорежен, однако тогдашний лидер оппозиции и будущий премьер не получил сколько-нибудь серьезных повреждений.
В этой связи как не вспомнить бронированный «Мерседес» Эдуарда Шеварднадзе, который спас жизнь прежнему главе Грузии. Этот автомобиль был подарен правительством Германии после первого покушения на жизнь грузинского лидера. Супермашина выдержала попадание сразу трех снарядов, выпущенных из гранатометов «Муха», которые успешно применяются против танков. Неудачное покушение стало лучшей рекламой для и без того популярных «Мерседесов». Впрочем, есть мнение, что то покушение было чистой воды театрализованным представлением…
6 апреля 2004 г. в Ингушетии было совершено покушение на президента республики Мурата Зязикова, который ехал на бронированном Mercedes-600. Мощность взрыва была равна 100 кг тротила. Машина террориста была полностью уничтожена, детали от нее разлетелись в радиусе 100 м. Сам Мурат Зязиков получил легкие ранения. Кроме того, существенные повреждения получили стоящие вблизи дороги 7 домов. У них снесены крыши. Повреждения получили дома в радиусе 500-600 м от места взрыва. В окружении ингушского президента утверждают, что от гибели Мурата Зязикова спасли своевременные и слаженные действия охраны, прежде всего водителя, а также бронированный автомобиль.

«Гражданские» бронированные автомашины стали изготовляться примерно в то же время, что и боевые. Их предтечей стал Opel 18/32 PS, продемонстрированный в1906 году на Берлинской автовыставке. Он был оснащен поясной броней и предназначался для защиты пассажира. В конце двадцатых годов было применено частичное бронирование на легковом MercedesW08/460 – гражданский автомобиль впервые одели в броню. Позже создали Mercedes 770K – на таком ездил японский император Хирохито, вероятно, опасаясь злобных ниндзя. Буквально через несколько лет он перестал быть единственным обладателем такого чуда. Закованные в броню «Мерседесы» были столь популярны, что фирма создала специальное подразделение – Mercedes Guard (от английского слова «телохранитель»). Но чикагские гангстеры вручную бронировали такие лимузины, как Cadillac, Lincoln, Duesenberg.

ЗиС-115.jpg

Большая же часть политиков бронеавтомобили в двадцатые-тридцатые годы прошлого века не использовали. Лишь Сталин в середине тридцатых сел в бронированный Paccard, подаренный Рузвельтом; да для Гитлера в 1938 году был создан бронированный Mercedes-Benz 770. Этот «Мерседес» имел необычную конструкцию: стекла толщиной сорок миллиметров, восемнадцатимиллиметровая броня, оборудованные электромагнитными замками двери, колесные диски и боковые кожухи «запасок» из броневой стали. Гигантский двигатель объемом около восьми литров с двумя компрессорами мог развить мощность до четырехсот лошадиных сил. Он был способен передвигаться со скоростью до 180 км/ч, правда, лишь непродолжительное время. Полная масса автомобиля достигала пяти с половиной тонн.

!
Это интересно! Традиция спецавтомобилизации папы римского была основана совсем недавно. Для Иоанна Павла II сначала на фирме Star в городе Стараховице был изготовлен «родной грузовик». Но после покушения в 1981 г. на римской площади Святого Петра главный католик мира вынужден был пересесть в бронированный джип с пуленепробиваемыми стеклами, изготовленный фирмой «Мерседес-Бенц» на базе модели ML 430, получивший неофициальное название «папамобиль».
Компания Volkswagen изготовила парадный бронированный автомобиль для новоизбранного папы римского Бенедикта XVI. Папамобиль построен по отработанной «мерседесовцами» технологии: на шасси внедорожника Volkswagen Touareg установлен высокий колпак с бронированными стеклами.

После того как в мае 1942 года в своем автомобиле был убит руководитель протектората Богемии и Моравии Гейдрих, рейхсканцелярия заказала сорок бронеавтомобилей для администраций оккупированных территорий, губернаторов и лидеров государств – союзников Германии. Это была беспрецедентное доселе бронирование такой крупной партии машин, его назвали Aktion P – Акция «Панцирь». После Второй мировой войны производство бронеавтомобилей «Мерседес» возобновилось лишь в 1964 году. Сегодня компания может предложить Заказчику (само собой, с большой буквы) бронированные автомобили классов E, S и G, включая и сверхдлинный Pullmann для особо важных персон.

