29 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Рольф Гобитс: «Главное – умение не смотреть, а видеть»

Рольф Гобитс – английский фотограф с мировым именем, ставший адептом классической традиции в фотографии. За более чем 25 лет работы Рольф воплотил свой неповторимый стиль в фотографии. Созданные им снимки украшают марки английской Королевской почтовой службы, которые собственноручно отбирает королева Елизавета. Имя Рольфа Гобитса входит в список 100 людей, внесших наиболее значительный вклад в культуру Великобритании по версии журнала People. В числе его клиентов самые известные люди мира: Джин Мюир, Джоан Осборн, Дженни Савиль, Ли Хукер, Норман Фостер, Дэмьен Херст и многие другие. А также крупнейшие мировые торговые марки: Apple, Hyatt Hotels, Mariott Hotels, Sotheby’s, Lloyds Bank, BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Chrysler, British Airways, Canadian Airlines, Hewlett-Packard, IBM, Miele, Levi’s, Carl F. Bucherer, American Express, Evian, Bacardi, Jameson. В мае английский фотограф посетил в приморской столице Неделю моды, стиля и индустрии красоты стран АТР, в рамках которой возглавил жюри конкурса Pacific View.

AG: Откуда вы родом?

– Я родился в небольшой европейской стране Голландии. Позже, в возрасте 19 лет, переехал в Лондон, чтобы учиться фотоискусству.

AG: Расскажите немного о своем детстве.

– Когда мне было всего четыре года, мы с семьей пришли в дом, в котором я увидел то, что изменило мою жизнь навсегда. Это была темная комната, в которой горела красная лампа. Какой-то человек опускал в посуду с неизвестной мне жидкостью, похожей на воду, кусочки бумаги, а доставал фотографии. В тот момент мне показалось, что это настоящее чудо. Это был один из самых удивительных моментов моего детства, который я помню до сих пор. Намного позже я купил первую камеру и съемка стала моим хобби.

AG: Помните свой первый фотоаппарат?

– Моей первой камерой стала японская Yashica. Главная причина, по которой я купил ее, – минимальная выдержка 1:1000 секунды. И мне казалось, что это фантастика. Тогда я еще ничего не знал о фотографии и решил пойти в аэропорт, чтобы заснять движущиеся лопасти пропеллера самолета. Мне казалось, что такой выдержки будет более чем достаточно, но, как понимаете, у меня ничего не получилось. После этого я увлекся портретной съемкой – у меня была коллекция снимков всех одноклассников.

AG: Где вы учились?

– В Королевском колледже искусств в Лондоне. Сейчас множество университетов предлагают обучение фотомастерству, но тогда всего в одном месте во всей Европе можно было получить высшее образование по фотографии, и я оказался в числе шести счастливчиков, которые смогли выделиться из 700 претендентов. Там я сначала четыре года учился на бакалавра, а потом еще три на магистра – в течение всего этого времени мы не только изучали теорию, но и неотрывно практиковались в студиях. Хочу отметить, что процесс получения высшего образования не может ограничиться только фотомастерством – я подробно изучал историю живописи и еще много разных предметов. Большинство людей, окончивших колледж вместе со мной, стали фотографами.

AG: Почему вы снимаете только на пленку?

– Я в этом бизнесе 35 лет, цифровая фотография стала популярна чуть более десятка лет назад, до этого ни у кого выбора и не было – все снимали на пленку. Это был долгий процесс, требующий ручной настройки фокуса, диафрагмы, света, да и сама проявка фотографий – дело, требующее времени. Именно поэтому фотографов было немного – слишком много знаний нужно было иметь о технике. Я считаю, что цифровая камера – это слишком просто. У меня есть цифровая Leica, но для профессиональных съемок я использую только пленку.

Рольф Гобитс

AG: Известно, что вы не любите внешнюю вспышку. Почему?

– Это действительно так. Я использую ее только в крайних случаях, когда освещение не позволяет сделать хороший кадр. Однако я научился использовать вспышку так, что вы никогда не догадаетесь об этом. Посмотрите на мои фотографии и попробуйте угадать, где свет ненастоящий, – думаю, у вас не получится. Но все равно вспышку не люблю – она портит кадр и искажает картинку окружающей среды.

AG: Что вы почувствовали, когда в печать вышла ваша первая фотография?

– Безусловно, я был счастлив. Моя первая работа вышла, когда я еще учился в колледже. Тогда мы имели возможность проходить практику в лучших модных журналах Лондона. Когда я ехал в метро и видел, что множество людей читает журнал, на первой полосе которого стоит моя фотография, мне очень хотелось рассказать им об этом, так я был горд собой.

AG: Нравится ли вам обучать студентов и чувствуете ли вы прогресс?

