29 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Олег Чубыкин: «Новые приключения в стерео» практически как «White Album» The Beatles – энциклопедия рок-музыки

Уроженец Арсеньева, патриот Владивостока и житель Москвы Олег Чубыкин о синдроме «дальневосточности» среди столичного десанта из Приморья, эпохе потребления и сохранении интеллектуальности в ней, а также о битловской составляющей своей музыки.

Справка AG

Олег Анатольевич Чубыкин – российский музыкант и саунд-продюсер. Член знаменитой приморской рок-тусовки начала 1990-х, большая часть которой впоследствии успешно закрепилась в Москве – Павел Руминов, Александр Иванов.

AG: Олег, ваша музыка для восприятия очень проста и приятна, как удается достигать такого эффекта?

– Разве простая? Мне всегда говорили, что моя музыка сложная. А для моих земляков она, оказывается, простая. Замечательно (смеется).

Олег Чубыкин

AG: Я имел в виду, что за такой кажущейся начальной простотой как раз и скрывается сложность.

– Мне кажется, здесь все проще: есть музыка и не музыка. Это похоже на идеалы человека о гармонии, и в чем есть некий смысл – тогда получается музыка. Сложность и простота уже чисто субъективные категории.

AG: Сегодня на сцене выступает целое поколение сорокалетних музыкантов. На ваш взгляд, чем им интереснее заниматься по сравнению с собой более молодыми?

– Мне, слава богу, пока 38 (смеется). Но для мужчин складывается все гораздо проще, чем для женщин, причем в любом возрасте, что в 25, в 38 или в 51. Мы живем в довольно шовинистическом мире шоу-бизнеса, где важно, чтобы женщина сохраняла свою привлекательность долгое время. Для мужчин важнее интеллектуальные параметры, поэтому возраст – не главное.

Если сравнить меня с собой периода двадцатилетней давности, то тогда я был молодым и агрессивным тинейджером, которого не понимаю. Но это нормальная эволюция человека. Конечно, сейчас мне кажется, что я мудрее и лучше понимаю человеческую природу, знаю, чего я хочу и чего от меня хотят. Мне комфортно в этом возрасте.

AG: Вы сейчас поддерживаете отношения со своими коллегами по группе «Тандем»?

– Мы с Пашей Руминовым буквально перед моим отлетом во Владивосток заканчивали сведение нового альбома из его проекта «Шерлок Блонд», мы плотно общаемся и сотрудничаем. Я сейчас собираюсь делать серию новых клипов, и часть из них будет снимать Паша, потому что он лучший клипмейкер и режиссер в России.

AG: Вы вообще чувствуете себя в Москве частью дальневосточной рок-тусовки или большой город безнадежно отрывает вас друг от друга?

– Для меня понятие владивостокской диаспоры, принадлежности к Дальнему Востоку всегда присутствует. Я себя не могу представить в другом качестве, потому что большинство моих московских друзей приехало в столицу из Владивостока. Тем более, мне кажется, что лучшая музыка в России именно с Дальнего Востока, что налагает определенную ответственность. Нужно держать марку. Мы все же не Москва, поэтому в этой ситуации мне комфортно быть с другой стороны земного шарика.

Олег Чубыкин

AG: Следите за следующим поколением дальневосточных музыкантов? Кто пришел вам на смену?

– На самом деле, даже кавер-группы, одну из которых я недавно слушал в местном клубе, исполняют известный материал на свой лад, очень стильно. Во Владивостоке всегда было качество, и я тоже прошел эту школу. Конечно, я сейчас вряд ли назову вам конкретные имена, может быть только «Mari!Mari!». Но уверен, что и сейчас во Владивостоке постоянно появляются интересные музыканты.

AG: Помимо музыкальной деятельности, вы занимаетесь и саунд-продюсированием. Готовы взять к себе местные группы?

– Наверное, это вопрос не ко мне, а к ребятам. На самом, деле я начинал эту деятельность во Владивостоке, поэтому пока не ставлю себе задачу работать с местными командами. Мое сотрудничество с владивостокской сценой пока ограничивается тем, что я делюсь с ребятами своими музыкальными открытиями. А так, например, вокалист владивостокской группы Steplers Костя Буглевский тоже занимается саунд-продюсированием. Но я открыт для предложений.

AG: Сейчас на сцене пришло время музыкантов, у которых вряд ли когда-то будет популярность и признание динозавров рок-музыки. Или их время все же вернется?

– Вряд ли. Сейчас музыка – это часть фэшн-индустрии, поскольку она не приносит реальных доходов от продажи компакт-дисков. Есть концерты, но это тоже не очень большой заработок. Тот же писатель, который за свои книги почти ничего не получает, поскольку их можно скачать в Интернете. В индустрии развлечений тебе нужно пытаться оставаться интеллектуалом, выпадая из поп-тусовки. Быть интересным и оригинальным в сложное время для интеллектуальной деятельности. Но я надеюсь, что человечество все же придет к некой социальной модели вроде Советского Союза версия 2.0, когда при коммунизме все будет доступным и бесплатным, а у творцов не возникнет необходимости думать, как кормить своих детей или искать деньги.

