6 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Роман Кульбак: «Удача – еще не весь успех»

В начале декабря минувшего года в Малайзии состоялась 15-я по счету внедорожная гонка Rainforest Challenge, всякий раз принимающая в рядах своих участников самых безбашенных поклонников соревнований такого рода. И дальневосточники в этом событии – гости вовсе не редкие. Нашим землякам уже удавалось побеждать зарубежных соперников в отдельных классах, но лидерство в общем зачете долгое время как могли удерживали сами малайцы.

Но все изменилось по итогам состязаний 2012 года, когда «абсолют» наконец-то покорился россиянам: Роман Кульбак и Алексей Константинович победили, несмотря на отсутствие весьма специфичного опыта прохождения трофи-рейдов в джунглях. В ходе апрельского автосалона «Приморская весна» состоялся премьерный показ фильма об этом событии, автором которого стал Олег Кабалик. Но пилот экипажа-триумфатора, Роман Кульбак, стал нашим гостем не только благодаря этому информационному поводу…

Роман Кульбак: «Удача – еще не весь успех»

AG: В первую очередь интересует ответ на вопрос: каким должен быть соревновательный опыт для того, чтобы отправиться на Rainforest Challenge?
– Во внедорожных гонках я участвую с 2004 года, начинал с джип-триала и совсем другого автомобиля, Isuzu Bighorn. На тот момент многие выступали на больших внедорожниках, а со временем от таких машин все стали отходить в пользу более компактных. Особенно хорошо удавалось проходить самые разные дистанции экипажам на Suzuki Jimny, и я приобрел такой же внедорожник в 2008 году. Машина постоянно дорабатывалась и дорабатывается, и за несколько лет появилось довольно много соревновательного опыта и даже призовых мест. Но только на местном уровне, поэтому прошлогодняя поездка в Малайзию – скорее авантюра, которая полностью оправдала весь риск.

AG: Как вы узнали о проведении этой гонки и как долго готовились непосредственно к дебюту?
– Еще в те годы, когда я только начинал заниматься внедорожными соревнованиями, случайно наткнулся на журнальную статью об одной из первых гонок Rainforest Challenge. Меня зацепили интересные фотографии, статус события и, наконец, проведение трофи-рейда в Азии, что означало относительную географическую близость к Приморью. Несколько лет участие в этой гонке было для меня скорее несбыточной мечтой, хотя я и интересовался у других дальневосточников, которые ездили на RFC в качестве спортсменов, подробностями об этом событии. Несколько раз я буквально чудом отказывался от участия в этом событии: тогда желание было огромным, но сейчас можно со всей уверенностью сказать, что автомобиль по-настоящему был готов к малайзийским джунглям только к 2012 году.

AG: Каких доработок при этом потребовал автомобиль?
– Изначально мой Jimny был оснащен атмосферным 1,3-литровым двигателем и механической коробкой передач. Считалось, что «механика» для любого бездорожья – это лучшее решение. С опытом сменил коробку передач на «автомат», который при чуть меньшей надежности позволяет сосредоточиться на управлении, а от обычного кузова по сути осталась половина. Дело в том, что для Малайзии автомобиль должен быть не только максимально проходимым, но и легким, поэтому «родной» движок давно уступил место 1,6-литровому турбированному агрегату мощностью порядка 200 «лошадей». Также установлены портальные мосты от шведского армейского вездехода Volvo Laplander, а привычное всем рулевое управление сменили на гидравлическое, где отсутствует редуктор как таковой.

В том виде, в котором мой Jimny был заявлен на Rainforest Challenge, автомобиль оказался буквально за месяц до старта гонки, и вскоре после нее он получил очередную порцию обновлений. Я таков по своей природе: если узнаю, что есть возможность для дальнейшего совершенствования автомобиля, то никогда ее не упускаю.