– Мне доставляет огромное удовольствие обучать студентов фотографии, потому что сегодня есть много возможностей делать это. Я показываю им технику, мы отрабатываем приемы в студии. Например, недавно мы проходили постановку света, после чего я дал студентам время на создание собственных фото и увидел прогресс в их работах.

AG: Какое качество вы считаете главным для хорошего фотографа?

– Умение не смотреть, а видеть. Часто бывает так, что я иду по улице и вдруг достаю камеру и начинаю снимать. Люди начинают спрашивать, почему я делаю это. Я отвечаю им, что они просто смотрят, а я именно вижу. Музыкант слышит звуки, художник видит то, что хочет нарисовать, дизайнер видит, во что одеты люди вокруг, а я вижу кадр. Второе – собственный стиль. Его нужно создавать и работать над ним. Каждый сегодня может купить цифровую камеру и сделать снимок, потому что все настройки – автоматические. Множество неплохих фотографий разных людей могут быть абсолютно среднестатистическими, по ним ничего нельзя будет сказать об авторе.

AG: Нравится ли вам Владивосток?

– Это очень сложный вопрос. Я приехал из Лондона, в котором множество театров, книжных магазинов, парков и 9 миллионов человек. По сравнению с ним Владивосток – деревня. Здесь нет возможности развития для молодых людей. Например, в Европе множество магазинов, в которых лежат на прилавках сотни глянцевых изданий. Вы можете взять его и посмотреть и, если понравится, купить. Здесь такой возможности нет. Всю информацию приходится искать в Интернете. Из-за этого студенты не знают великих фотографов и не знакомы с лучшими образцами фотоискусства.

AG: Как вы думаете, обязательно ли учиться фотографии в университете?

– Университет не столько дает вам знания, сколько помогает разобраться в себе. Вас никто не будет заставлять делать что-то – все зависит только от вас и от вашего желания найти себя и узнать что-то новое. Дома сложно чему-то научиться, особенно если вы живете с родителями, а в колледже вы общаетесь с огромным количеством людей и не только о том, кто какие дисциплины изучает. Я мог с некоторыми людьми общаться до 3-4 часов ночи, и это были увлекательнейшие беседы обо всем на свете.

AG: Что отличает профессионального фотографа от новичка?

– Начинающий фотограф похож на ребенка: он смотрит на мир широко раскрытыми глазами и думает, что все подвластно его кадру и правил не существует. Опытный фотограф уже знает, что некоторые вещи в кадре будут смотреться ужасно, потому что он убедился в этом пару лет назад. Например, во время недавней работы со студентами я заметил, что один из них поставил свет так, что у модели не было видно глаз. Я абсолютно уверен, что в кадре это будет смотреться чудовищно, потому что я эту ошибку проходил.

AG: Какой жанр фотосъемки вы предпочитаете?

– Портрет. Искусство портрета постичь труднее всего, потому что недостаточно просто запечатлеть лицо человека – нужно показать его душу. Самый знаменитый снимок Уинстона Черчилля был сделан в тот момент, когда у него неожиданно вырвали сигару изо рта, – он был похож на бульдога, но это настоящий премьер-министр Уинстон Черчилль, а не просто фото какого-то человека. Фотограф вызвал эмоции – реакцию в ответ на действие – и это была верная стратегия. Вот еще пример: один американский фотограф сделал снимок пятидесяти человек, и все они, казалось, не отличались друг от друга. Тогда он взял мегафон и прокричал неприличную фразу в их адрес и тут же сделал снимок – запечатлел полсотни совершенно разных людей, каждый из которых отреагировал по-своему.

AG: Как лично вы выбирали лучшую фотографию на конкурсе Pacific View?

– Решение было принято большинством голосов, я выбрал совершенно другой снимок.

AG: А как вы оцениваете уровень подготовки конкурсантов?

– Что касается fashion-фотографии, то я думаю, что уровень невысок. Это происходит потому, что люди здесь не имеют возможности видеть, что происходит в мире. Необходимо постоянно смотреть европейские и американские журналы мод, чтобы знать, как сейчас снимают. Я видел в основном копии снимков, которые дублируются из журнала в журнал десятилетиями, – одни и те же позы, ракурсы. Шесть из восьми участников использовали дымовую машину – это выглядит старомодно, потому что во всем мире отказались от этого десятки лет назад. Остановить это я не мог, потому что не имел права вмешиваться в ход конкурса – это было бы нечестно.

AG: Есть ли у вас хобби?

– Мое хобби – фотосъемка. Ничто меня не привлекает так сильно, без камеры я не выхожу из дома уже много лет.

AG: Какие автомобили вы предпочитаете?

– Мне нравится классический стиль во всем, я не люблю излишеств. Некоторые люди покупают «Феррари» только для того, чтобы показать всем, что они богаты. Мне нравятся «Мерседесы», которые выпускались пару десятков лет назад, – классические формы, ничего лишнего.