Автомобиль для непростых смертных
В Советском Союзе первый бронелимузин – «ЗиС-115» на базе «ЗиС-110» – был изготовлен после Второй мировой для Сталина. Толщина стекол этого авто была 80 миллиметров, кузов защищен целиком, масса автомобиля составляла семь с половиной тонн. Полная закованность в броню стоила падения максимальной скорости – она составила лишь сотню км/ч при форсированном до 162 лошадиных сил двигателе. Внешне его можно было узнать по красному фонарю, установленному на переднем бампере, и звуковым сигналам, а также более толстым стекольным рамкам и выпуклым колесным колпакам. Всего изготовили тридцать лимузинов «ЗиС-115», большая часть которых позже оказалась в музеях и частных коллекциях. В середине семидесятых на заводе-изготовителе уничтожили несколько таких автомобилей.

!
Это интересно! Житель Великобритании Стивен Эллисон для поездок в магазин приобрел легкий разведывательный танк Sabre 1974 г. выпуска. Автослесарь из города Уинсфорд графства Чешир купил за 22 400 долларов списанную боевую машину на одном из военных складов. По словам Эллисона, танк находится в хорошем состоянии – до 1995 г. он не использовался, а был в резерве бронетанковых войск. «На этой бронемашине установлена 30-миллиметровая автоматическая пушка, однако сейчас она в нерабочем состоянии», – отметил владелец семитонного танка. Для поездок по городу ему пришлось установить специальные резиновые накладки на гусеницы, чтобы не испортить покрытие дорог. Годовая страховка на это транспортное средство стоила 260 долларов.
«Расходы на обслуживание танка не так уж велики и практически мало чем отличается от затрат на содержание хорошего автомобиля», – признается владелец бронемашины. «У большинства людей нет возможности проехать в мощном и дорогостоящем Ferrari, а путешествие в этой бронемашине оставляет не менее сильные впечатления», – сказал он.

Mercedes-Benz S600 Pullmann.jpg

Популярность бронированных лимузинов в Советском Союзе спала, когда к власти пришел Хрущев, любивший открытые автомобили. В 1969 году, уже при Брежневе, этим воспользовался некто Ильин, обстрелявший кортеж генсека. Лидера великой державы спасла случайность – и сразу после этого ЗИЛ возобновил бронирование автомобилей для VIP-персон. «ЗИЛ-4105» стал последним бронированным детищем завода им. Лихачева. Знатоки утверждают: этот автомобиль – вершина практики бронирования машин. Основой кузова «ЗИЛ-4105» был изолированный бронекаркас, на него наваривались кузовные детали. Подобную технологию до сих пор не использует ни одна западная компания. Внешне машина ничем не отличалась от базовой модели. Выпущено таких «ЗИЛ-4105» было всего несколько десятков, большей частью их презентовали лидерам дружественных государств, оставшиеся постепенно пришли в негодность. Однако несколько этих машин до сих пор служат в кремлевском гараже особого назначения: во время заграничных турне Владимир Путин частенько пересаживается на них с одного из своих двух бронированных Mercedes S600 Pullmann. Еще один такой лимузин и сегодня безотказно несет службу на «Мосфильме».

Новый импульс изготовлению бронированных авто дали 1990-е годах. Появление мультимиллионеров и новых государств в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, нестабильность в других точках земного шара породили устойчивый спрос на бронелимузины, а инциденты вроде покушения на грузинского лидера Эдуарда Шеварднадзе в 1998 году, когда Mercedes Guard спас ему жизнь, делали этим авто хорошую рекламу. Свой вклад внесли и рост мирового терроризма, и события 11 сентября в Нью-Йорке. И Завод имени Лихачева, и Mercedes-Benz – старейшие производители бронированных лимузинов, но в последнее время бронированием стали заниматься BMW и Audi.

UAZ Инкассация.jpg

Одновременно с компаниями-производителями, стали выходить на рынок отдельные компании-бронировщики, которые могут забронировать практически любое серийно выпускаемое авто. Сегодня наибольшей популярностью пользуются германские Wendler и Trasco, бельгийская Carat, американские Armet и O’Gara-Hess & Eisenhardt. Последняя компания, наиболее известная из американских, основана в 1887 году и сейчас изготавливает выездные автомобили для Белого дома. Первым к ее услугам обратился Гарри Трумэн, а после ноября 1963 года, когда в представительском Lincoln убили Джона Кеннеди, американские президенты бронируют все свои автомобили.