AG: Дальневосточники выступали в Малайзии уже не раз. Помог ли вам опыт земляков в дебютной для вас гонке?
– Присутствие в RFC-2012 второго приморского экипажа, безусловно, один из залогов успеха. Валерий Любаренко и Александр Леонов выступали в Малайзии уже в третий раз, поэтому их знания и советы нам очень помогли как на этапе подготовки, так и в самих соревнованиях. Не будем забывать и о финансовой стороне дела: помимо стартовых взносов и расходов на питание и проживание, требовалась перевозка автомобилей, а разделить этот «груз» между двумя экипажами куда как проще.

Роман Кульбак: «Удача – еще не весь успех»

AG: Что касается вашего экипажа, то сколько гонок вы и Алексей Константинович провели вместе?
– Интересно, что Алексей принял решение выступить со мной в Малайзии буквально за неделю до нашего отправления на Rainforest Challenge и возможности провести тренировки (а уж тем более проехать хоть одну гонку вместе) у нас не было. Поэтому «вкатывались» уже непосредственно на этапах трофи-рейда, перед каждым стартом вместе составляя план действий и продумывая разные варианты стратегии. Конечно, были ошибки и недопонимание судей, но все это – в порядке вещей.

AG: Чем, помимо кубка за первое место, вам запомнится RFC-2012?
– Самое яркое впечатление от легендарной гонки – ее сложность в физическом плане. Конечно, усталость, волнение и переживания за результат тоже сказывались, но очень сильная влажность на фоне жары изматывала нас по максимуму. А ведь в ходе гонки нельзя отстраниться и присесть в тень. Отключиться от любого спецучастка просто невозможно: даже если твоя очередь выходить на старт будет еще нескоро, нужно всегда следить за сильными сторонами соперников, за их ошибками и, главное, за состоянием трассы, которое всегда меняется.

Были моменты, когда лично я оказывался на грани солнечного удара, но все обошлось. Если честно, когда начинал чувствовать себя плохо, спасался мешочком со льдом, который просто прятал под бейсболку и таким образом охлаждал голову. И все-таки за несколько дней гонки к местному климату я так и не привык.

AG: Какие факторы стали решающими для победы в абсолютном зачете?
– Малайзийская гонка организована так, что скоростные спецучастки чередуются с «медленными» и одинаково легко пройти все этапы просто невозможно. Мой автомобиль лучше подготовлен к наиболее тяжелому бездорожью, и у лидеров удавалось отыграть очки как раз в таких ситуациях. А экипаж Валерия Любаренко лучше подготовился к скоростным участкам, где они, собственно, и отрывались от соперников в итоговых протоколах. Таким образом, потенциальные лидеры оказывались чуть позади и у нас образовался достаточный отрыв.

Достаточный, конечно же, не для победы, но для того, чтобы забыть о лишнем риске. И все-таки к заключительному этапу положение в таблице и надежда на завершение гонки «в призах» заставили немного испугаться и двигаться так, чтобы просто доехать до финиша спецучастка, – а в результате, стыдно признаться, нас тогда даже обогнали поляки, которые прежде застревали и переворачивались везде где возможно. А впрочем, на конечном результате этот факт не сказался, поэтому на RFC-2012 нам очень сильно повезло.

Мы с Алексеем Константиновичем впервые за всю историю этой гонки стали победителями абсолютного зачета, попутно став лучшими в классе внедорожников с бензиновыми двигателями объемом до 2000 кубиков и опередив всех соперников с портальными мостами и электрическими лебедками. А Валерий Любаренко и Александр Леонов стали в «абсолюте» третьими, и этот результат для россиян оказался еще одним рекордом.

AG: Таким образом, скольких соперников удалось опередить?
– Изначально на старт гонки вышло порядка 20 экипажей, а до финиша добралось не более 13 машин. Одних подвела техника, других – усталость и ошибки. Среди соперников присутствовали и победители RFC прошлых лет в разных классах, в числе которых и несколько опытных малайских экипажей. Нужно сказать, что в последние гонки участие в этом легендарном трофи-рейде принимают далеко не все действительно сильные зарубежные экипажи.

