26 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Через всю Россию: взгляд изнутри

AG уже не раз рассказывал о путешественниках, посетивших Владивосток и проехавших огромные расстояния на автомобилях. Целью большинства таких экспедиций были новые ощущения, впечатления или пропаганда своих идей. Но в конце апреля 2009 года в Приморскую столицу прибыла небольшая киносъёмочная группа, преодолевшая путь длиной более 12000 км из Москвы на российских «Жигулях».

Итогом поездки с визитами во многие крупные города станет документальный фильм, который, не исключено, смогут увидеть и дальневосточники. Рабочее название фильма – Transrussia, режиссер – француз Оливье Габерсек, оператор – его соотечественник Бертран Норман, а в качестве главного действующего лица снимался актер из Владивостока Игорь Соловьев. Съемки начались за полтора месяца до прибытия в столицу Приморья в Москве, где и был куплен уже не новый «ВАЗ-21065», на котором – и по сценарию, и на самом деле – через всю Россию проехал герой картины.

AG: Каков сюжет фильма?
Игорь: Главный герой ленты – журналист из Владивостока, который до этого путешествия если и перемещался по России, то исключительно самолетом. Но однажды у этого человека появилась идея проехать на машине из столицы в свой родной город, заезжая во многие населенные пункты и общаясь с людьми, узнавая о местных достопримечательностях, чтобы записать эти впечатления и впоследствии выпустить книгу об этом. Существует такой жанр, как road movie, и эта картина относится как раз к нему. Наша задача состояла в том, чтобы записать впечатления других людей и передать свои собственные.

AG: Чья идея снять фильм?
Оливье: Это моя идея, которая вынашивалась довольно долго, наверное, около семи лет. Сценарий постоянно менялся, и в итоге от первоначального варианта мало что осталось. В вашем городе я бывал неоднократно, и думаю, что, кроме рассказа о населенных пунктах и жителях России, дальневосточникам должен понравиться сам маршрут движения – из Москвы во Владивосток, а не наоборот, как ездили многие водители-перегонщики.

AG: Кто участвовал в этом путешествии и как решились поехать на российской машине?
Игорь: Нас было четверо, ехали на трех автомобилях – специально купленных «Жигулях» и Mitsubishi Pajero. Почему «ВАЗ»? По сценарию, у главного героя нет средств на дорогое авто, и он выбирает самую обычную для запада нашей страны машину. К слову, наши приключения начались еще до покупки автомобиля: вариантов была масса, буквально разбегались глаза. Пересмотрели множество вариантов, и вот, за несколько дней до старта путешествия, мы сделали выбор. Пригнали машину в автосервис, на наш вопрос «Дойдет ли до Владивостока?» через секундную паузу механики ответили утвердительно. Мы выехали из Москвы 24 марта, а сюда приехали 26 апреля. За те 33 дня, что провели в пути, побывали в 22 населенных пунктах, в каждом из которых делали съемки.
Оливье: Популярная в России машина с транзитными московскими номерами – неотъемлемая часть картины. Многие киношные автомобили названы женскими именами, как, например, «Кристина» – Plymouth Fury из одноименного фильма по роману Стивена Кинга. А мы с Бертраном – люди творческие, и тоже придумали нашим «Жигулям» собственное имя, назвали машину «Сандриной».

Наши собеседники: Оливье Габерсек, Игорь Соловьев, Бертран Норман (на фото слева направо)
Наши собеседники: Оливье Габерсек, Игорь Соловьев, Бертран Норман (на фото слева направо)

AG: Вопрос к Игорю: трудно ли было привыкать к левому рулю вообще и к «Жигулям» в частности?
Игорь: Несколько лет я не садился за руль, но после езды на «японках» осталось много привычек, и некоторое время была путаница с управлением: левой рукой пробовал нащупать рычаг КПП, пытаясь посмотреть в правое зеркало, видел лобовое стекло, но вскоре привык. Теперь могу сказать: «ВАЗ» – вполне приемлемый автомобиль. Не лучший, но подходящий для наших дорог.

