Сергей Брилев об исторических легендах Приморья
Сергей Брилев – телеведущий, руководитель и лидер программы «Вести в субботу» телеканала «Россия», член президиума Совета по внешней и оборонной политике, академик российского телевидения (ТЭФИ), заместитель директора Всероссийской государственной телерадиокомпании, единственный российский журналист, который взял интервью у пар президентов РФ и США: у Путина с Бушем, у Медведева с Обамой.
AG: Чем привлек Владивосток, что вы вовлеклись в производство сразу двух документальных фильмов?
– Пессимисты-историки мне говорят: ты ничего не открыл, тусклая архивная картина известна: был переход конвоя из пяти лодок класса «С» и «Л» из Владивостока в Мурманск. Я читаю мемуары Григория Ивановича Щедрина, «На борту С-56», он пишет настолько лаконично, что ужасаюсь: «Вышли из Аскольда – пришли в Мурманск». Что происходило между «вышли – пришли», где детали? Оказалось, до 2010 года вахтенный журнал С-56 в архиве ВМФ в Гатчине был засекречен. И Щедрин молчал, как адмирал-служака. И его бойцы-сотоварищи.
Но мир-то изменяется, я увидел в Гондурасе странные музейные истории – советские лодки, подводники с жестом испанских антифа – «виктори». Откуда что взялось? И поехал в Гатчину, и при мне штемпель на щедринском вахтенном за 1943-й «рассекречено» оттиснули. Была вся история литературного толка, для книжки «Забытые союзники во Второй мировой». Только тираж вышел, был краткий утренний эфир в «Добром утре, Россия», немного рассказал о написанном, и вдруг звонок из Владивостока. Марина Ким – ведущая телеканала «Россия» – говорит мне: «Союз моряков-подводников Тихоокеанского флота готовит научно-практическую конференцию к 100-летию Г. И. Щедрина, сможешь прилететь?» Это была идея вице-адмирала Александра Васильевича Конева – золотой человек.
AG: Так это Конев вас сподвигнул на создание сценария?
– Не совсем. Случилось так, что неделей-другой ранее я был на «Авроре» в Санкт-Петербурге, и этот мемориальный корабль поверг меня в уныние: площадка для гламурных вечеринок, внутренности не сохранены, вот только обводы, и те ржавчиной съедены. А вице-адмирал Конев ведет меня на вашу С-56, где в торпедном отсеке клейма завода им. Кирова, где койки матросов-торпедистов навешены над торпедами, где сохранена каюта командира, где вращается перископ, а на палубе можно навести орудие. И я сказал тогда вице-адмиралу: «Это нужно сообщить новому поколению новым языком: кругосветка С-56 уникальна, неизвестна, и сам факт, что этот великий корабль стоит на вечном стапеле на Корабельной набережной Владивостока, нуждается в современной расшифровке».
AG: Вы ввязались в кино, которое по режиссерскому замыслу реконструирует события более чем полувековой давности?
– Я лишь проектант сценария, я – узнаваемая «говорящая голова». У фильмов, которые делает «Единая Медиа Группа» (ЕМГ), главные творцы – режиссеры. У фильма о кругосветке С-56 – Элла Тухарели, злая и умная, ищущая и умеющая восхищаться. Был метафоричный эпизод, который Элла снимала с лучшими дайверами Владивостока Дмитрием Рудасем и Алексеем Луценко. Она хотела нырнуть, не доверяя им (ее-то погружение было бы впервые в жизни). Ей эти авторитеты объяснили: «Ты там, в пучине, не нужна, мы ж спасать тебя будем, ты объясни, что хочешь видеть в кадре». Они ей вытащили такую картинку из глубины, что ее повергло в восторг.
AG: Сочетание трех границ КНР – КНДР – РФ как влекло-то?
– К С-56 и Щедрину – никак. ЕМГ и Тухарели все-таки выпускает фильм о кругосветке НАШЕЙ лодки в осенний прайм-тайм, открытие нового сезона. Фильм крутой и честный, я уже заранее им горжусь. Люди из разных концов света – от Алеутских островов через Панамские шлюзы до Дальзаводской улицы. Великая история великих людей.
А на «треугольник» пришлось прийти из-за глубинной идеи об освобождении Сеула советскими войсками. Лечу в Пхеньян, кланяюсь Владивостоку.
Сергей Брилев – один из немногих политических телеведущих федерального телевидения, кто совмещает работу в эфире с созданием документальных фильмов. Из уже сделанных и нашумевших фильмов Брилева: «ЧВС» о Викторе Степановиче Черномырдине, председателе правительства при Борисе Ельцине, «Карибский кризис. Непонятая история» о подспудных тайнах ядерного кризиса в 1962 году между СССР и США, когда Хрущев приказал разместить ракеты на Острове свободы для защиты «революции Фиделя».
Два фильма, связанные с Владивостоком и Приморьем, Сергей Брилев снимает в соавторстве с режиссерами производственно-творческого объединения «Единая Медиа Группа». Первый фильм посвящен малоизвестному кругосветному переходу отряда подводных лодок Советского Союза из Владивостока на Северный флот в разгар Второй мировой войны, в составе отряда была и легендарная лодка С-56 (ныне – мемориальный музей на Корабельной набережной). Рабочие названия фильма – «Тайна трех океанов», «Подлодка-дипломат». Режиссер фильма о лодке С-56 Элла Тухарели планирует премьеру на телеканале «Россия» в сентябре 2013 года. До Владивостока съемочные группы «Единой Медиа Группы» работали на всем маршруте С-56: через США, Латинскую Америку, Панамский канал, Исландию и Балтику. В производстве фильма во Владивостоке Брилеву и его режиссерской группе активно содействовало командование Тихоокеанского флота ВМФ РФ, дайверские сообщества под эгидой компании «Босфор Восточный», коллектив государственной телерадиокомпании «Владивосток».
Второй фильм Сергея Брилева связан с Корейским полуостровом и продвижением Советской армии в 1945 году к 38-й параллели, по которой официально проходило разграничение зон влияния союзников в войне с Японией. Однако в дипломатических архивах и в свидетельствах очевидцев Брилеву удалось разыскать подтверждения совсем уж малоизвестному факту, что Сеул был освобожден советскими, а не американскими войсками. Фильм по корейской тематике еще в самом начале производства (режиссер – Юрий Ручкин) и планируется к выходу в 2014 году.