28 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Марат Канкадзе: «Яблоко от яблони ураганом унесло»

Победитель Олимпийских экстремальных игр 2007 г. в номинации «Стантрайдинг», серебряный призер чемпионата России по стантрайдингу 2009 г. в командном зачете, серебряный призер соревнований по стантрайдингу в рамках Московского международного фестиваля мотоэкстрима «Мото Мото» 2010 г., обладатель кубка «Самый безбашенный трюк» на стритбайк-фристайл-контесте Moscow Stunt Jam 2010 г., многократный призер соревнований по шоссейно-кольцевым мотогонкам на мини-байках, а также каскадер, известный по фильмам «Жара» и «Барвиха», к тому же еще и профессиональный пловец. Невероятно, но все это об одном человеке – о Марате Канкадзе. Во Владивосток Марат приехал с командой Pilot Racing Team на шоу Extreme Motorrad.

AG: Марат, расскажите, как вы собрали свой первый мотоцикл?
– Особой сложности в этом не было, потому что в то время вся молодежь собирала такие мотоциклы. В 1980-х такую конструкцию называли «газулька». На велосипедную раму надевался легендарный на тот момент двигатель «Д6», который на тот момент был практически у любого подростка. Копил я на него, к слову сказать, 10-копеечными монетами всю младшую школу. Также обязательным условием были маленькие колеса от мотоцикла-дутика – особая дань моде того времени. Тормозов не было, но и скорость «газулька» развивала скромную – не больше 40 километров в час. Потом у меня было еще несколько советских мотоциклов, таких как «Карпаты-2 Спорт» и «Ява». Первый японский мотоцикл купил аж в 1997 году.

AG: Как мама отнеслась к тому, что сын в пятом классе сел на мотоцикл?
– Повезло и с отцом, и с матерью – никто никогда не запрещал мне заниматься. Мопеды стояли прямо в комнате, и я всегда активно занимался техническими видами спорта с раннего детства. Кстати, мой отец до сих пор не умеет водить машину, так что в моем случае яблоко от яблони ураганом унесло.

AG: Какие сейчас держите мотоциклы?
– У меня три мотоцикла марки Husqvarna: два супермото SMR 511 и одна дорожная модель. SMR 511 – два абсолютно одинаково подготовленных мотоцикла-клона, один из которых я использую на тренировках, а на втором выступаю. Они немного более тяжелые, чем мои предыдущие, и передачи у них более короткие.

AG: Вне тренировок и выступлений садитесь на мотоцикл? Не гоняете?
– Конечно. Довольно часто причем. Правда, вожу аккуратно очень, уже прошел возраст лихачества. Для стантрайдера и вообще для любого спортсмена на мотоцикле важно уметь отделять шоу и соревнования от реальной дороги, на которой, помимо твоего мотоцикла, еще много другого транспорта. Кроме того, проезд на заднем колесе не вызовет у окружающих участников движения положительной реакции, скорее, наоборот, массу негатива.

AG: Водите автомобиль?
– У меня микроавтобус, приспособленный для перевозки мотоциклов.

AG: Что необходимо рядовому мотоциклисту для того, чтобы начать делать трюки?
– В первую очередь нужна трезвая голова: необходимо отчетливо понимать, что стантрайдинг – травмоопасный вид спорта. Взять и начать делать трюки самому нельзя, так как это сопряжено с опасностью для жизни. Второе – нужно много читать, изучать основы стантрайдинга. Третье – подготовленный мотоцикл и подходящая площадка.

AG: Занимались ли вы другими видами спорта?
– Занимался плаванием очень долго, а потом водным поло – был центральным защитником. Там научился работать в команде, так как на мне лежала огромная ответственность.