AG: Насколько вам сложно поддерживать свой интеллектуальный уровень?

– Не буду оригинален: читаю книги, смотрю кино. Люди, которые выбрали эту сферу, всегда будут в теме, обучаясь новому. Творчество, прежде всего, способ общения.

AG: Что из последнего вам особенно понравилось?

– Фильмов я смотрю много, практически каждый день посвящаю этому занятию. Из последнего запомнились «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино, раньше он снимал всякую лабуду, «В доме» Франсуа Озона – всем рекомендую посмотреть. А насчет книг, то я всегда читаю одновременно десять текстов, снова открыл для себя Маркса, который сейчас снова начинает приобретать актуальность.

AG: Олег, ваш новый двойной альбом «Новые приключения в стерео» изначально задумывался как концептуальный или это пришло во время его записи?

– Творчество – это всегда борьба формы и содержания. Первое должно быть изначальным, а второе – проявление твоего профессионализма. В моем новом альбоме оба эти проявления критического разума настолько равноценны, что непонятно, что важнее. Свои пластинки я полностью понимаю только спустя некоторое время, когда проходит два-три года и я могу послушать своими ушами треки, которые стали прошлым. Только тогда можно объективно проанализировать то, что было сделано. Посмотреть глазами постороннего человека, поскольку когда ты что-то делаешь, то очень этим увлечен и чрезмерно эмоционален.

Сейчас двойной альбом закончен, и я внутренне освободился от вещей, которые тогда считал главными. Я готов делать простую, местами даже более легкую, чувственную и танцевальную музыку. Я записал «Новые приключения в стерео» в дорогой студии с продуманными аранжировками, а теперь хочу, чтобы люди просто хотели на моих концертах. А это еще более сложная интеллектуальная задача (смеется).

Олег Чубыкин

AG: То есть для вас этот двойной альбом – что-то вроде битловского Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band?

– Скорее их «Белый альбом». Целая энциклопедия рок-музыки, я даже позволил себе написать фолковые треки, которые до этого никогда не сочинял. А следующий альбом я намеренно сделаю в более электронном и танцевальном формате, одновременно напористым и личным.

AG: Давая слушать свой материал москвичам и землякам, отмечали для себя некую разницу в восприятии вашего творчества при всей его «дальневосточности»?

– Мне кажется, здесь суть заключается в вопросе восприятия конкретного слушателя. В Москве реакция людей на твою новую пластинку – это часть бизнеса. Для начала тебе надо прийти в рекорд-компанию, заранее сформировать к себе отношение как к музыканту. Во Владивостоке я человек, которого давно знают, здесь всегда чувствую симпатию. Я не чувствую ситуацию, когда нахожусь в состоянии музыкального рынка, а просто приезжаю домой. У меня здесь много друзей, с которыми я приятно общаюсь, и они не обсуждают, удался мне или нет новый альбом. Публике по большому счету это по барабану, они хотят общения, эмоций, встречи со старым другом. Для меня это очень важно, это прекрасная эмоциональная подпитка и возвращение на десять лет назад. Тут я дома. А Москва – история про то, что нужно снять глянцевый клип со стилистом и какой-то идеей и выложить в социальную сеть. История про бизнес. Поэтому я и остаюсь дальневосточником, так как мне важно понимать, что откуда берется и куда идет дальше. В Москве можно идти по торговому центру, но оставаться личностью. А Владивосток – часть ее. Поэтому в любом моем альбоме есть песня, связанная с этим городом, которая будит воспоминания о прежних гастролях, о важной части моей жизни.

Олег Чубыкин

AG: Как вы реагируете на то, что ваша музыка появляется в Интернете?

– Мне кажется, что уже бесполезно говорить об Интернете как некой площадке для продаж. Тот интерес, который рекорд-компании сейчас проявляют ко мне, связан с iTunes, поскольку он позволил монетизировать музыку. Ведь важно, что ты тратишь на это часть жизни и зарабатываешь деньги для того, чтобы содержать себя и свою семью. Деньги необходимо возвращать в бизнес. Что касается нелегального контента, то его распространение бесполезно контролировать. Кто-то считает, что популярность музыканта в раскрученной социальной сети типа «ВКонтакте» способствует его рекламе. Сейчас случился такой феномен, когда Земфира выпустила новый альбом и разместила его на «Яндексе». Тысячи людей, все равно купившие альбом, сделали это не только для того, чтобы его послушать, но и чтобы выразить уважение к музыканту. Если слушатели чувствуют необходимость отблагодарить музыканта, то они это сделают. На моем сайте тоже использована функция выражения благодарности: хочешь – просто скачай, хочешь – поддержи материально.

AG: Олег, вы сейчас можете сказать, сколько еще будете оставаться в музыке? Может быть, у вас есть параллельные проекты, которые в будущем выйдут на первый план?

– Я себя не представляю в другом качестве. Кино и клипы я и так делаю. Тут вопрос не в том, хочешь ли ты этого или нет, а в том, комфортно ли тебе в этой истории. Осваивать другую профессию пока не хочу, мне это неинтересно. Вокруг музыки вертится вся моя жизнь, и я счастлив. И этим все сказано.

Олег Чубыкин