Ведь ровно десять лет победа в «абсолюте» доставалась местным спортсменам, и у многих складывается впечатление, что малайские судьи настроены на лидерство своих, а у тех, в свою очередь, есть возможность адаптироваться к реалиям конкретной гонки. И вот своим присутствием и результатом мы разрушили этот стереотип, поэтому есть шанс, что уже в этом году количество и «качество» участников трофи-рейда заметно увеличится.

AG: Малайзия – страна со своими нравами, со своим языком, с уважением к пилотам-соотечественникам. Не возникло ли в гонке каких-то трудностей, связанных с топливом и запчастями?
– В целом сложностей почти не возникает. На преодоление спецучастка требуется относительно немного топлива, а заправки неподалеку от места проведения гонки присутствуют. Каждый экипаж берет с собой нужные, по мнению самих спортсменов, запчасти: приводы, ремни, генераторы и так далее, а если из строя выйдет что-то «лишнее», то это можно заказать непосредственно в Малайзии и установить в короткие сроки. В этом смысле у праворульных внедорожников есть масса преимуществ: в этом государстве движение тоже левостороннее, и найти нужную деталь на нестандартную для них машину практически невозможно. Впрочем, ситуации бывают разные и выход найти вполне реально. К примеру, на одном из спецучастков мы перевернулись назад через крышу и вновь оказались на колесах, потому продолжили путь, но с одной сломанной пружиной подвески. И ничего, техника выдержала.

Роман Кульбак: «Удача – еще не весь успех»

AG: Без грамотного обслуживания машины победить всегда сложно. Кто был механиком в вашей команде?
– Этот же вопрос мне задали в Малайзии другие участники гонки. Признался, что сам выступаю в качестве механика, чему они поначалу не поверили, приняв меня не то за врача, не то за юриста. Поэтому, узнав о том, чем я занимаюсь вне автоспорта, они, наверное, так мне и не поверили.

AG: Приоткроете тайну?
– В 1999 году я окончил ТОВВМУ имени адмирала Макарова, но служить на флоте в качестве офицера не стал – сложные тогда в нашем ВМФ были времена. Определенные знания электроники привели меня на роль мастера по ремонту бытовой техники, в частности чинил телевизоры. А затем стал работать и с автомобилями, и этот род деятельности пришелся мне больше по душе. Поэтому на сегодняшний день я руковожу сервисом, для которого профильными являются внедорожники и их тюнинг. Получается, что удалось совместить основное увлечение с работой и это идет на пользу обеим сторонам жизни.

AG: Расскажите о своей семье и об отношении близких к спорту.
– Полтора года назад я женился, но детей пока нет. Жена уважает мое увлечение внедорожными гонками, но сама участие в них принимать не хочет – все-таки таким хобби болеют в основном мужчины, и оно сопряжено с определенным риском и отрывом от цивилизации.

AG: Напоследок – традиционный вопрос о планах на спортивное будущее. На Rainforest Challenge – 2013 заявляться будете?
– Конечно, такое желание есть, но впереди еще много времени, и нужно взвесить все наши возможности, прежде чем принимать решение и браться за дело. А ближайшей для меня гонкой станет рейд Croatia Trophy, который пройдет со 2-го по 9 мая. Организатором этого события является украинец Игорь Божикович, а меня пригласили выступить с нулевым стартовым взносом именно благодаря победе в Малайзии: европейцам хочется посмотреть и сравнить свое мастерство с кем-то из другой «лиги». На трофи-рейд уже заявлено 78 экипажей, и среди них восемь российских, но из восточной части страны еду я один.

Автомобиль, уже с рядом доработок, отправлен в Хорватию, а штурманом в моем экипаже поедет опытный спортсмен из Москвы. Суть этой гонки заключается в прохождении не определенного маршрута, а в максимально быстром нахождении контрольных точек согласно легенде, и здесь от слаженности экипажа будет зависеть многое. Повторюсь, что в Малайзии нам способствовала удача, поэтому нужно приложить все усилия и надеяться на лучшее и в этот раз. А там будь как будет.