AG: Важен ли спортивный фундамент для мотоспорта?
– Обычно достаточно крепкого здоровья и хорошей физической формы. Хотя все зависит от того, какую именно форму мотоспорта вы выбрали. Для шоссейно-кольцевых гонок важна одна группа мышц, а в мотокроссе нагрузка совершенно другая. И там и там тяжело, но в мотокроссе, конечно, нагрузка на спортсмена выше. Главное – не пить и не курить, постоянно держать себя в строгости. Только так можно добиться впечатляющих результатов.

AG: Среди молодежи очень распространен велосипедный вид спорта BMX. Не пробовали?
– В моей молодости такого не было, но к ребятам этого направления я отношусь с большим уважением – они добиваются огромных успехов и выглядят очень круто.

AG: Дети, которые хотят заниматься мотоспортом, часто сталкиваются с двумя проблемами: мотоциклы, во-первых, вещь недешевая, во-вторых, травмоопасная. Как думаете, что становится решающим фактором отказа родителей?
– Конечно, родители переживают, что ребенок получит травму. Но, с другой стороны, люди делятся на несколько категорий: на тех, кто не будет обходить мотоцикл десятой дорогой, и на тех, кто сядет на него однозначно. Человеку достаточно увидеть мотоцикл на улице или же в фильме где-то сцену запомнить, и он уже раз и навсегда себя к одной из этих групп причислит. Случается это в раннем возрасте, конечно. Родители должны это понимать и уметь отличить простую прихоть от настоящего желания. Если человек немного «больной» (в хорошем смысле), то он все равно сядет на мотоцикл, просто родители могут оттянуть это на некоторое время, но не навсегда. В случае если ребенок действительно бредит этим и вынашивает в себе это желание, лучше смириться, отдать с детства в профессиональную школу, тем самым уберечь его от последующих травм. В секции его желание направят в правильное русло, и через десяток лет подросток не станет одним из тех, кто дорвался до заветного «железного коня» и начал бездумно гонять по дорогам.

AG: Как вы оцениваете ситуацию с мотоспортом в России? Насколько он нынче популярен?
– На самом деле, ситуация неплохая, я бы даже сказал, хорошая. Например, трассы для мотокросса есть в каждом регионе, много школ и шоссейно-кольцевых треков для занятий и соревнований. Активно привлекаются спонсоры, проводятся чемпионаты. Конечно, это увлечение дорогостоящее, но многие хотят заниматься этим и возможности находят.

AG: Что важнее: хороший мотоцикл или мастерство?
– От мотоцикла зависит очень много. Но делать трюки сложно на любом из них. Главное – выбрать мотоцикл по вкусу.

Марат Канкадзе: «Яблоко от яблони ураганом унесло»

AG: Настроение играет для вас определяющую роль в выступлении?
– Выступить я могу в любом состоянии, главное – выспаться. Другая сторона медали – настроение появляется, когда видишь условия, в которых будет проходить шоу. Хорошая площадка, ровный асфальт, хорошая погода – все это залог хорошего выступления и отличного самочувствия. Иногда приходится выступать в почти экстремальных условиях: площадки бывают кривыми, грязными, мокрыми из-за дождя и тумана. Когда не получается показать зрителям все, на что ты способен, настроение портится. Могу сказать, что практически никогда не получается продемонстрировать максимум своих возможностей из-за того, что стантрайдинг требователен к погодным и иным условиям.

AG: Владивостокская площадка отвечает требованиям стантрайдинга?
– Хорошая площадка, ровная, но по центру окрашена, что вызывает скольжение – и не все упражнения получается сделать. Так что некоторые мы будем выполнять только по краям.

AG: Расскажите об Олимпийских экстремальных играх?
– Есть еще X Games. Это игры всемирного уровня. Но я выиграл Олимпийские экстремальные игры – это так называемый фестиваль «Прометей». Иначе говоря, это фестиваль трюкового искусства и кино. Участие в нем принимают в основном каскадеры. Оценивают это мероприятие по видеомосту такие звезды, как Арнольд Шварценеггер, Джеки Чан и прочие знаменитости, которые славятся своими трюками в кино.