!
Это интересно! В Свердловской области в настоящий момент идут работы по созданию нового защитного покрытия для автомобилей, которое уже получило условное название «жидкая броня». Особенностью «жидкой брони» является то, что в обычном состоянии она представляет собой гель из твердых наночастиц и жидкого наполнителя (предполагается, что этот прозрачный гель будет находиться внутри автомобильных стекол или на кузовных панелях). Но при любом резком ударе частицы моментально будут связываться друг с другом, образуя очень твердое покрытие. По мнению экспертов, новая «жидкая броня» позволит лучше защищать водителя и пассажиров от пуль, а также значительно облегчит вес бронированных машин.

Теория
Гражданские бронемашины можно разделить на три категории. Первая предназначена сугубо для перевозки пассажиров. Это, как правило, специально оборудованные легковые модели. Сегодня большинство из них бронируется так, чтобы броня не была заметной. Самый первый бронеавтомобиль незаметного снаружи бронирования был изготовлен в США по заказу не президента и не бизнесмена – его сделали для гангстера Аль Капоне. Машина была на базе Саdillас имела броню толщиной в четверть дюйма и устройство для создания дымовой завесы – в случае, если придется уходить от погони. А если бы это не помогло, то в полу был люк, через который на трассу можно было сбросить шипы и гвозди.

Вторая категория – инкассаторские машины для перевозки ценностей и денег, имеющие грузовой отсек. Они, как правило, создаются на платформе фургонов или микроавтобусов. И третья группа, являющая собой новинку для нашей страны, – передвижные офисы. Это либо имиджевый бизнес-автомобиль, либо полноценный офис на колесах. Занятное изобретение – не надо платить ежемесячную арендную плату, тянуть туда оптоволоконные кабели с Интернетом, телефоном, тратиться на курьеров, доставку воды, мебель – передвижной офис работает по системе «все включено». Впрочем, любой гражданский бронированный автомобиль, независимо от своего назначения, должен быть безопасным как транспортное средство и таковым, по сути, и является.

Комбат-Т98.jpg

Бронированный рынок
На общем рынке представительских автомобилей сегмент машин со спецзащитой весьма незначителен, но от этого не менее интересен: ведь этим транспортом пользуются самые влиятельные люди мира. Каждый год в мире выпускается лишь около одной тысячи бронелимузинов. Указать точную цифру практически нереально: в заводских условиях бронированием занимаются считанные компании, а они не разглашают сведения ни об объемах производства, ни о своих клиентах. В настоящее время рынок бронированных автомобилей в основном работает на четыре региона – Ближний Восток, Латинскую Америку, Западную Европу и страны СНГ, где главным потребителем является Россия. Несмотря на замалчивание информации об объемах продаж, в Mercedes-Benz Guard утверждают, что российский рынок – один из важнейших для компании.

!
Это интересно! Надежная в эксплуатации боевая машина пехоты, приобретенная «по случаю» после окончания американской «Бури в пустыне», из-за отсутствия документов, удостоверяющих ее принадлежность к сонму «мирного» автотранспорта, едва не пустила по миру своего нового хозяина. Документ о пригодности своего транспортного средства к эксплуатации в мирных условиях решил получить житель испанского города Альмерия. Хозяину БМП – британцу Стивену Паркенсону – просто надоело платить штрафы, ведь проверить документы у водителя такой необычной машины – дело чести для любого автоинспектора. Впрочем, если не считать повышенного внимания со стороны полицейских, никаких иных проблем с техникой у Паркинсона нет. Владелец уверяет, что по своим ходовым качествам и экономичности его «танк» ничем не уступает мощным джипам и комфортабельным седанам.

При этом если, например, латиноамериканцы часто заказывают престижные, но не самые дорогие машины с категорией защиты B4, предохраняющей от камней, металлических прутьев и пистолетов небольшого калибра, обычно используемых уличными грабителями, то в Россию в основном идут «пятисотые» и «шестисотые» авто представительского S-класса с защитой В6/В7, способной противостоять стрелковому оружию (включая автомат Калашникова и винтовку М-16), ручным гранатам и даже «коктейлю Молотова». Стоимость таких авто высока: цена Mercedes-Benz по сравнению с обычными машинами этого класса как минимум удваивается…

Увидев на улице подобный бесценный «монумент», доступный лишь единицам и неизменно наложивший на их владельцев неуловимый, но явный отпечаток, невольно задумаешься об ином складе мышления этих избранных. Что первично? Бронированные представительские автомобили создают такое мировоззрение, или просто они производятся для персон с особым менталитетом? Риторический вопрос... Как бы то ни было, этот «бронепоезд» – всегда на главной дороге!