AG: В каких городах больше всего понравилось?
Игорь: Трудно выделить особым образом какие-нибудь населенные пункты… Всем нам однозначно понравилась Казань: жители очень приветливые, сам город ухоженный, и видно, что там заботятся о старинных зданиях. Для меня символом столицы Татарстана стали соседствующие православный храм и мусульманская мечеть, расположенные внутри кремля. А крупные города, такие как Новосибирск, просто поражают своими размерами и соответствующими постройками, скажем, мостами через Обь. Производит впечатление и Красноярская ГЭС, где снимался один из эпизодов фильма.
Оливье: В России, и во Владивостоке в частности, я уже не первый раз, но во многих местах вашей страны раньше не был и, тем более, на автомобиле не путешествовал. Преодолевать путь на машине гораздо лучше, чем поездом или самолетом, ведь так ты ни от кого не зависишь. Увидеть вокзал или аэропорт – не значит увидеть город, а поездка на автомобиле оставляет гораздо больше впечатлений.
Бертран: Я не раз бывал в западной части России и давно мечтал открыть для себя восток. Поэтому предложение Оливье о совместной работе над этим проектом воспринял с большой радостью. Считаю нашу поездку очень интересной и познавательной. Владивосток во многом отличается от старых российских городов – здесь Тихий океан, здесь Азия. Заметно, что приморцам очень интересны соседние страны, о чем говорят частые поездки в Китай или Таиланд. Люди здесь открыты для общения, чувствуется особое отношение к иностранцам. А вот архитектура приморской столицы мало чем отличается от архитектуры на западе вашей страны.

AG: Но самое интересное в такой долгой дороге – это, конечно, общение. Расскажите о встречах в пути.
Оливье: Мы общались со многими категориями россиян. Разве что милиционеры и военные не желали отвечать на наши вопросы – на них погоны. Самым главным вопросом всегда был «Что в вашем городе или поселке есть такого, чего нет в других местах?», и практически все сначала задумывались и только потом начинали вспоминать о достопримечательностях. Люди привыкли ко всему, что их окружает, и не замечают истинной красоты уникальных объектов. Скажем, на Байкале есть горнолыжный спуск, который к моменту нашего приезда уже растаял, но с его верхней точки видно все озеро. Потрясающее зрелище! И так можно рассказывать бесконечно – красивые места имеются по всей стране, и, конечно, собеседники тоже очень интересные.

AG: Вопрос к Бертрану: может ли пленка передать все эмоции, которые вы испытали в поездке?
Бертран: Думаю, да, потому что наш фильм расскажет зрителям о достопримечательностях и жителях России, а для главного героя, как и для всех нас, это было открытием. Скорее всего, если бы мы раньше бывали во многих местах, по которым проходил маршрут, съемки не получились бы такими удачными.

"Жигули", на которых съемочная группа проехала из Москвы во Владивосток
"Жигули", на которых съемочная группа проехала из Москвы во Владивосток

AG: Как скоро состоится премьера фильма Transrussia?
Оливье: На сегодняшний день у нас всего лишь имеется отснятый рабочий материал. Только что закончили снимать сцену встречи главного героя с друзьями на Шаморе. В ближайшее время мы с Бертраном улетаем во Францию, где смонтируем картину, и к концу июля планируем закончить работу. Было бы здорово успеть к кинофестивалю «Меридианы Тихого», тогда премьера состоялась бы во Владивостоке.

AG: А какие планы на будущее?
Оливье: Уже готов сценарий еще одного «русского» проекта. Это будет игровой фильм. Съемки предполагается проводить во Франции и на Камчатке. Впрочем, об этом говорить еще рано. Что касается автомобиля, возникла мысль продать его с аукциона, но, зная отношение приморцев к «Жигулям», от этой идеи временно отказались. Могу сказать только, что авто останется во Владивостоке. А аукцион может состояться после премьеры нашей картины.